Семейство Куньи - Mustelidae
16. Горностай – Mustela erminea L., 1758 17. Соболь – Martes zibellina L., 1758 Обедненный состав териофауны связан с существующим антропогенным влиянием - данный район является одним из наиболее освоенных в Южной Якутии. Рядом проходит строящаяся железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, а также Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), связывающая с Бол. Невер на юге и г. Якутском на севере. Особо охраняемые виды млекопитающих. В районе отвода под железнодорожную линию и в зоне его косвенного влияния не при одном из его вариантов не охватываются местообитания или пути миграций редких и охраняемых видов млекопитающих. Виды млекопитающих, отнесенные к объектам охоты. В районе строительства железнодорожной линии отмечено обитание 4 видов млекопитающих (белка, заяц-беляк, горностай, соболь), отнесенных к объектам охоты согласно «Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении» (Приложение к Приказу Минсельхоза России от 28 апреля 2005 года N 70). Основными пушно-промысловыми зверьками являются соболь и белка, дающие более 90% дохода от пушнины в денежном выражении. Горностай опромышляется в небольших количествах (табл. 6.12.3). Заяц-беляк в официальных заготовках не фигурирует, т.к. используется охотниками только для личного потребления как объект спортивной охоты. В связи с реорганизацией охотхозяйственных структур республики и Российской Федерации, официальные данные за 2008-2009 год отсутствуют.
Таблица 6.12.3. Заготовки шкурок пушно-промысловых видов по улусам Республики Саха (Якутия) в 2006-07 г., в шт. (по данным Управления Россельхознадзора по Республике Саха(Якутия))
Оценка возможного изменения состояния териофауны в результате строительства железнодорожной ветки. Строительство и эксплуатация любых дорог, в том числе и железной дороги всегда сопряжено с преобразованием ландшафта и изменением окружающей природной среды. Также оно связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые нарушают естественное равновесие в экологических системах. Основными факторами воздействия в период строительства и эксплуатации железнодорожной линии на млекопитающих являются: 1) прямое отторжение мест обитания животных; 2) фактор беспокойства; 3) возможная гибель млекопитающих при столкновении с транспортом; 4) техногенное загрязнение; 5) создание помех для естественных миграций животных при пересечении строительством маршрутов их движения; 6) браконьерство. В ходе строительства дороги, изымаемые площади, а также прилегающие участки будут выведены из охотхозяйственного оборота. Таким образом, основными факторами будут отторжение местообитаний и беспокойство млекопитающих, которые, несомненно, вызовут снижение естественного разнообразия млекопитающих.
6.13. Медико-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка и оценка его возможного изменения в результате строительства Интенсивное освоение территорий требует строительства железных дорог, параметры которых будут отличаться от ранее построенных линий в европейской части страны и даже в сибирском регионе (Назаров и др., 1995). Согласно техническому заданию при выполнении работы и оформлении отчета использовались положения СНиП 11-02-96 и СП 11-102-97, а также Приказ №372 от 16 мая 2000 г. "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Применительно к железнодорожной инфраструктуре объекта работа выполнена по фондовым и литературным данным. Полевой сбор материалов, его камеральная обработка и локальная оценка не проводились. Результаты исследования фондовых, включая лабораторные материалы и литературных данных, ранжированы по двум блокам: роль абиотических компонентов и биотических факторов (Болотин, 1988; Ягнышев и др., 2005) применительно к проекту строительства объектов транспортного комплекса. Современное состояние строительства обозначенного участка железной дороги (Никонов, 1995; Тимофеев, 2007) диктует также целесообразность медико-профилактических оценок. В течение и по результатам выполняемой работы на решение поставлены вопросы не только фактологической оценки (санитарно-гигиенической и эпидемиологической), но и возможной антропогенной трансформации указанных ситуаций в едином, комплексном, динамическом блоке (Козодой и др., 2000). С позиций медицинской зоологии обсуждены данные о состоянии определенного перечня природно-очаговых инфекций в зоне строительства. Акцентировано внимание на соблюдение