Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За исполнением законов органами, осуществляющими дознание и иными органами предварительного расследования, по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности» 7 глава





47.Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 242 УК РФ («Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов»).

О квалифицирующих признаках: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой- см. коммент. к ст. 35; в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) см. коммент. к ст. 242.1 УК; в отношении двух или более лиц — означает совершение действий, образующих объективную сторону комментируемого преступления, в отношении не менее двух несовершеннолетних. Совершение различных действий в отношении одного несовершеннолетнего лица не образует данного квалифицирующего признака преступления.

 

48.Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными»).

реступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести. 2. Объектом преступления являются общественная нравственность и отношения в области содержания животных. 3. Предмет преступления — домашние и дикие животные. Под животными понимаются высшие позвоночные — млекопитающие и птицы, находящиеся в естественной природной среде либо содержащиеся человеком. Не относятся к животным по смыслу данной статьи рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, беспозвоночные. 4. Объективная сторона данного преступления выражается в жестоком обращении с животными. Под жестоким обращением с животными понимается причинение им боли, физических страданий в результате их систематического избиения, оставления без пищи и воды на длительное время, использования для ненаучных опытов, причинения неоправданных страданий при научных опытах, мучительного способа умерщвления, использования в различных схватках, натравливания их друг на друга, охоты негуманными способами и т.п. Последствия таких действий — увечье или гибель (смерть) животных. Садистские методы — мучительные способы обращения с животными, причиняющие им особые страдания (мучительное умерщвление или членовредительство, пытки, сожжение живым, удушение, истязание и т.п.). Причинная связь между жестоким обращением и последствиями в виде гибели или увечья животного является обязательным признаком преступления. 5. Преступление признается совершенным в присутствии малолетних, т.е. лиц, не достигших 14-летнего возраста. 6. Преступление с материальным составом. Считается оконченным с момента наступления последствий (увечья, гибели). 7. Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Виновный осознает, что жестоко обращается с животным, предвидит гибель животного или возможность причинения ему увечья, и желает этого. По отношению к последствиям его вина в форме прямого и косвенного умысла. 8. Обязательный признак преступления — мотив преступления. Он может быть хулиганский или корыстный. 9. О понятии хулиганских и корыстных побуждений см. коммент. к ст. 105. 10. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. 11. Квалифицирующими признаками (ч. 2 комментируемой статьи) названы: совершение тех же деяний группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35). Умышленное уничтожение домашних животных, составляющих чужое имущество, при наличии признаков данного преступления подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 167 УК. Если во время незаконной охоты совершаются указанные действия, то они квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 258 УК.

49.Установление коррупционной составляющей при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование на стадиях досудебного производства по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции свидетельствует о том, что прокурорами в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» стали шире использоваться полномочия по привлечению к гражданско-правовой ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

 

 

50.Исковые заявления прокурора о возмещении ущерба, причиненного преступлением против здоровья населения и общественной нравственности.

Статья 52 Конституции РФ фактически дословно воспроизвела общепризнанный мировой принцип: «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом». Этой же нормой государство возложило на себя конституционную обязанность обеспечить потерпевшему от преступления и злоупотребления властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

С принятием УПК мировой принцип правосудия защиты «жертв» преступлений и злоупотреблений властью нашел отражение в отраслевом законодательстве. Статья 6 УПК, содержащаяся в главе «Принципы уголовного судопроизводства», провозгласила защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, назначением уголовного судопроизводства.

Положения о защите потерпевших, закрепленные в ст. 6 УПК, конкретизированы в его частных нормах. Одни нормы возлагают на органы предварительного расследования, прокурора и суд обязанность устанавливать характер и размер вреда, причиненного преступлением (п.4 ч.1 ст.73 УПК), другие — принимать меры к обеспечению возмещения имущественного ущерба потерпевшему (ч. 3 ст.42 УПК) и т.д.

