Психологические причины школьной неуспеваемости.
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологическогохарактера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так ипсихологического: недостатки в познавательной, потребностно - мотивационной сферах, индивидуальнопсихологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы: 1. Недостатки познавательной деятельности учащихся. 2. Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка 3. Недостатки развития мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, мы рассматривали те случаи, когда школьник плохо понимает,не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебныедействия. Можно сказать, что такие дети не умеют по настоящему учиться. Учебная деятельность, как ивсякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв пообразцу, заучивание стихотворения наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложныедействия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебнойработы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнениеразличных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека,влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов,влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и вниманияявляются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Неумение и нежелание активно мыслить -отличительная особенность таких ребят.
Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять науспеваемость учащихся - это неадекватное использование учащимися своих устойчивыхиндивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёныевыделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человекаособенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям. Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся сослабой нервной системой:
- длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.) - ответственная, требующая эмоционального, нервно- психического напряжения самостоятельная, контрольная работа. - с итуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа. - работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. - работа в шумной, неспокойной обстановке. - работа после резкого замечания, сделанного учителем. - работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога. - когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
- выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются вменее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлыйморальный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может бытьсвоевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика и, преждевсего, за счёт его старательности и высокой работоспособности. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что развитие невозможно безгармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При разработке путейпреодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личностиученика под влиянием педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. Кроме того, причинами школьной неуспеваемости, обусловленными эмоционально-волевой сферой, могут быть:
▪ высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности; ▪ на успехи ребёнка в школе влияет и самооценка. Низкий уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями. Неадекватно завышенная самооценка также может привести к конфликтным ситуациям между учителем и учеником, учеником и учеником. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки учителя по отношению к ребёнку, и от его положения в коллективе сверстников. ▪ отрицательно сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность. ▪ В.М. Астапов считает, что неуспеваемость в большинстве случаев связана не с нарушением познавательной деятельности, а прежде всего с неподготовленностью детей в школе, которая при
невысоком уровне учебно-воспитательного процесса может привести к педагогической запущенности. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.
В каждом конкретном случае для выяснения причин школьной неуспеваемости необходимо обратиться к психологу, который проведет комплексную диагностику, выявляя: - особенности развития познавательной сферы Вашего ребенка: памяти, внимания, мышления, общей работоспособности; - особенности формирования личностной сферы: наличие школьной тревожности, страхов, уровень самооценки, сформированность волевой сферы, способность к произвольной регуляции поведения; - сформированность познавательной мотивации; - семейные взаимоотношения (представление о взаимоотношениях ребенка и родителей). На основе полученных в ходе диагностики данных, а также принимая во внимание мнение родителей и учителей, психолог подберет индивидуальную коррекционную программу для ребенка, даст рекомендации педагогам и родителям. При необходимости психолог может рекомендовать обследование у невролога или направит на ПМПК. При наличии речевых дефектов у ребенка необходима консультация логопеда. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Именно при помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Психологические причины неуспеваемости школьников:
• Отсутствие познавательной деятельности • Социальная незрелость • Особенности характера, внешности или физические ограничения • Некорректное отношение педагога • Несовершенная школьная система • Отсутствие режима • Отсутствие мотивации • Неблагоприятная атмосфера в семье
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|