Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За исполнением законов органами, осуществляющими дознание и иными органами предварительного расследования, по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности» 4 глава




22.Участие прокурора в рассмотрении судом жалоб о нарушении конституционных прав участников уголовного судопроизводства в досудебных стадиях.

УПК РФ, Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

 

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьёй 125 УПК, незаконными или необоснованными.


23.Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью процессуальных решений органов предварительного расследования при возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направл прокур в теч 24 часов

Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны РФ, Федеральной службы судебных приставов, МЧС России от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений и преступлениях"

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном статьёй 124 УПК, - в указанный им срок.

проверять в течении 5 суток с даты поступления

24.Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью процессуальных решений органов предварительного расследования при приостановлении или прекращении производства по уголовному делу.

Не позднее чем в месячный срок после вынесения постановлений о приостановлении производства по уголовному делу или прекращении расследования прокурорам приказано (приказ Генерального прокурора № 33 дознание и 826 по следствию) проверять законность и обоснованность принятых решений.

После поступления 14 дней

В соответствии с нормами УПК РФ уголовные дела могут быть прекращены по двум основным группам оснований. Эти основания могут быть классифицированы как 1)не реабилити­рующие и 2)другие, в том числе реабилитирующие./В первом случае требуется согласие прокурора на прекращение уголовно-

 

го дела, во втором - нет. Если уголовное дело поступило к про­курору для дачи согласия на прекращение по основаниям: ст. 25 - (в связи с примирением сторон), на прекращение уголовного преследования по ст. 28 - (в связи с деятельным раскаянием), ст. 427 (прекращение уголовного преследования несовершенно­летнего с применением принудительных мер воспитательного характера), он перед принятием решения и дачей согласия на прекращение изучает уголовное дело.

В тех случаях, когда на прекращение дела не требуется со­гласия прокурора, прокурор должен проверять законность пре­кращения уголовных дел по всем основаниям ст. ст. 24 и 27 I УПК РФ.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя. Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа.

25.Особенности участия прокурора в суде при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения по уголовным делам в виде заключения под стражу подозреваемых (обвиняемых).

Прокурор, осуществляя надзор за законностью и обоснованностью избрания меры пресечения обвиняемому, соблюдение следователями и органами дознания требований ст. ст. 103 - 108 УПК, руководствуется требованиями ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". При изучении уголовного дела прокурор должен проверить наличие оснований для избрание меры пресечения с учетом тяжести совершенного деяния и личности обвиняемого, т.е. обязан следить за неукоснительным соблюдением закона, регламентирующего основания, условия и порядок избрания меры пресечения.

Если прокурором установлено, что к моменту окончания расследования дела основания для избрания меры пресечения отпали или возможно применение более мягкой меры пресечения, то прокурор вправе ее отменить или изменить, за исключением случаев, когда мера пресечения избрана на основании решения суда (отмена или изменение меры пресечения производится судом).

При изменении меры пресечения необходимо учитывать: состояние здоровья обвиняемого, возраст, наличие у него постоянного места жительства, нахождение на его иждивении нетрудоспособных членов семьи и другие обстоятельства, а также руководствоваться требованиями ст. 110 УПК.

При наличии к тому оснований прокурор вправе изменить меру пресечения не только на более мягкую, но и на более строгую, а также избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и заключения под стражу, которые избираются только по решению суда. Основанием к этому могут быть несоблюдение обвиняемым избранной меры пресечения, совершение обвиняемым действий, препятствующих установлению истины, и т.д.

В том случае, если прокурор примет решение о прекращении уголовного дела, он должен отменить меру пресечения, избранную им самим, органом дознания или следователем. Решение о мере пресечения прокурор принимает, руководствуясь требованиями ст. ст. 97 - 101 УПК РФ.

Используя право дополнять либо сокращать список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения, прокурор должен исходить из положений ст. 73 УПК и стремиться к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела в суде. При этом прокурор не может изменить список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны защиты.

Истечение предельного срока содержания обвиняемого под стражей дает право прокурору изменить данную меру пресечения. Так, если при изучении дела прокурором установлено, что материалы оконченного расследованием уголовного дела предъявлены следователем обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (до двух, до шести, до двенадцати и до восемнадцати месяцев) и срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор, руководствуясь ст. 110 УПК РФ, принимает меры к незамедлительному изменению меры пресечения.

26.Прокурорский надзор за законностью применения иных мер пресечения по уголовным делам, кроме заключения под стражу.