В контексте международного, конституционного и уголовно-процессуального смысла правовой защиты потерпевшего от преступления одна из основных задач, стоящая перед органами предварительного следствия, дознания, прокурором и судом, — это защита имущественных интересов потерпевших.

В российском гражданском праве под вредом понимается всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага (например, жизни, здоровья, чести, достоинства и т.д.). Нормам гл. 59 ГК урегулированы отношения по возмещению убытков, возникающие вследствие причинения вреда. Статья 15 ГК уполномочивает лицо, право которого нарушено (в том числе совершением преступления), требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

УПК, регулируя возмещение материального, физического и морального вреда, причиненного потерпевшему преступлением, во многом повторяет правила разрешения иска в гражданском судопроизводстве. Его нормы могут использоваться для восстановления нарушенных имущественных и неимущественных прав граждан при расследовании и рассмотрении уголовных дел.

Имущественный вред, причиненный преступлением, подлежит возмещению на основании норм УПК (ч. 3 ст. 42, ст. 44, ч. 1 ст. 299), ГК (ст. 1064—1083), других федеральных законов, предусматривающих специальные случаи имущественной ответственности.

Физический вред, т.е. вред, причиненный преступлением жизни или здоровью гражданина, подлежит возмещению на основании ст. 1084—1094 ГК.

Моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный преступлением нематериальным благам и личным неимущественным правам потерпевшего, подлежит возмещению на основании п. 1 ст. 151 ГК и ч. 1 ст. 44 УПК. Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 06.02.2007) разъяснил, что нематериальными благами являются жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д., неимущественными правами — право на пользование своим именем, право авторства, другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Моральным вредом могут признаваться физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими имущественные права гражданина. Пункт 2 ст. 1099 ГК и п. 2 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривают компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, в случаях, установленных законом. В качестве такого закона может рассматриваться УПК. Согласно ч. 4 ст. 42 УПК по иску потерпевшего возмещению в денежном выражении подлежит моральный вред независимо от того, какие права (блага) его нарушены: неимущественные или имущественные. Вместе с тем судебная практика складывается в одном направлении. Потерпевшему компенсируется моральный вред только в случае нарушения преступлением его неимущественных прав. По терминологии ГК (ст. 1099—1101) моральный вред подлежит не возмещению, а компенсации.

Способы возмещения вреда

Способы возмещения вреда уголовно-процессуальным законом прямо не определены. В теории уголовного процесса под ними предлагается понимать систему действий непосредственной защиты нарушенных преступлением имущественных и неимущественных прав личности или юридических лиц. Их содержанием является восстановление ущемленных материальных интересов физических и юридических лиц, участвующих в производстве по уголовному делу.

Виды способов возмещения вреда.

В ст.1082 ГК к ним отнесены:

1) возмещение вреда в натуре, т.е. возвращение принадлежащей собственнику вещи в натуре, либо предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.д.;

2) возмещение причиненных убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (п. 2 ст. 15 ГК).

В теории уголовного процесса к способам возмещения вреда относят:

1) гражданский иск в уголовном деле (ч. 2 ст. 44 УПК);

2) возвращение отчужденного имущества его владельцу (уголовно-процессуальная реституция) (ч. 2 ст. 82 УПК);

3) заглаживание вреда, причиненного потерпевшему несовершеннолетним обвиняемым (п. «в» ч. 2 ст. 90 УК, ч. 1 ст. 427 УПК);

4) добровольное возмещение вреда.

Исходя из норм уголовно-процессуального и гражданского права, регулирующих восстановление нарушенных имущественных и неимущественных прав потерпевшего, более правильной следует признать правовую позицию, согласно которой к способам возмещения вреда, причиненного преступлением, относят возмещение вреда в натуре и возмещение причиненных убытков. Используемые в теории уголовного процесса виды способов возмещения вреда наиболее правильно именовать формами.