законодательства при реализации фрагментарного ж/д проекта, органично вписывающегося в стратегическое направление развития транспортной сети республики (Минеев, 1995). При этом, учтены рекомендации по санитарно-эпидемиологической экспертизе проектной документации (Кемерово, 2006) и нормативно-методические ссылки (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 – ФЗ, включая статьи 12, 13, 16, 20, 24, 27, 40, Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 776 от 21.11.05 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации», Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий СП 2.2.1.1312-03) касающиеся проектирования строительства реконструкции технического перевооружения расширения консервации и ликвидации промышленных и транспортных объектов. Поставленные задачи в прикладном варианте системно и целенаправленно связаны с фундаментальными данными (Материалы III Всесоюзной конференции по проблемам БАМа. Медико-санитарная секция. – Новосибирск, 1981; Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Параметры перспективных транспортных систем Республики Саха (Якутия)». – Якутск, 1995; «Актуальные вопросы развития медицины на транспорте на рубеже XXI века». – Владивосток, 2000; Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию завершения строительства транссибирской магистрали, Хабаровск, 2001; с публикацией в Сборнике тезисов II республиканской научно-практической конференции «Радиационная безопасность Республики Саха (Якутия)». – Якутск, 2003. – 92 с.; Проектирование и строительство транспортных объектов в условиях Республики Саха (Якутия): Материалы научно-практической конференции. – Якутск, 2003. – 361 с.), где представлены санитарно-гигиенические и эпидемиологические проблемы Якутии (Чернявский и др., 1981; 200 Егоров и др., 1995). Отмечено, что особые акценты имеет кластерный подход в ТЭО медико-экологических оценок (Чернявский и др., 2001), что крайне необходимо в дальнейшем обеспечении социально-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте (Кривуля и др., 2001; Солохина, 2001), которые имеют свои особенности в условиях новостройки (Шевкун, 2001).
Принят опыт – «Определения и использования региональных фоновых показателей нарушений здоровья населения для оценки риска и экологического состояния территорий» (МР. – Ангарск, 2002). Исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации (Протодьяконов и др., 2000) и того, что участок железно-дорожной инфраструктуры вписывается в общую систему железнодорожного строительства (Брежнев, 2003), пришло понимание, что проблемы урбанизации, формирование транспортной структуры и размещение производительных сил неотделимы от экологии территории (зарубежный опыт региональной политики Приполярных государств, 2004) и здоровья населения (Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера, 2004).
С позиций профилактической медицины обосновывается проблема индикации критических точек (рисков) и связанные с ними ущербы, которые могут быть предотвращены или значительно снижены, либо на государственном, либо на предпринимательском, либо на индивидуальном уровне (Онищенко, 2005; 2007). Обращение к медицинской статистике связывается с положением, что большинство причин заболеваемости и смерти принципиально управляемые, при этом всегда необходимо опираться на региональные проблемы здоровья населения, которые коснутся привлеченных к реализации железнодорожного проекта строителей, эксплуатационников и населения.
6.13.1. Обзор медико-экологической обстановки В целевом плане, применительно к поставленной проблеме, обобщены, систематизированы и адаптированы медико-демографические и медико-экологические аспекты (Бурцева и др., 2004) здоровья населения Республики Саха (Якутия), включая базисные показатели здравоохранения с низкой плотностью населения (Тимофеев, Кривошапкин, 2006), а также размещение производительных сил в Якутии (Егоров и др., 2005), эколого-экономические аспекты развития республики (Бурцева, 2006) с учетом районирования (зонирования) Севера Российской Федерации (Гаврилова и др., 2007). Следует учитывать, что формирование и размещение инфраструктуры железно-дорожного проекта и его объектовых структур с 2-х сторонними зонами прилегания будет привязана к определенным ситуационным индексам напряженности факторов (ИНФ), определяющих исходное состояние здоровья населения на осваиваемой территории (рис. 6.13.1.1; 6.13.1.2; 6.13.1.3; таб. 6.13.1.1; 6.13.1.2).
