Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению




Форма организации психолого-педагогического взаимодействия, получившая название «педагогический консилиум», — одна из непростых, но довольно эффективных форм при решении различных педагогических задач. Основные особенности проведения психолого-педагогического консилиума описаны в работах ряда отечественных педагогов и психологов1.

Термин «консилиум» (лат. —consilium) заимствован из врачебной лексики и дословно означает «совещание врачей для обсуждения состояния больного, определения и уточнения диагноза, принятия решения о методах лечения». Таким образом, в узком понимании консилиум изначально выступает как форма деятельности,

основанная на коллективном обсуждении и принятии решения по вопросам, связанным с определенными отклонениями в функционировании диагностируемого явления, объекта или процесса.

Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагностики школьников, их обученности и воспитанности по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Выделяют консилиумы плановые и внеплановые.

Плановые консилиумы рекомендуется проводить 1 раз в полгода.Внеплановые консилиумы собираются по запросу родителей, администрации образовательного учреждения, специалистов, педагогов или воспитателей.

Возможны несколько форм организации и проведения психолого-педагогического консилиума.

Первая форма — консилиум, проводимый как совещание, на котором обсуждаются результаты совместного конкретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно-обоснованное определение особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, конкретных методов педагогического воздействия (или взаимодействия) в рамках той конкретной проблематики, которая была предметом совместного изучения.

Вторая форма — совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой.

Третья форма — совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического коллектива школы или отдельных его структурных элементов в конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). Четвертая форма представляет собой синтез различных форм и может быть определена как педагогический консилиум для совместного обсуждения нескольких проблем комплексного характера. В частности, это может быть

педагогический консилиум для обсуждения как результатов изучения особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), так и коррекционных (воспитывающих, развивающих) программ, построенных на этих данных.

Обязательные диагностические процедуры, которыми охватывается каждый ученик.

обследование дошкольников на этапе приема в школу;

— первоклассников на этапе адаптации к школьной среде;

— четвероклассников на этапе окончания начальной школы;

— пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

— подростков в период острого возрастного кризиса;

— старшеклассников.

 

Консилиум проводится по результатам обследования учеников на каждом этапе диагностического обследования и включает:

1)

организационно-методическую подготовку в проведении обследования (подготовка материалов, оповещение всех участвующих лиц);

2) проведение первого этапа диагностического обследования — наблюдение за учащимися на уроках (по 2 ч на класс):

— проведение диагностических процедур со всеми учащимися;

— проведение экспертного опроса педагогов;

— проведение экспертного опроса родителей;

— обработку результатов;

— отбор группы учеников для проведения различных схем для углубления психодиагностики;

3) проведение второго этапа психодиагностического обследования;

4) подготовка к психолого-педагогическому консилиуму:

— проведение консультаций с педагогами относительно предстоящего консилиума;

— подготовка аналитической информации, составление плана обсуждения на консилиуме (выделение психологически неблагополучных групп учеников с различными типами проблем);

— подготовка бланков для заключения консилиума;

5) проведение психолого-педагогического консилиума:

— обмен информацией между учителями относительно конкретных учеников;

— разработка и планирование стратегий сопровождения каждого ученика;

— заполнение бланка заключения консилиума по каждому ученику;

— разработка и планирование стратегий в целом по классу;

6) реализация решений консилиума:

— осуществление общих консультативных мероприятий (проведение родительских собраний, консультирование администрации, учителей-предметников);

— планирование совместных действий классного руководителя и психолога;

— отбор учеников в специальные развивающие группы;

— проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и учеников;

— осуществление психолого-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий);

— планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общие развивающие работы и

др.);

7) планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

 

Задача педагогов в консилиуме — помочь каждому учителю с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать ' сложность и неоднозначность его проявлений, отношений; вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ученику с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

В ходе консилиумов педагогами особое внимание уделяется следующим характеристикам учеников: общественно-трудовая активность; нравственная воспитанность; отношение к учению; культурный кругозор; ведущие интересы и склонности; умение выделить главное в учебном материале; умение планировать учебную работу; умение осуществлять самоконтроль

в учении; проявлять настойчивость в учении; состояние здоровья; воспитательное влияние семьи, коллектива.

Очевидно, что роль психолого-педагогических консилиумов будет возрастать по мере внедрения в практику инновационных, основанных на личностно-ориентированном подходе, технологий обучения.

 

Билет№49

структура и содержание психологического просвещения педагогов

Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».

Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.

Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через: повышение психологической компетентности педагогов; расширение знаний основ педагогики у психологов.

Формы работы по психологическому просвещению разно образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет: отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ; овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка; отработать приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива, и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами ДОУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...