Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная и политическая сатира в романе Байрона «Дон Жуан». Особенности композиции романа. Образ Дон Жуана.




Следующий и в полном смысле последний герой Байрона — Дон Жуан, напротив, подчеркнуто безлик. Миловидный, заурядный молодой человек, в отличие от своего легендарного одноименного предшественника, не сам побеждает сердца и обстоятельства, а его «берут в плен» одна за другой различные дамы и влечет поток событий — из Испании в Турцию, Россию и Англию. Зато поблизости от него находится необычайно активный автор, комментатор-сатирик. Яркость событийного фона не фантастическая и не экзотическая, но столь же подчеркнуто достоверная: выразительность конкретно-бытовых деталей, ситуаций и лиц. Повествование развернуто в двух планах: если герой вместе с Суворовым участвует в штурме Измаила, то автор является современником битвы при Ватерлоо, и, таким образом, создается подвижная панорама европейской общественно-политической жизни на рубеже XVIII—XIX вв. В поэме намечается переход к реализму характеров и обстоятельств. «Дон Жуан», если не лучшее, то крупнейшее произведение Байрона, сыграл очень существенную роль, отозвавшись, в том числе и конкретно, во многих, в свою очередь крупнейших произведениях эпохи — в «Евгении Онегине», например. «Дон Жуан» соединил прозу Стерна с психологическим романом XIX в. Выдающиеся современники Байрона (в их числе Вальтер Скотт, Шелли, Пушкин) отметили поистине шекспировское разнообразие поэмы.

