Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание и возможность управления им на учебном занятии




Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных

объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И. П.

Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое

условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, непременное условие их успешной деятельности — хорошо развитое внимание. Без специальной организации внимания учащихся на уроке, без повседневной, систематической работы по развитию внимания у школьников невозможно полноценное усвоение учебного материала.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека,

различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных

движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляемся вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, тренирует детей во внешнем проявлении внимания. «Смотрите все на меня»; «Сядьте как следует» — подобные обращения целесообразны, но особенно увлекаться такой тренировкой не следует, так как отдельные ученики невольно привыкают только к внешнему выражению внимания.

Реже наблюдаются обратные случаи — за кажущейся невнимательностью ученика (отсутствующий взгляд, импульсивные движения, вольная поза) скрывается глубокое, устойчивое внимание. Поэтому нужно не столько ориентироваться на внешнее выражение внимания, сколько осуществлять постоянный и неослабный контроль за деятельностью учащихся. Для этого полезно (как делают иногда опытные учителя) вызвать иного внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное учителем.

Сущность внимания - в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга, возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физиологическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.

Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не

замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой.

Итак, физиологическая основа внимания — наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при оторых устраняется или ослабляется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга. Если у человека сформировалась привычка быть всегда внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной его особенностью, которая называется внимательностью. Внимательность — важное качество личности. Внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и трудится гораздо успешнее, чем человек, не обладающий этим свойством личности. Внимательность человека проявляется и как моральная черта личности, как выражение

привычных форм поведения в отношении к другим людям — чуткости, отзывчивости.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным

(преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие:

1. Сила и неожиданность раздражителя.

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя.

3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. учеников учитель может не только резким повышением голоса, но в внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы.

И в процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей

работы.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

3. Привычные условия работы.

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум).

Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. В учебной деятельности школьника обычно представлены все три

вида внимания, тесно связанные между собой.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания —в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания— это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либодеятельности.

Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1.Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия.

2. Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными.

3. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся.

4. Одна из задач учителя — сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому, что на этой основе у школьников может выработаться опять-таки -избалованное внимание — привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во-вторых, не весь учебный материал может представлять непосредственный интерес для школьников.

5.Важное условие воспитания внимания — труд школьников в школьных мастерских.

6.Важно упражнять произвольное внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая ихнаблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома в природе. Учить ребенка ориентироватьсяна улице соблюдая правила уличного движения.

7.Большое значение имеет общественное мнение класса.

8.Наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика.

Для управления вниманием учащихся крайне важно:

1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса вцелом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...