Практическая часть занятия
Лабораторная работа № 1: Каталитическое действие ионов Fe+3 (Гомогенный катализ). Ход работы: В две пробирки наливают по 3 мл раствора индиго-кармина. В одну из пробирок добавляют две капли раствора FeCl3 (катализатор), после чего в обе пробирки добавляют по 3 мл 3% раствора Н2О2 и отмечают время, через которое последующие растворы обесцветятся.
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2: Каталитическое действие MnO2. (Гетерогенный катализ). Ход работы: В пробирку наливают 2 мл 3% раствора Н2О2 и прибавляют немного порошка диоксида марганца. Наблюдают энергичное разложение пероксида водорода с выделением кислорода (проверить тлеющей лучиной). Реакция протекает по уравнению: 2Н2О2 2Н2О + О2 Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лабораторная работа № 3: Ферментативный катализ. Ход работы: Поместите в пробирку 5 капель 0,5%-ного крахмального клейстера. Добавьте в неё такой же объем собственной слюны и тщательно размешайте. Через 1-2 мин. возьмите пипеткой 1 каплю очень разведенного раствора йода в йодиде калия (светло-желтый раствор). Отсутствие синей окраски укажет на то, что крахмал переварен слюной. Катализирует реакцию гидролиза крахмала фермент а м и л а з а, находящийся в слюне.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Дата ___________ Подпись преподавателя___________ Тесты к теме: Катализ. 1. Катализаторы – это вещества, которые: а) ускоряют химическую реакцию, но сами в ней не расходуются; б) ускоряют химическую реакцию и расходуются в результате ее протекания; в) замедляют химическую реакцию и сами в ней не расходуются; г) замедляют химическую реакцию и расходуются при ее протекании.
2. Катализатор в случае обратимой реакции: а) изменяет скорость только прямой реакции; б) изменяет скорость только обратной реакции; в) в одинаковой мере изменяет скорость как прямой, так и обратной реакции; г) не влияет на скорость прямой и обратной реакции.
3. Скорость реакции в случае гомогенного катализа: а) не зависит от концентрации катализатора; б) уменьшается при повышении концентрации катализатора; в) возрастает при повышении концентрации катализатора; г) зависит от концентрации активных центров на поверхности катализатора.
4. Скорость реакции в случае гетерогенного катализа: а) зависит от площади катализатора; б) зависит от концентрации катализатора; в) зависит от числа активных центров на поверхности катализатора; г) зависит от цвета катализатора.
5. Каталитической не может быть реакция: а) разложения; б) соединения; в) ионного обмена, протекающая в водном растворе между сильными электролитами; г) окислительно−восстановительная.
6. Укажите схемы каталитических реакций: а) NaOH(р-р) + НCl(р-р) →; б) 2SО2 + О2 →; в) 2Н2 + О2 →; г) СН3−С(О)−О−СН3 + Н2О →.
7. Скорость реакции при гетерогенном катализе зависит от: а) площади поверхности твердого катализатора; б) количества активных центров на поверхности катализатора;
в) цвета и формы катализатора; г) концентрации твердого катализатора.
8. При гомогенном катализе: а) исходные вещества адсорбируются на поверхности катализатора; б) молекулы катализатора взаимодействуют с молекулами одного из исходных веществ, образуя нестойкое промежуточное соединение; в) скорость реакции зависит от концентрации катализатора в реакционной системе; г) катализатор расходуется ко времени окончания реакции.
9. Ингибиторы – это: а) вещества, уменьшающие скорость химической реакции; б) каталитические яды; в) вещества, не влияющие на скорость химической реакции; г) вещества, увеличивающие время протекания химической реакции до наступления равновесия.
10. Вещества, усиливающие действие катализаторов, называются: а) ингибиторами; б) активаторами; в) стабилизаторами; г) промоторами.
11. Антиоксидантами называются: а) вещества, уменьшающие скорость процесса окисления; б) вещества, способствующие интенсификации процессов окисления; в) ингибиторы, влияющие на протекание процессов окисления; г) вещества, не способные взаимодействовать с кислородом.
12. Автокаталитическими называются такие реакции, в которых: а) в роли катализатора выступает один из реагентов; б) в роли катализатора выступает один из продуктов реакции; в) скорость реакции возрастает за счет действия какого – нибудь внешнего фактора; г) скорость реакции все время находится на высоком уровне и не зависит от действия внешних и внутренних факторов.
13. Соответствующим образом подобранный катализатор может ускорить: а) любую химическую реакцию; б) как прямую, так и обратную реакцию, способную протекать при данных условиях; в) только термодинамически возможные, при данных условиях, реакции, которые сопровождаются уменьшением свободной энергии Гиббса (ΔG<0); г) только те реакции которые сопровождаются возрастанием при данных условиях свободной энергии Гиббса (ΔG>0).
