Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические проблемы школьной отметки и оценки.




Аспекты изучения педагогической оценки: 1) сущность, функции, виды педагогической оценки; 2) проявление в педагогической оценке индивидуальных особенностей учителя, его отношения к педагогической деятельности; 3) воздействие педагогической оценки на формирование личности школьника и его отношения к учебной деятельности.

Разные учёные по-разному трактуют педагогическую оценку и её функции. Педагогическую оценку понимают как познавательную активность (Ш.А.Амо-нашвили), процесс оценивания (В.А.Якунин), вид деятельности (А.Г.Доманов, А.Н.Крылов, Л.И.Перокинец, О.В.Сумарокова, Н.П.Крикля), действие (К.В.Сапе-гин), оценочное отношение (М.А.Борисова, Ш.А.Дусмухаме-дова), нормативно-оценочное общение (А.А.Золотнякова, А.Ф.Яковличева), мыслительный процесс (Т.Г.Кисилёва, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская), суждение учителя (Г.А.Цукерман, Л.Г.Вяткин, Е.Г.Черненко).

Функции педагогической оценки: ориентирующая, стимулирующая (Б.Г.Ананьев, Г.В.Мазуренко, Ш.А.Амонашвили), тормозящая, стимулирующая (Г.Вицлак), диагностирующая, суммирующая, развивающая (К.Деметр), констатирующая, корректирующая, формирующая (Л.И.Прокинец), ориенти-рующая, стимулирующая, мотивационная (К.В.Сапегин), ориентирующая, стимулирующая, воспитательная, образовательная (О.В.Сумарокова), управление (А.Г.Доманов, В.А.Якунин), подкрепление, наказание, изживание (Э.Стоунс).

Сущность, функции и виды педагогической оценки.

Оценка и отметка – синонимы, с одной оговоркой, что учитель делает оценку в форме отметки. Оценка – это процесс или деятельность, связанная с оцениванием интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника (решение задачи). Отметка – это формально-логический итог оценочной деятельности (ответ задачи).

Основные функции педагогической оценки, выделяемые большинством учёных): а) ориентирующую (учитель при оценке выделяет те качества личности, знания, умения, которые способствуют или препятствуют эффективности учебной деятельности и их соответствие эталонам); б) стимулирующую (побуждение школьников к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения).

Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития:

1) парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса);

2) фиксированные оценки (существуют в форме отметок как знаков оценки);

3) интегрированные оценки (существуют в форме педагогических характеристик; педагогическая характеристика – это не просто набор высказываний учителя, а определенная связь между ними, то есть сочетание и соотношение качеств личности школьника).

Б.Г.Ананьев выделил 3 типа парциальных оценок:

1) исходные (24%): а) отсутствие оценки; б) опосредованная оценка; в) неопределенная оценка (в этих оценках нет стимулирующей и ориентирующей функций, оценки носят неопределенный характер и хранят в себе негативизм);

2) отрицательные (42%): а) замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); б) отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); в) порицание (оценка не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека);

3) положительные (34%): а) согласие; б) ободрение; в) одобрение (эти оценки несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка).

Педагогическая оценка и личность учителя.

Педагогическая оценка рассматривается как структурный компонент педагогической деятельности учителя (В.В.Богославский, Н.В.Кузьмина), в котором находят выражения особенности личности педагога.

Основными аспектами изучения этой проблемы являются:

1) изучение педагогической оценки в связи с восприятием и пониманием учителем учащегося.

2) рассмотрение мотивационно-смысловых оснований педагогической оценки (К.В.Сапегин);

3) подход к педагогическому оцениванию как к мыслительному процессу

4) изучение оценочных способностей учителя (Л.И.Мнацакян);

5) анализ индивидуальных стилей педагогического оценивания

Проведённые исследования выявили, что по наиболее типичным способам оценивания школьников учителем можно судить о профессиональном мастерстве учителя, его отношении к педагогической деятельности и о нём самом как личности.

Педагогическая оценка и личность школьника.

Психологами определено, что оценка учителя является фактором формирования:

1) мотивации учебной деятельности.

2) самооценки учащегося.

3) отношения учащегося к учебной деятельности.

4) эмоционального состояния школьника.

5) психологического климата в ученическом коллективе, отношений между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем

6) нравственного развития ученика, умственной работоспособности школьника.

Влияние оценки на самооценку. У слабо успевающих учащихся формируется неадекватная оценка с тенденцией к завышению или к занижению. От класса к классу уменьшается количество завышенных и увеличивается количество заниженных оценок. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Отношение к учебной деятельности. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то постоянные переживания неудачи актуализируют неуверенность в себе и чувство неполноценности, на этом фоне снижается уровень притязаний, что препятствует формированию активно положительного отношения к учебной деятельности.

Влияние оценки на эмоциональное состояние ученика. Ш.А.Амонашвили выделил стадии динамики эмоционального состояния в ситуации оценивания:

1) стадия переживаний и волнений;

2) ситуация первичной разрядки или конфликта;

3) ситуация вторичной разрядки и возникновения конфликта.

Эмоциональные состояния сопровождаются экспрессивными проявлениями (общая неподвижность, глубокие вздохи, компенсаторные движения).

Влияние педагогической оценки на сооценку класса и взаимоотношение со сверстниками (Б.Г.Ананьев)

Влияние оценки на положение школьника в семье и отношение к нему членов семьи: как оценка регулирует отношения в семье зависит от того, как будут интерпретировать ее близкие и на сколько она удовлетворяет притязания родителей (стремление соответствовать ожиданиям взрослых). На этой основе происходит изменение и переоценка отношений с взрослыми. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранения сложившихся отношений и предотвращения конфликтов. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

В силу того, что воздействие оценки наразвитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.

 

1. Обучающая:

• дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован

практический навык;

• способствует прибавлению, расширению фонда знаний.

2. Воспитательная:

• обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным

руководителем;

• способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным

обязанностям.

3. Ориентирующая:

• воздействует на умственную работу с целью осознания «процесса этой работы и понимания

собственных знаний (Ананьев Б.Г.);

• формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке.

4. Стимулирующая:

• оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или

неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на

личность в целом;

• под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной

работы (Ананьев Б.Г.).

5. Диагностическая:

• фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах

познавательной деятельности;

• предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на

различных этапах обучения;

• позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...