Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За исполнением законов органами, осуществляющими дознание и иными органами предварительного расследования, по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности» 3 глава




К примеру, факт наличия договорных отношений не может подтверждаться свидетельскими показаниями, если такие отношения в обязательном порядке должны быть оформлены в письменной форме.

Допустимым является доказательство, полученное с помощью определенных в законе средств доказывания и исследованное в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, такое доказательство должно относиться к делу, т.е. быть относимым.

Проверка доказательства на его допустимость означает проверку данного доказательства на предмет его получения и закрепления определенными законом средствами, способами, установление источника происхождения.

Источники доказательств в первую очередь соответствуют закону тогда, когда они признаются судом теми средствами, с помощью которых должно быть установлено имеющее отношение к делу обстоятельство.

 

Достаточность доказательств – это совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, позволяющая разрешить дело.

Достаточность является качественным, а не количественным показателем, т.е. достаточность не означает обязательное наличие определенного количества доказательств.

Доказательств достаточно тогда, когда суд в состоянии разрешить дело.

Недостаточность доказательств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суд требований.

Причиной тому является невозможность суда сделать выводы о доказанности либо недоказанности тех или иных обстоятельств.

Достаточность доказательств оценивается по каждому делу индивидуально.

В отличие от относимости, допустимости и достоверности доказательств, которые могут быть оценены судом на любой стадии процесса (например, суд, оценив недостаточную достоверность представленного письменного оказательства, может отказать в его приобщении к материалам дела), достаточность в основном определяется при разрешении дела (непосредственно перед вынесением решения).

 

17.Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

Согласно ст. 21 федерального закона «Об оперативно-ро­зыскной деятельности» прокурорский надзор за исполнением данного федерального закона осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.

В соответствии со ст. 29 закона о прокуратуре предметом надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере; 2) соблюдение установленного порядка разрешения заявле­ний и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; 4) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение гарантий: а) соблюдения прав человека и гражданина на неприкосно­венность частной жизни, личную и семейную тайну; б) неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции; в) установленного порядка разрешения заявлений и сооб­щений о совершенных и готовящихся преступлениях; г) законности выполнения оперативно-розыскных меропри­ятий, а также соответствия закону решений, принимаемых орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор, который осуществляет надзор, должен следить за тем, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, не выходили за пределы своих полномочий. Проку­рор должен знать указания закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-розыскную деятельность.

Деятельность прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия, которые проводят органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Успешное раскрытие преступлений зависит от хорошо спланированных и проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Задачей прокурорского надзора является выявле­ние и предупреждение фактов проведения оперативно-розыс­кных мероприятий, которые не предусмотрены законом, и осу­ществление надзора за тем, чтобы оперативно-розыскные органы не выходили за рамки своей компетенции. Оператив­но-розыскные мероприятия, проведенные с нарушением закона, мешают раскрытию преступлений и могут привести к тому, что виновные лица не привлекаются к ответственности, к утрате доказательств и т.д.

Прокурор не должен вмешиваться в тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений, если их применение не противоре­чит закону. Если оперативно-розыскные мероприятия проводятся с нарушением закона, то прокурор обязан отреагировать и принять меры в соответствии со своими полномочиями.

В ст. 6 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дан перечень оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Уполномоченные прокуроры при проведении проверок дол­жны обращать внимание:

1. на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а так­же использования результатов оперативно-розыскной деятельности, строго следуя требованиям федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности или при установлении об­стоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

2. на обязательность регистрации и заведения дел оператив­ного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

3. на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и тех­нических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

4. на наличие полномочий у лиц, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность;

5. на возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен указан­ным федеральным законом;

6. на наличие оснований для проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий, в том числе разрешение на проведение которых дано судом. При этом следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости срок может быть про­длен на основании вновь представленных материалов;

7. на соблюдение условий и порядка проведения оператив­но-розыскных мероприятий;

8. на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагатель­ства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создаю­щих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граж­дан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

9. на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа доброволь­ного согласия с органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность.

Процесс доказывания является стержнем любого уголовного дела.

Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть непосредственно использованы в качестве доказательств, так как законодательно предусмотренные форма и порядок их получения отличаются от уголовно-процессуальных доказательств.

Таким образом, для вовлечения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимо дополнительно произвести следственные действия, которые позволят субъектам процессуальной деятельности воспринять факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и облечь их в определенную уголовно-процессуальным законодательством форму. Для этого результаты ОРД должны отвечать ряду требований.

18.Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав обвиняемого по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Надзор прокурора за соблюдением прав обвиняемого действует со стадии возбуждения уголовного дела, продолжается на всех этапах расследования и судебного разбирательства. Он распространяется на всех процессуально-властных должностных лиц и граждан, привлекаемых к участию в судопроизводстве, и в первую очередь — на обвиняемых.

Задачи, стоящие перед прокурором в этой сфере его деятельности, обусловлены требованиями Закона о прокуратуре РФ. Кроме того;

многие из них определены уголовно-процессуальным законодательством, приказами и инструкциями Генерального прокурора РФ.

Осуществляя надзор за точным исполнением законов в деятельности органов предварительного следствия, прокуроры обязаны строго следить за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах.

В деле охраны прав обвиняемого от нарушений важную роль играет надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела. Незаконное возбуждение уголовного дела или же возбуждение по материалам, в которых нет достаточных данных о преступлении, нарушают права граждан.

ПРИКАЗ
от 27 ноября 2007 г. № 189

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Данный принцип отражен в ряде положений Конституции РФ. В широком подходе речь идет о государственных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Конституция специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

 

.Конституция РФ и УПК РФ о правах обвиняемого.

Право обвиняемого на защиту - предусмотренная Конституцией РФ, УПК, рядом международно-правовых актов правовая возможность для обвиняемого (подозреваемого) защищать себя от предъявленного обвинения (выдвинутого подозрения) как лично, используя все предусмотренные законом права, так и с помощью защитника и (или) законного представителя.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.Обвиняемый вправе:1) знать, в чем он обвиняется;2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса;4) представлять доказательства;5) заявлять ходатайства и отводы;6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;13) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;15) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 27 настоящего Кодекса;16) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 10 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;18) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;19) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;20) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;21) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.

 

19.Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав потерпевшего по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. В соответствии со ст.52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве"

На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

 

20.Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав подозреваемого по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.

1.4. При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.

При рассмотрении в ходе досудебного производства в судебных заседаниях вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей принципиально отстаивать избранную точку зрения, приводя четкие и убедительные аргументы.

1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

1.7. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (военным прокурорам - на гауптвахтах), регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать в соответствующие следственные органы.

В случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

1.8. Принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований.

1.9. На всех стадиях досудебного производства особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.

1.11. По результатам проверки постановления о прекращении уголовного дела и признании данного решения законным и обоснованным обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст. 133-135 УПК РФ.

1.12. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения; назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии; последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств; всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции по поводу наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

При расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора, утвердившего обвинительное заключение, безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие законность и обоснованность государственного обвинения. В соответствии со ст. 246 УПК РФ в необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя либо о поддержании обвинения лично прокурором, утвердившим обвинительное заключение или обвинительный акт. Считать нарушением служебного долга как требование о постановлении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.

В соответствии с законом настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, обжаловать все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Уделять особое внимание повышению качества апелляционных, кассационных и надзорных представлений, их аргументированности и мотивировке, добиваться исключения случаев принесения необоснованных представлений, регулярно анализировать практику кассационного, апелляционного и надзорного обжалования.

1.13. Систематически информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам областной подсудности по фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление по надзору за следствием.

2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС); внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.

Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора, контроля исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.

О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания и судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам. Принять меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных нарушений закона.

2.5. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

3. Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, Главному управлению и управлениям в федеральных округах, другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы.

При выездах на места с проверками и оказании помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом участке и проверять ход исполнения настоящего приказа.

21.Полномочия прокурора по обеспечению соблюдения конституционных прав участников уголовного судопроизводства в досудебных стадиях.

Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выявляющими и расследующими преступления, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189 предписывает прокурорам «на всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных КонституциейРоссийской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных» (п. 1.1). Прокурорский надзор должен обеспечить правомерное, соразмерное ограничение прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а также восстановление прав и свобод в случае их нарушения незаконными действиями должностных лиц, в чьем производстве находится уголовное дело. При этом следует уделять внимание не только соблюдению прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование (подозреваемых, обвиняемых), но и иных участников уголовного судопроизводства, в первую очередь, потерпевших. Закон наделяет прокурора достаточным объемом процессуальных полномочий, реализация которых направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод участников уголовного судопроизводства: давать согласие на сохранение в интересах следствия в тайне факта задержания подозреваемого (ч. 4 ст. 96 УПК РФ); освобождать всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ (ч. 3 ст. 10 УПК РФ); давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)1; участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств дознавателя, следователя об избрании, изменении либо отмене меры пресечения, производстве следственного или иного процессуального действия, допускаемого на основании судебного решения (ст. 108 УПК РФ)1; обжаловать незаконные и необоснованные, по мнению прокурора, решения суда об отказе в применении мер процессуального принуждения в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (ч. 4 ст. 354 УПК РФ); участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб участников уголовного судопроизводства в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 ст. 37, ст. 125 УПК РФ)2; рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства (ст. 124 УПК РФ); предъявлять гражданские иски в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 44 УПК РФ). Как правило, права участников уголовного судопроизводства нарушаются при избрании и применении мер процессуального принуждения или производстве следственных и иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные права участников процесса (например, обыске в жилище). Но нарушение прав участников уголовного процесса возможно и путем бездействия (например, когда лицо, потерпевшее от преступления, не признается потерпевшим по уголовному делу и ему не разъясняются его процессуальные права и не создаются условия для их реализации; когда иным участникам уголовного процесса – свидетелю, понятому, эксперту, переводчику не разъясняются их процессуальные права и не создаются условия для их реализации). Проверка соблюдения прав и свобод участников уголовного судопроизводства должна основываться на материалах уголовного дела. При проверке законности и обоснованности применения мер процессуального принуждения, совершения процессуальных действий, ограничивающих права участников процесса, следует обращать внимание на: процессуальный статус лица, в отношении которого применяются эти меры либо принимается процессуальное решение о производстве следственного или иного процессуального действия; наличие предусмотренных законом оснований для применения мер процессуального принуждения и соблюдение условий их применения (например, согласно ч. 1 ст. 91 УПК РФ лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы; в соответствии со ст. 113 УПК РФ привод, т.е. принудительное доставление лица к дознавателю, применяется в случае неявки по вызову без уважительных причин участника уголовного процесса; при этом привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства; а несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, если это удостоверено врачом, приводу не подлежат); наличие предусмотренных законом оснований для производства следственных или иных процессуальных действий (например, наличие исключительных неотложных обстоятельств, при наличии которых ч. 5 ст. 165 УПК РФ допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество при отсутствии соответствующего судебного решения); соблюдение процессуального порядка избрания, применения и отмены соответствующей меры, когда в ее применении отпадает необходимость (так, наложение ареста на имущество осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 115 УПК РФ в присутствии понятых, к производству данного процессуального действия в необходимых случаях может привлекаться специалист; временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и ценные бумаги подлежат отмене, если в применении этих мер отпала необходимость (ч. 4 ст. 114 и ч. 9 ст. 115 УПК РФ соответственно); соблюдение правил о сроках предварительного расследования и сроках применения мер процессуального принуждения (ч. 3, 4 и 5 ст. 223 УПК РФ, ч. 2 – 4 ст. 224 УПК РФ и др.); соблюдение прав участников уголовного судопроизводства при избрании и применении этих мер, производстве следственных и иных процессуальных действий (например, право на свидание с защитником наедине и конфиденциально до начала первого допроса продолжительностью не менее 2 часов, право подозреваемого на уведомление не позднее 12 часов с момента задержания его близких родственников; согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ следователь, дознаватель должен разъяснить участникам следственного действия их права и ответственность, в соответствии с п. 11 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска участвует лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи и др.); исполнение дознавателями, органами дознания, следоват<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...