Рис. 6.13.1.1 Влияние нарушений экологических равновесий на здоровье населения Якутии (Петрова и др., 2001).
Рис. 6.13.1.2. Влияние нарушений экологических равновесий на здоровье населения севера на примере Республики Саха (Якутия) (Петрова и др., 2001). Рис. 6.13.1.3. Распространенность злокачественных новообразованиям (по Бурцевой, 2006)
Формирования и возможные тенденции развития санитарно-эпидемиологической обстановки (Тулакин и др., 2006) применительно к району строительства участка железной дороги ставит задачу по обоснованию критериев дальнейшей оценки напряженности возможных конкретных проблемных ситуаций.
Установление степени зонально-территориального влияния железнодорожных инфраструктур должно стать обязательной частью реализации проекта (Федеральный закон от 10.01.02 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). На основе Федерального закона от 19.06.96 г. №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» необходима реализация санитарно-гигиенических основ по санитарно-эпидемиологическому районированию обозначенного участка железной дороги с учетом законодательного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Шестопалов, 2001). Локальный медико-экологический фон в зонах железнодорожных инфраструктур детально не изучался. Антропогенный пресс не исключает возможной трансформации абиотических (санитарно-химических) и биотических (микробиологических) природных факторов. В основу последующего оценочного санитарно-гигиенического, эпидемиологического и микробиологического мониторинга будут заложены настоящие стартовые данные. Гигиенические проблемы урбанизированного Севера (Карпин, 2001), подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения (Пуртов и др., 2001) предопределяют влияние нарушений медико-экологических равновесий на здоровье населения, что иллюстрируется графическим материалом (рис. 6.13.1.4).
Таблица 6.13.1.2. Комплексная эколого-экономическая оценка состояния окружающей среды
Примечание: отмечается достаточно высокий удельный вес транспорта в формировании антропогенной нагрузки имеет место медико-экологические последствия в связи с чем индексы напряженности характеризуются как напряженные в Алданском и Нерюнгринском районах и относительно напряженные в Олекминском.
Рис. 6.13.1.4. Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения (Пуртов и др., 2001). Связь индекса антропогенной нагрузки (Iан) – ось абсцисс и коэффициента нарушенности территорий (а-1) – ось ординат 1- линейная диаграмма, отражающая связь индекса антропогенной нагрузки (Iан) и коэффициента нарушенности территории (а-1); 2 – линия тренда y=1,1376, - 0,0065. R2 = 0,6406
Кроме того, следует учитывать, что условия и факторы формирования здоровья человека и развития системы здравоохранения Якутии (Николаев, 2005) базируется на основе природно-климатических и природно-экономических характеристиках. Изложенные материалы необходимо коррелировать с предметными характеристиками в зоне формирования железнодорожных инфраструктур, при этом санитарно-гигиенические и эпидемиологические данные требуют специальной оценки. Транспортная стратегия Российской Федерации и ответственность государства также предусматривает обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности на железнодорожном транспорте (Беляев и др., 2004), которое должно осуществляться за счет санитарно-эпидемиологического сопровождения императива). В основу последующего оценочного социально-гигиенического мониторинга могут быть заложены показатели уточненной медицинской статистики, и результатов аналогичных проблем на примере действующих участка железной дороги «Беркакит – Томмот – Вехняя Амга». Учитывая, что проект железнодорожных инфраструктур проектируется по территориям отнесенных к низкой и средней степени медико-экологической напряженности (Петрова и др, 2001) и к средней и повышенной степени (Бурцева, 2006), то в таких условиях (неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки) среди населения формируется иммунологическое и биохимическое "разоружение" организма, развивается состояние хронической интоксикации и синдром хронической усталости. В прогнозном отношении обосновывается реальность тенденции, что платой за такую ситуацию будет являться существенное повышение заболеваемости, в том числе обусловленную трансформацией природных очагов инфекционных болезней (Егоров и др., 1995). Изложенная информационная база является также стартовой фундаментальной основой исходного и дальнейшего оценочного подхода к состоянию и характеристике санитарно-гигиенической, эпидемиологической и микробиологической ситуации применительно к зоне строительства участка обозначенной железной дороги и примыкающих к нему объектов, при этом существенным является опыт функционирования участка железной дороги «Беркакит – Томмот - Вехняя Амга» и оценка обстановки по природно-очаговым болезням в зоне строящейся ж./д. «Улак-Эльга». Наряду с оценкой влияния на санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку проектируемого нового имущественного комплекса в коридоре железнодорожной магистрали (Чернявский и др., 2001) необходима динамическая и прогностическая санитарно-гигиеническая, радиационная, эпидемиологическая и микробиологическая разведка обозначенной территории.