14. Характерной особенностью катализа является то что: а) содержание катализатора в реакционной смеси по сравнению с количествами исходных веществ должно быть во много раз больше; б) химическое количество катализатора в реакционной смеси должно быть примерно одинаковыми с химическим количеством исходных веществ;
в) содержание катализатора в реакционной смеси должно быть значительно меньше, чем химические количества исходных веществ; г) скорость каталитической реакции всегда не зависит от количества катализатора, присутствующего в реакционной смеси.
15. Селективные катализаторы, в отличие от обычных: а) могут изменять скорость реакции только при строго определённых условиях; б) могут изменять скорость реакции только в том случае, если их содержание в системе становится больше строго определённой величины; в) могут изменять не только скорость реакции, но и направление её протекания; г) действую на сложную реакцию, увеличивают скорость только одной из нескольких параллельно протекающих реакций.
16. Из нескольких возможных реакций катализатор обычно: а) всегда ускоряет только ту, которая сопровождается наибольшей убылью свободной энергии Гиббса; б) ускоряет только какую то определённую реакцию, протекающую между строго конкретными веществами; в) в одинаковой мере ускоряет все реакции; г) всегда ускоряет только ту реакцию, которая сопровождается наименьшей убылью свободной энергии Гиббса.
17. Катализатор: а) участвует в элементарном акте реакции; б) не участвует в образовании промежуточного соединения с каким - либо участником реакции в случае протекания многостадийного процесса; в) образует активированный комплекс со всеми реагирующими веществами в случае протекания одностадийного процесса; г) постепенно расходуется в ходе химической реакции.
18. В результате протекания каталитической реакции катализатор: а) претерпевает химическое превращения; б) остаётся химически неизменным; в) сохраняет своё количество постоянным (если не учитывать механического уноса и возможности протекания побочных процессов, в которых он выступает в роли реагента); г) всегда уменьшает своё изначальное химическое количество.
19. Природные катализаторы, имеющие белковую природу и ускоряющие протекание биохимических реакций в животных и растительных клетках называются:
а) ферментами; б) антиоксидантами; в) витаминами; г) антиглобулинами.
20. Отличительной особенностью ферментов от других катализаторов является то, что они: а) способны ускорять любую биохимическую реакцию; б) обладают более высокой каталитической активностью; в) являются строго специфичными; г) проявляют свою максимальную активность в строго определённых внешних условиях.
21. Субстратной специфичностью фермента является: а) его способность ускорять только прямую реакцию до наступления в системе химического равновесия; б) его способность проявлять каталитическую активность только по отношению к какому- нибудь одному исходному веществу (субстрату); в) его способность проявлять каталитическую активность по отношению в разным субстратам, имеющим определённые структурные фрагменты; г) его способность ускорять как прямую, так и обратную реакцию до наступления в системе химического равновесия
22. Способность фрагмента проявлять каталитическую активность только по отношению к одному из стереоизомеров исходного вещества называется его: а) стереоспецифичностью; б) субстратной специфичностью; в) групповой специфичностью; г) селективностью.
23. В пищевой промышленности антиоксиданты используются для: а) увеличения сроков хранения жиров и жиросодержащих продуктов; б) уменьшения скорости протекания процессов окисления; в) увеличения скорости протекания процессов окисления; г) подавления действия ферментов на продукты при их употреблении в пищу.
24. Ферментом с групповой специфичностью является: а) пепсин; б) амилаза; в) алкогольдегидрогеназа; г) трипсин.
25. Ферментом с субстратной специфичностью является: а) пепсин; б) амилаза; в) уреаза; г) трипсин. Ответы. Катализ.
Электрохимия.
Методические указания К занятию № 11.
Тема: Равновесные электродные процессы. Потенциометрия. Цель: Сформировать знания о механизмах возникновения электродных потенциалов как основы биоэлектрических явлений, обеспечивающих процессы жизнедеятельности. Освоить метод потенциометрического титрования, широко используемый в клинических лабораториях. Исходный уровень: 1. Понятие об электролитической диссоциации, электролитах, неэлектролитах. Вопросы для обсуждения: 1. Металлические электроды, их классификация. Механизм возникновения электродного потенциала
2. Вычисление и измерение электродных потенциалов. Уравнение Нернста для электродов первого и второго рода. 3. Электроды сравнения и определения (стандартный водородный, хлорсеребряный, стеклянный). 4. Потенциометрия. 5. Диффузионные и мембранные потенциалы. Рекомендуемая литература для подготовки: 1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2009. ст. 313-321; 327-331, 338-340 2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст. 313-321; 327-331, 338-340 3. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М., Высш. шк., 1975, с. 59-75. 4. Конспект лекций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|