Героем произведения Байрона становится молодой испанец XVIII века,дворянин Дон-Жуан. И хотя имя героя взято из легендарных и литературныхисточников, где Дон-Жуан - богохульник, соблазнитель женщин, Байрон неследует этой традиции, но и не порывает с ней окончательно, шутливополемизируя с ней: Дон-Жуан нередко оказывается "преследуемым" женщинами,которые добиваются его любви. Несмотря на то, что время действия - XVIII век, Байрон остается в руслесовременной ему эпохи, делясь с читателем своими размышлениями назлободневные темы. С первых песен поэмы Байрон делает объектом своей сатиры ханжество илицемерие в любых их проявлениях. Дон-Жуан воспитывается в доме, в которомханжество насаждается его матерью, доньей Инесой. Но благодаря Юлии Дон-Жуанизбегает влияния матери. Связь с замужней Юлией обнаруживается, и доньяИнеса спешит отправить сына в путешествие, чтобы замять скандал. Начинаютсяприключения героя. Корабль, на котором плыл Жуан, терпит крушение, Жуаноказывается выброшенным на остров пирата Ламбро, где встречается с егодочерью - Гайдэ. Полюбив друг друга, молодые люди решают пожениться, но вовремя свадьбы возвращается Ламбро, отсутствовавший так долго, что егосчитали погибшим. По приказу Ламбро Жуана вместе с другими пленникамиотвозят на невольничий рынок в Константинополь. Приглянувшийся жене султана,Жуан был куплен ею и, переодетый в женские одежды, стал обитателем гарема.Отвергнув, однако, любовь султанши - Гюльбеи, он навлекает на себя ее гнев,который грозит ему смертью. Жуаяу удается спастись, и затем вместе свойсками Суворова он участвует в штурме Измаила. Жуан проявляет себя каксмелый и храбрый воин, и Суворов отмечает его героизм: посылает в Петербургс донесением о победе, к Екатерине II. Жуан делается фаворитом царицы. Черезнекоторое время царица отправляет Жуана с дипломатическим поручением вАнглию" Знакомству героя с Англией, с нравами высшего общества посвященыпоследние (начиная с десятой) песни поэмы. Байрон предполагал закончить поэму тем, что Жуан станет участникомФранцузской революции. "Я, - писал поэт, - хочу послать его вокруг Европы иприправить рассказ надлежащей смесью осад, битв и приключений; а кончит он,подобно Анахарсису Клоотсу {Анахарсис Клоотс (1755-1794) -философ-просветитель, публицист и политический деятель, голландец попроисхождению; гильотинирован как левый якобинец.}, участником французскойреволюции. Сколько для этого понадобится песен, я не знаю; и не знаю,закончу ли я их (даже если буду жив); но таков мой замысел..." {Дневники.Письма, с. 229.}. Начав с обличения ханжества и лицемерия в отношениях между супругами -родителями Жуана, между Юлией и ее старым мужем, Байрон далее затрагиваетразличные стороны общественной жизни и показывает, что ложь и лицемериепроникли во все ее сферы. И ханжество своего времени Байрон в предисловии кшестой - восьмой песням "Дон-Жуана" называет "вопиющим преступлениемдвуличного и фальшивого века, века эгоистических грабителей..." {} Характеризуя пирата Ламбро, поэт пишет, что открытый, беззаконныйграбеж пиратов по сути ничем не отличается от того грабежа, которыйосуществляют в своих странах законные правительства: Все флаги он в морях подстерегал И грабил. Но к нему не будем строги: Будь он министром, всякий бы сказал, Что просто утверждает он налоги! По примеру Шекспира Байрон говорит о развращающей силе золота, но ужеуказывает на конкретных виновников и банкиров, стимулирующих реакционнуюполитику государств О, золото! Кто возбуждает прессу? Кто властвует на бирже? Кто царит На всех великих сеймах и конгрессах? Кто в Англии политику вершит?.....Ротшильда и Беринга мильоны! В деспотизме монархов тех стран, где люди продаются на невольничьихрынках, поэт видит крайнее проявление тирании и насилия над народами. Онизображает и турецкого султана и Екатерину II как аморальных и развратныхлюдей, пороки и прихоти которых порождают вокруг них атмосферу раболепия,фаворитизма, политических интриг. Здесь, как и в других своих произведениях, Байрон утверждает мысль, что"война - разбой, когда священных прав не защищает", и насколько благородноучастие в той или иной войне, "народ, а не тираны, пусть решает". В песнях поэмы, где говорится о России и взятии Измаила русскимивойсками, Байрон, называя русский народ великим, противопоставляет егоцарице-крепостнице. Образ Суворова создан Байроном на основе тех источников,которые были ему известны в тот период. Поэт не скрывает горечи. что иСуворов, обладая выдающимися способностями полководца, должен подчинятьсяЕкатерине, "царице, - //Российской венчанной блуднице". Байрон в "Дон-Жуане", подводя общий итог всем своим выступлениям противтирании, заявляет: Я возглашаю: камни научу я Громить тиранов! Пусть не говорит Никто, что льстил я тронам! Вам кричу я, Потомки! Мир в оковах рабской тьмы Таким, как был он, показали мы! Перейдя к песням, в которых раскрывается жизнь английского общества,Байрон говорит об отношении разных народов к Англии, к ее политике:...любой народ Ее считает злой, враждебной силой За то, что всем, кто видел в ней оплот, Она, как друг коварный, изменила И, перестав к свободе призывать, Теперь и мысль готова заковать. В поэме Байрон не показывает, каким он представляет будущеечеловечества, но выражает надежду, что "только революция, наверно, избавитстарый мир от всякой скверны". На протяжении всего произведения Байрон громит трубадуров реакции -продажных поэтов, писателей, публицистов. Начиная с посвящения он высмеиваетСаути, а вслед за ним других поэтов "озерной школы", которым никогда неудастся понять, что нельзя "за океан [поэзии. - Р. У.] озера принимать".Гневную отповедь получают и философы и экономисты, ставшие идеологамиреакции, - такие, как философ-идеалист Беркли, реакционный экономистМальтус, чью теорию Байрон высмеял в словах: "философ размноженье осуждает:оно-де бедняку не по плечу". Обличая ложные и человеконенавистнические теории, Байрон утверждаетверу в разум человека. Поэт верит, что благодаря развитию науки люди будутвластителями природы "и на луну пошлют машины!". Поэма "Дон-Жуан" стала одним из великих образцов мировой поэзии, в нейБайрон раскрывается в полную силу своего поэтического дарования, в ней даетон всю палитру комического, от фарса и наивного юмора до грозной сатиры,поражающей реакцию и ханжество. "Дон-Жуан" назван им самим "эпическойпоэмой", но в ней появляются уже черты нового жанра - романа в стихах.

"Дон-Жуан" остался незавершенным.

 

Вопрос 29

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...