Способы возмещения вреда и убытков потерпевшему по уголовному делу могут быть реализованы в уголовном судопроизводстве в следующих формах:

ü уголовно-процессуальная реституция;

ü заглаживание вреда, причиненного потерпевшему несовершеннолетним обвиняемым;

ü добровольное возмещение вреда и убытков;

ü гражданский иск.

 

51.Полномочия прокурора по возмещению ущерба, причиненного преступлением против здоровья населения и общественной нравственности.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"

Статья 27. Полномочия прокурора

 

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

52.Акты и иные меры прокурорского реагирования, применяемые в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

 

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25.1 Закона «О прокуратуре РФ».

 

Протест – это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

 

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и рядом документов Генеральной прокуратуры, нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

 

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

 

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора – предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

 

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдение прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

 

53.Требования к форме и содержанию актов прокурорского реагирования, применяемых в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Средства реагирования реализуются посредством пись­менных или устных актов прокурорского надзора, основны­ми из которых являются:

1.

1. протесты;

2. представления;

3. поста­новления;

4. предостережения.

Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в по­рядке уголовного судопроизводства, установлена письмен­ная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.

Требования к актам прокурорского реагирования:

1. своевременность;

2. оперативность;

3. обоснованность;

4. упреждающий характер;

5. комплексность;

6. реальность и адекватность;

7. дополненность мерами пре­дупредительно-профилактического характера.

 

54.Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике правонарушений по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

22 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Закон о профилактике).

В число субъектов профилактики правонарушений Закон о профилактике (п. 2 ч. 1 ст. 5) включает органы прокуратуры Российской Федерации, тем самым, расширяя полномочия прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).

В Законе о профилактике понятие "профилактика правонарушений" означает совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленного на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения (п. 2 ст. 2). Прокурор, осуществляя полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий, реализует полномочия, установленные ст. 22 Закона о прокуратуре, из которых важнейшим будет являться проверка исполнения законов.

 

профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

3) система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений

1. Субъектами профилактики правонарушений являются:

1) федеральные органы исполнительной власти;

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) органы местного самоуправления.

2. Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

55.Координация деятельности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567
"О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"
Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, организаторов процесса выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567);

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации.

Участниками координационной деятельности наряду с органами прокуратуры определены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы и другие правоохранительные органы. Это положение обусловливает необходимость руководствоваться при осуществлении координации и соответствующими Федеральными законами.

Существенное значение для правового регулирования координации имеют УПК, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющие компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.


56.Организация работы органов прокуратуры по правовому просвещению населения.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 N 182 (ред. от 22.04.2011) "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению"

В борьбе с нарушениями закона прокуратура не ограничивается принятием мер по устранению уже совершенных нарушений и привлечением виновных в этом к ответственности. Важнейшей обязанностью прокуратуры являлось своевременное принятие мер по предупреждению преступности
В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, с учетом состояния законности и правопорядка, а также аудитории.

В целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой культуры населения, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

Рассматривать разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемую с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям. При этом учитывать, что работа в данном направлении не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и обращений граждан.

 

57.Организация взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации по информированию населения о состоянии законности.

В сфере взаимодействия прокуратуры со СМИ особое значение имеет Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Требования, касающиеся подготовки материалов для освещения в СМИ, изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2009 №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», в котором указано, что материалы должны соответствовать ч.1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, требованиям федерального законодательства и международных актов, запрещающих разглашение информации, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя или потерпевшего без его согласия или согласия его законного представителя. Тем же приказом прокурорам предписано обеспечивать тщательную проверку данных, готовящихся для освещения в СМИ.

Рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.

1.2. Строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

1.3. Систематически информировать население через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка. Оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении по ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законности. При этом распространяемые прокуратурой сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации конфиденциального характера.

 

58.Порядок и сроки разрешения заявлений, жалоб и иных обращений граждан в органах прокуратуры.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Инструкция УТВЕРЖДЕНА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...