Психологическая готовность к обучению.
Психологическую готовность ребенка к обучению необходимо рассматривать в свете концепции, основанной на мотивационном, возрастном и генетическом подходе. 1. Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. Л. С. Выготский считает, что с 7 лет ребенок в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а психические процессы с этого времени начинают управляться с помощью интеллекта, то есть становятся опосредствованными или произвольными. Именно к 7 годам он относит кризис, основным проявлением которого является симптом потери непосредственности (Л. С. Выготский, 1984а). Теперь ребенок думает, прежде чем что-то сделать, как бы оценивая, что принесет ему этот Поступок только начиная с 6-7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. А исследования Н. И. Красногорского (1946) объясняют эти данные с точки зрения физиологии, показывая, что тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу начиная с 7 лет. Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию. Поэтому, исходя из приведенных выше рассуждений, в предлагаемой концепции психологической готовности к школе считается, что последняя возникает не ранее 7 лет, то есть на границе дошкольного
и младшего школьного возраста по периодизации отечественных психологов 2. Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ученикстановится субъектом учения, а учение — целенаправленной деятельностью. В связи с этим считаетсяцелесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебнаямотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения подостижению цели.Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьноговозраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей или, другими словами, произвольном поведении ученика. Экспериментальные исследования, проведенные в середине XX века показывают, что выраженная внутренняя позиция школьника появляется приблизительно в 7 лет.3. Генетический подход позволяет понять генезис психологической готовности к школе,вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр справилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовлениядетских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игрына игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читатьхорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важнополноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Генетический подход позволяетпроследить, как в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация,произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в
школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностьюисчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущейдеятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность.Термин«психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению вшколе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешностьобучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может ихочет учиться в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: 1) интеллектуальный; 2) эмоциональный; 3) социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам: ♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; ♦ концентрация внимания; ♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; ♦ логическое запоминание; ♦ сенсомоторная координация; ♦ умение воспроизводить образец; ♦ развитие тонких движений руки. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Об эмоциональной зрелости говорят: ♦ уменьшение импульсивных реакций; ♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. О социальной зрелости свидетельствуют: ♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; ♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний,необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у
ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу. Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения,намечать план действий и принимать усилие к его реализации)Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативныхспособностей). Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающимнужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которми напрактике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развитиявнимания. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобыего память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами длязапоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|