6.13.2. Характеристика здоровья населения Реализация проекта формирования железнодорожных инфраструктур территориально привязана к Южной медико-географической зоне (Васильева и др., 1987) с населением 125353 чел. которое представлено 87,8 % пришлых и 12,2 % коренных. Включает 5 административных регионов: Нерюнгринский, Алданский, Олекминский, Ленский и Усть-Майский. Для характеристики общественного здоровья населения (Тимофеев, 2009) используются следующие данные: медико-демографическая ситуация (рождаемость, смертность, в том числе младенческая, естественный прирост), заболеваемость, инвалидность, показатели физического и психического здоровья. Рассмотрим сравнительную динамику некоторых из них по материалам государственной и ведомственной статистики республики. Если коэффициент рождаемости в 1990 г. составлял 19,6 на 1000 населения, то в 2000 г. он был равен 13,5, а в 2008 г. - 16,2 соответственно. Коэффициент общей смертности равнялся в указанные годы 6,8, 9,6 и 10,1 промилле. Соответственно, естественный прирост составлял в 1990 г. 12,8, в 2000 г. 3,9 и в 2008 г. - 6,1 на 1000 населения. В динамике отмечалось ухудшение указанных показателей в 1990-е годы, как впрочем, и в целом по стране, стабилизация и улучшение ситуации в первом десятилетии ХХ-го века. Однако по медико-демографической ситуации наша республика была и остается в числе благополучных регионов. Младенческая смертность (МлС) в 1990 г. составляла 19,9 на 1000 родившихся живыми, в 2000 г. 17,6 и в 2008 г. - 9,1 соответственно. Если в 1994 и 1998 годах наблюдалось два пика повышения МлС, то, начиная с 1999 г. имеется тенденция постоянного снижения этого очень важного в здравоохранении и в обществе показателя. Прямым следствием динамики медико-демографических показателей служат данные ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения. ОПЖ в 2008 г. равнялась: 66,4 годам - оба пола, в том числе 60,4 года - мужчины и 72,9 года - женщины (РФ - 67,7, 61,6 и 74,0 соответственно). Для сравнения 1990 г. по PC (Я): 66,9, 62,0 и 71,3 (69,0, 63,5 и 74,3); 2000 г.: 64,6, 58,9 и 71,2 (65,3, 59,0 и 72,2) соответственно. Другими словами, в сравнении со среднефедеративными данными наши показатели ОПЖ несколько отстают. Первичная заболеваемость всего населения составляла в 1990 г. 869,3 на 1000 чел., в 2000 г. 752,0 и в 2008 г. - 938,3 соответственно. На первом месте в структуре заболеваемости по-прежнему находятся болезни органов дыхания, на втором месте - системы кровообращения и на третьем - органов пищеварения. Первичная инвалидность в 2000 г. составляла 50,8 на 10 тыс. взрослого населения и 35,3 - на 10 тыс. детского и подросткового населения. В 2008 г. эти цифры были равны 66,2 и 29,3 соответственно. Видно, что численность впервые признанных инвалидами среди взрослых растет, а среди детей – уменьшается, однако, уровень инвалидности у взрослого населения ниже, а у детского – выше, чем в сравнении с РФ в целом. Исследования физического развития детей и подростков, проведенные ФГНУ «Институт здоровья» в конце 1980-х гг., и аналогичные работы сотрудников Мединститута ЯГУ последних лет свидетельствуют о прекращении процессов акселерации и стабилизации росто-весовых показателей. Что касается психического здоровья, то по классу «Психические расстройства и расстройства поведения» первичная заболеваемость в 1990 г. составляла 80,8 на 10 тыс. населения, в 2000 г. 91,3 и в 2007 г. - 86,0 соответственно. При реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южно-Якутии», включая Олекминский район, особенно актуальна задача сохранения и развития здоровья человека. С позиций современной медицинской экологии, в этом плане первостепенное значение имеет изучение медико-демографических процессов, лежащих в основе формирования устойчивых популяций человека в обозначенном регионе. В Южно-Якутском территориальном комплексе особенно актуально задача сохранения и развития здоровья человека с позиций современной медицинской экологии. В этом плане первостепенное значение имеет изучение медико-демографических процессов, лежащих в основе формирования устойчивых популяций человека в Южно-Якутском ТПК; прогнозирование медицинских процессов, связанных с миграцией населения, воспроизводством населения и трудоресурсов, заболеваемостью и трудопотерями, что связана с уровнем медицинского обслуживания населения и проведением профилактических мероприятий (картографический материал) применительно к зоне строительства железнодорожной инфраструктуры и сопряженных с ним других административных (рис. 6.13.2.1 - 6.13.2.17., табл. 6.13.2.1., 6.13.2.2).
Рис. 6.13.2.1.Рождаемость в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры По коэффициенту рождаемости РС(Я) в 2002 г. была в числе 7 относительно благополучных территорий России. За 2003 – 2005 гг. составлял от 15,0 – 15,1 – 13,4 – 14, 3 на тыс. населения; в Олекминском от 13,7 – 13,9 – 11,6 – 14,3; в Алданском от 11,6 – 12,6 – 11,6 – 14,3 – 16,1 (ниже среднего) и в Нерюнгринском от 12,2 – 12,9 – 11,6 – 14,3. его динамика за последующие годы представлена в таблице Применительно к зоне проектирования и строительства железнодорожной инфраструктуры в Алданском районе показатель определялся как ниже среднего и средний, а по РФ – 10,4. Таблица 6.13.2.1. Рождаемость на 1000 населения в районах
Рис. 6.13.2.2.Смертность в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры Показатели смертности в 2003 г. достигли – 16,4 (РФ), 14,9 (ДВФО) и 10,2 (РС(Я) на тыс. населения; в Нерюнгринском районе – 8,65 (низкие) и высокие в Ленском, Олекминско м и Алданском районах (более 12,1). Таблица 6.13.2.2. Смертность на 1000 населения в районах
Рис. 6.13.2.3. Естественный прирост населения в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры
Коэффициенты естественного прироста населения за последние годы по РФ – 6,7 и ДВФО – 3,4 на тыс. населения. РС(Я) относится к шести относительно благополучных территорий с показателями от 4,3 до 4,8.
Тревогу вызывает ситуация в Ленском, Олекминском и Алданском районах. Тем не менее, при федеральном показателе (-5,6) в Ленском районе за период 2003 – 2005 гг. о составил 1,2 – 1,8 и 1,4 (при показателе в РС(Я) до 4,1). Его неустойчивость имела место в Олекминском районе (-0,3, +0,4 и -2,1). В Алданском районе все его значения имели минусовые знаки: -2,4; -1,8; -2,7; а в Нерюнгринском – положительные: +3,9; +4,7; +2,9. Таблица 6.13.2.3. Естественный прирост населения на 1000 населения в районах на фоне сопряженных территорий
Рис. 6.13.2.4.Общая заболеваемость взрослого населения в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры
Если по общей и первичной заболеваемости рассматриваемые сопряженные территории относительно благоприятные, то в Алданском районе этот уровень оценивается как средний с тенденцией усугубления Таблица 6.13.2.4. Общая заболеваемость взрослого населения на 1000 населения на фоне сопряженных территорий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|