Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению
Форма организации психолого-педагогического взаимодействия, получившая название «педагогический консилиум», — одна из непростых, но довольно эффективных форм при решении различных педагогических задач. Основные особенности проведения психолого-педагогического консилиума описаны в работах ряда отечественных педагогов и психологов1. Термин «консилиум» (лат. —consilium) заимствован из врачебной лексики и дословно означает «совещание врачей для обсуждения состояния больного, определения и уточнения диагноза, принятия решения о методах лечения». Таким образом, в узком понимании консилиум изначально выступает как форма деятельности, основанная на коллективном обсуждении и принятии решения по вопросам, связанным с определенными отклонениями в функционировании диагностируемого явления, объекта или процесса. Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагностики школьников, их обученности и воспитанности по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков. Выделяют консилиумы плановые и внеплановые. Плановые консилиумы рекомендуется проводить 1 раз в полгода.Внеплановые консилиумы собираются по запросу родителей, администрации образовательного учреждения, специалистов, педагогов или воспитателей. Возможны несколько форм организации и проведения психолого-педагогического консилиума.
Первая форма — консилиум, проводимый как совещание, на котором обсуждаются результаты совместного конкретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно-обоснованное определение особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, конкретных методов педагогического воздействия (или взаимодействия) в рамках той конкретной проблематики, которая была предметом совместного изучения. Вторая форма — совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой. Третья форма — совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического коллектива школы или отдельных его структурных элементов в конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). Четвертая форма представляет собой синтез различных форм и может быть определена как педагогический консилиум для совместного обсуждения нескольких проблем комплексного характера. В частности, это может быть педагогический консилиум для обсуждения как результатов изучения особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), так и коррекционных (воспитывающих, развивающих) программ, построенных на этих данных. Обязательные диагностические процедуры, которыми охватывается каждый ученик. — обследование дошкольников на этапе приема в школу; — первоклассников на этапе адаптации к школьной среде; — четвероклассников на этапе окончания начальной школы; — пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
— подростков в период острого возрастного кризиса; — старшеклассников.
Консилиум проводится по результатам обследования учеников на каждом этапе диагностического обследования и включает: 1) организационно-методическую подготовку в проведении обследования (подготовка материалов, оповещение всех участвующих лиц); 2) проведение первого этапа диагностического обследования — наблюдение за учащимися на уроках (по 2 ч на класс): — проведение диагностических процедур со всеми учащимися; — проведение экспертного опроса педагогов; — проведение экспертного опроса родителей; — обработку результатов; — отбор группы учеников для проведения различных схем для углубления психодиагностики; 3) проведение второго этапа психодиагностического обследования; 4) подготовка к психолого-педагогическому консилиуму: — проведение консультаций с педагогами относительно предстоящего консилиума; — подготовка аналитической информации, составление плана обсуждения на консилиуме (выделение психологически неблагополучных групп учеников с различными типами проблем); — подготовка бланков для заключения консилиума; 5) проведение психолого-педагогического консилиума: — обмен информацией между учителями относительно конкретных учеников; — разработка и планирование стратегий сопровождения каждого ученика; — заполнение бланка заключения консилиума по каждому ученику; — разработка и планирование стратегий в целом по классу; 6) реализация решений консилиума: — осуществление общих консультативных мероприятий (проведение родительских собраний, консультирование администрации, учителей-предметников); — планирование совместных действий классного руководителя и психолога; — отбор учеников в специальные развивающие группы; — проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и учеников; — осуществление психолого-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий); — планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общие развивающие работы и др.); 7) планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
Задача педагогов в консилиуме — помочь каждому учителю с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать ' сложность и неоднозначность его проявлений, отношений; вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ученику с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. В ходе консилиумов педагогами особое внимание уделяется следующим характеристикам учеников: общественно-трудовая активность; нравственная воспитанность; отношение к учению; культурный кругозор; ведущие интересы и склонности; умение выделить главное в учебном материале; умение планировать учебную работу; умение осуществлять самоконтроль в учении; проявлять настойчивость в учении; состояние здоровья; воспитательное влияние семьи, коллектива. Очевидно, что роль психолого-педагогических консилиумов будет возрастать по мере внедрения в практику инновационных, основанных на личностно-ориентированном подходе, технологий обучения.
Билет№49 структура и содержание психологического просвещения педагогов Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках». Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.
Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через: повышение психологической компетентности педагогов; расширение знаний основ педагогики у психологов. Формы работы по психологическому просвещению разно образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др. Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет: отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ; овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка; отработать приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива, и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами ДОУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|