Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность к обучению.




Психологическую готовность ребенка к обучению необходимо рассматривать в свете концепции,

основанной на мотивационном, возрастном и генетическом подходе.

1. Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и

внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный

возрастной период. Л. С. Выготский считает, что с 7 лет ребенок в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а психические процессы с этого времени начинают управляться с помощью интеллекта,

то есть становятся опосредствованными или произвольными. Именно к 7 годам он относит кризис,

основным проявлением которого является симптом потери непосредственности (Л. С. Выготский,

1984а). Теперь ребенок думает, прежде чем что-то сделать, как бы оценивая, что принесет ему этот

Поступок только начиная с 6-7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. А исследования Н. И. Красногорского (1946) объясняют эти данные с точки зрения физиологии, показывая, что тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу начиная с 7 лет. Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.

Поэтому, исходя из приведенных выше рассуждений, в предлагаемой концепции психологической

готовности к школе считается, что последняя возникает не ранее 7 лет, то есть на границе дошкольного

и младшего школьного возраста по периодизации отечественных психологов

2. Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ученикстановится субъектом учения, а учение — целенаправленной деятельностью. В связи с этим считаетсяцелесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебнаямотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения подостижению цели.Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьноговозраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что

выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей или, другими

словами, произвольном поведении ученика. Экспериментальные исследования, проведенные в середине XX века показывают, что выраженная внутренняя позиция школьника появляется приблизительно в 7 лет.3. Генетический подход позволяет понять генезис психологической готовности к школе,вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр справилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовлениядетских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игрына игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читатьхорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важнополноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Генетический подход позволяетпроследить, как в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация,произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в

школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностьюисчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущейдеятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность.Термин«психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость»)

используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по

достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению вшколе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешностьобучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может ихочет учиться в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

1) интеллектуальный; 2) эмоциональный; 3) социальный.

 

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;

♦ концентрация внимания;

♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между

явлениями;

♦ логическое запоминание;

♦ сенсомоторная координация;

♦ умение воспроизводить образец;

♦ развитие тонких движений руки.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере

отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Об эмоциональной зрелости говорят:

♦ уменьшение импульсивных реакций;

♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских

групп;

♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

 

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний,необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у

ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения,намечать план действий и принимать усилие к его реализации)Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативныхспособностей).

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающимнужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которми напрактике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развитиявнимания.

Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобыего память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами длязапоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...