Поверхностные явления. Адсорбция.
1.а; в 2. б; г 3. в 4. а 5. а 6. а; в 7. б; г 8. а; г 9. а; б; г 10. а; в; г 11. б; г 12. б; г 13. а; г 14. б; в 15. б 16. б; в 17. г 18. а; в 19. а; в 20. б; в 21. а 22. б; в 23. в; г 24. б 25. а 26. в 27. б 28. в 29. в 30. г 31. б 32. б 33. а 34. а 35. б 36. в 37. а 38. а; г 39. в 40. а; б 41. а; в 42. а 43. б; в 44. б 45. в 46. б 47. а; в 48. г 49. г 50. в 51. а 52. б; в 53. б 54. а 55. в 56. б; в 57. в 58. а 59. а 60. б; г 61. г 62. а 63. б; в; г 64. б; г 65. б; г 66. а 67. б; в 68. а 69. б 70. б; в 71. а; г 72.а; в 73. в; г 74.а; б; в 75. а 76. а 77. б 78. а 79. в 80. а 81. б 82. а 83. г 84. а 85. б 86. а; б 87. б; в 88. б; в 89. а; г 90. б; в; г 91. в 92. а 93. в 94. в 95. б; в 96. в 97. а 98. б; г 99. в 100. а Физическая химия дисперсных систем. Методические указания К занятию № 15.
Тема: Физико-химия дисперсных систем. Свойства коллоидных растворов. Цель: Сформировать знания о строении и свойствах коллоидных растворов как важнейших компонентов клеток и межклеточных жидкостей.
Исходный уровень: 1. Понятие об агрегатных состояниях вещества. 2. Определение понятий: броуновское движение, диффузия, осмос. Вопросы для обсуждения: 1. Дисперсные системы, их классификация по степени дисперсности и по агрегатному состоянию. 2. Природа коллоидного состояния. Методы получения коллоидных растворов. 3. Методы очистки коллоидных растворов. Искусственная почка. 4. Молекулярно-кинетические свойства коллоидных систем (броуновское движение, диффузия, осмотическое давление). 5. Механизм образования и строение мицеллы. Электрокинетический и электротермодинамический потенциалы. Причины устойчивости золей. 6. Электрокинетические явления: электрофорез и электроосмос. Электрофоретические методы в медицине.
Рекомендуемая литература для подготовки:
1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2009. ст. 204-255 2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст. 204-255 3. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М., 1975., С. 132-152, 175-178. 4. Конспект лекций. Практическая часть занятия Лабораторная работа № 1: Метод получения золей берлинской лазури. Получение положительного и отрицательного золей берлинской лазури проводится конденсационным методом. Ход работы: а) К избытку 0,01% раствора K4IFe(CN)6I (2-3 мл) прибавляют при энергичном взбалтывании 1 каплю 2% раствора FeCI3. Получается золь, окрашенный в синий цвет (написать формулу мицеллы). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) К избытку (2-3) мл 2% раствора FeCI3 прибавляют 3-5 капель 0,01% раствора K4IFe(CN)6I. Золь окрашивается в зеленый цвет. Написать формулу мицеллы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лабораторная работа№ 2: Получение золя гидроксида железа. В основе метода лежит реакция гидролиза. Ход работы: к 50 мл кипящей воды порциями прибавляют 10 мл 2% раствора FeCI3. Золь приобретает красно-бурый цвет. Написать формулу мицеллы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лабораторная работа№ 3: Получение золя канифоли методом замены растворителя. Метод основан на снижении растворимости канифоли в полярных растворителях. Ход работы: 0,5 мл 2% спиртового раствора прибавляют к 10 мл Н2О и перемешивают. Наблюдают образование коллоидного раствора.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лабораторная работа№ 4: Определение знака заряда коллоидной частицы методом капилляризации. Метод капилляризации основан на зависимости адсорбируемости золя от знака заряда поверхности адсорбента. В качестве поверхности, несущей заряд, использована фильтровальная бумага, поверхность капилляров которой при соприкосновении с водой заряжается отрицательно. Если на поверхность фильтровальной бумаги нанести положительный золь, то частицы золя будут притягиваться стенками капилляров бумаги, задерживаться в них и отставать от движения воды. Капля такого золя дает окрашенное в центре и бесцветное по краям пятно. Если нанести на фильтровальную бумагу отрицательный золь, то частицы золя будут отталкиваться от стенок капилляров бумаги и беспрепятственно двигаться вместе с молекулами воды. Капля такого золя на фильтровальной бумаге образует равномерно окрашенное пятно. Разделение фаз при этом не наблюдается. Ход работы: на бумажный фильтр наносят капилляром по капле золя гидроксида железа (полученного в опыте 2) и берлинской лазури (полученной в опыте 1а и 1б). После всасывания капли, карандашом делают отметку фронат растворителя и золя. По характеру пятен делают заключение заряда золей. Данные заносят в таблицу:
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата ___________ Подпись преподавателя___________ Методические указания К занятию № 16.
Тема: Устойчивость и коагуляция золей. Цель: Сформировать знания о факторах устойчивости золей, а также о механизме коагулирующего действия электролитов.
Исходный уровень: 1. Понятие о коллоидных растворах, молекулярно-кинетических свойствах коллоидных систем. Вопросы для обсуждения: 1. Коагуляция золей. Виды устойчивости золей. Факторы устойчивости. 2. Теория коагуляции Дерягина-Ландау-Фервея-Овербека. 3. Влияние электролитов на устойчивость золей. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. 4. Чередование зон коагуляции. Явление перезарядки золей. 5. Коагуляция коллоидов смесями электролитов. Взаимная коагуляция золей. 6. Кинетика коагуляции. Рекомендуемая литература для подготовки: 1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2009. ст. 256-268. 2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. 3. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст. 256-268. 4. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия., 1975 С. 179-187. 5. Конспект лекций. Практическая часть занятия Лабораторная работа: Определение порога коагуляции золя гидроксида железа. Метод основан на нахождении наименьшего количества электролита, вызывающего явную коагуляцию 1-го литра золя. Порог коагуляции вычисляется по формуле: С пор. = 100 • С эл. • V эл. и выражается в ммоль/литр. Если, например, для коагуляции 10 мл золя гидроксида железа израсходовали 2 мл 0,01 М K2SO4, то С пор.= 100 • 0,01 • 2 = 2 ммоль/литр Порог коагуляции зависит от природы электролита и от степени окисления коагулирующего иона. Величина обратная порогу коагуляции - коагулирующая способность. Чем ниже порог коагуляции, тем выше коагулирующая способность. Ход работы: в 8 пробирок (по 4 для каждого электролита) наливают по 5 мл золя гидроксида железа и указанное в таблице 1 количество мл воды, а также раствора электролита. Таблица 1
Содержимое пробирок перемешивают. Через 15 мин. наблюдают в каких пробирках произошла явная коагуляция золя и отмечают знаком “+”, а отсутствие коагуляции - знаком “-” (в таблице 1 для соответствующих электролитов). Рассчитать порог коагуляции и коагулирующую способность каждого электролита, результаты занести в таблицу 1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В выводе указать коагулирующие ионы, от чего зависит их коагулирующая способность.
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Дата ___________ Подпись преподавателя___________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|