 

При осуществлении надзора за исполнением требований законодательства о применении указанных мер пресечения особое внимание следует обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции РФ, УПК РФ, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также требованиями приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании и применении мер пресечения, применяемых по решению суда (заключение под стражу, домашний арест и залог), играет важную роль в обеспечении конституционных гарантий прав личности. Это обусловлено тем, что заключение под стражу и домашний арест в наибольшей степени ограничивают провозглашенное в ст. 22 и 53 Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность; залог - право собственности подозреваемого, обвиняемого или третьих лиц.

27.Прокурорский надзор за исполнением законов администрацией изолятора временного содержания подозреваемых (обвиняемых).

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. N 237
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)"


В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.

1.1. Обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке.

1.2. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.

1.3. Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.

 

28.Методика прокурорской проверки изолятора временного содержания подозреваемых (обвиняемых).

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;

4) законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

– посещать в любое время эти органы и учреждения;

– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

– знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;

– требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

– отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затрагивает отдельные вопросы организации и деятельности исправительных учреждений. Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и т. д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, решается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обращений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях.

На основании изученного аналитического материала прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению.

По прибытии в исправительное учреждение прокурор истребует у администрации документы, характеризующие состояние режима содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производственных травм.

Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях – это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

 

29.Решения, принимаемые прокурором при поступлении уголовного дела с обвинительным актом в порядке ст. 226 УПК РФ.

ПК РФ, Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

 

1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей - пятой статьи 223 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 настоящего Кодекса;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

2. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

2.1. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

3. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта может быть обжаловано дознавателем с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору в течение 48 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела. Вышестоящий прокурор в течение 3 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

(часть 4 введена Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

5. Обжалование указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи решения прокурора в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение, а также исполнение указаний прокурора, связанных с данным решением.

(часть 5 введена Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

 

30.Решения, принимаемые прокурором при поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением в порядке ст. 226.8 УПК РФ.

УПК РФ, Статья 226.8. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением

 

1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой статьи 226.7 настоящего Кодекса, устанавливая для этого срок не более 2 суток;

3) о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях:

а) наличие обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 226.2 настоящего Кодекса;

б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований настоящего Кодекса, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;

г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;

4) о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24, 25, 27, 28 и 28.1 настоящего Кодекса.

2. При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

3. Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке может быть обжаловано с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору дознавателем в течение 24 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела. Вышестоящий прокурор в течение 2 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное постановление и направляет уголовное дело в суд.

(часть 4 введена Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

5. Обжалование указанных в пунктах 2 и 3 части первой настоящей статьи решений прокурора в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает их исполнение, а также исполнение указаний прокурора, связанных с данными решениями.

(часть 5 введена Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

 

 

31.Полномочия прокурора на стадии утверждения обвинительного актапо уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения в соответствии со статьей 220 УПК РФ или постановлением о направлении дела для применения принудительных мер медицинского характера либо постановлением о прекращении уголовного дела. После этого, следователь обязан направить материалы дела прокурору.

Для окончания предварительного следствия и направления прокурору уголовного дела с обвинительным заключением крайне важно собрать достаточные доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления.

Поступление к прокурору уголовного дела с обвинительным заключением является важным этапом процессуальной деятельности, свидетельствующим об окончании предварительного следствия. В случае утверждения прокурором обвинительного заключения уголовное дело направляется в суд.

Утверждая обвинительное заключение в качестве должностного лица, главенствующего в осуществлении функции уголовного преследования, прокурор реализует свое исключительное право на выдвижение перед судом от имени государства обвинœения против конкретного лица или лиц. По этой причине обвинительное заключение, не утвержденное прокурором, не имеет юридической силы. Поступление в суд уголовного дела с обвинительным заключением, не утвержденным прокурором, не может порождать правовых последствий в виде принятия судьей решения о назначении по данному делу судебного заседания и влечет возвращение дела прокурору.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений (статья 221 УПК РФ)˸

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации деи̌ствий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, в случае если оно подсудно вышестоящему суду.

Вышеуказанные полномочия реализуются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (часть 6 статьи 37 УПК РФ).

Важным является соблюдение установленного срока рассмотрения прокурором уголовного дела с обвинительным заключением, который ограничивается десятью сутками.

Осуществляя надзорную деятельность на предварительном следствии, прокурор проверяет материалы уголовного дела с точки зрения их достаточности для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. В случае если прокурор поддерживает предъявленное следователем обвинение, он становится участником судебного разбирательства. При поступлении уголовного дела с обвинительным заключением только прокурору принадлежит право окончательно сформулировать обвинение, согласиться с мнением следователя или изменить обвинение. В этом случае превалирует убеждение прокурора, так как именно ему или ᴇᴦο помощникам предстоит поддерживать обвинение в судебном заседании по данному уголовному делу.

 

32.Полномочия прокурора на стадии утверждения обвинительного постановления по уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Статья 226.8. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...