4. Бюджет и бюджетная система 95
Определение для всех республик единых нормативов отчислений от ТБД в союзный бюджет и в межреспубликанский фонд и распределение последнего на основе решений Верховного Совета СССР создавали бы более здоровую обстановку в экономических взаимоотношениях союзных республик, так как устанавливались равные обязанности всех республик в формировании союзного бюджета и межреспубликанского фонда. Распределение межреспубликанского фонда Верховным Советом СССР делало процесс бюджетного планирования более демократичным и гласным, позволяло снизить влияние субъективных факторов на формирование территориальных бюджетов. Этот же принцип должен был использоваться в республиках для формирования нижестоящих бюджетов. Предлагалось также составление двух территориальных бюджетов — бюджета эксплуатационных расходов и инвестиционного бюджета. Социальные нормативы в первую очередь должны были гарантировать поступление средств в бюджет для финансирования эксплуатационных расходов, т. е. средств, необходимых для содержания уже действующих предприятий и учреждений. Инвестиционный же бюджет должен был формироваться в значительной мере за счет ресурсов, полученных сверх гарантированного минимума, т. е. средств, зависящих от конечных результатов хозяйственной деятельности в регионе. Разработанная Г. Б. Поляком модель формирования местных бюджетов была использована как один из вариантов совершенствования в порядке эксперимента финансово-бюджетного механизма при подготовке концепций перевода на принципы самоуправления и самофинансирования Московской, Крымской, Курганской областей, Хакасской автономной области, городов Кировограда, Евпатории и др. Однако с распадом СССР эта работа была прекращена.
В 1990-е годы некоторые элементы этой модели (объем территориальных бюджетных доходов, численность населения территории) были использованы при разработке механизма совершенствования межбюджетных отношений. С переходом на данные отношения экономисты, ориентированные на безоглядное внедрение зарубежных моделей в межбюджетные отношения (это были люди, никогда не занимавшиеся проблемами финансов, и тем более территориальных финансов, никогда не работавшие в финансовых органах и не знавшие механизм формирования местных бюджетов), стали предлагать так называемую модель «один налог — один бюджет». Это означало закрепление за каждым бюджетом своих налогов, отказ от регулирования территориальных бюджетов и, по сути, отказ от межбюджетных отношений. Это выдавалось за новацию, хотя это была старая, как мы вы- 96 И. Централизованные государственные и территориальные финансы ше назвали, «горизонтальная модель», от которой вынуждены были отказаться почти все государства, так как она не позволяла проводить социально ориентированную политику и оставляла на произвол судьбы жителей регионов, не имеющих достаточного экономического потенциала. Именно из-за этих причин модель «один налог — один бюджет», несмотря на усиленную пропаганду, не была внедрена в нашей стране в 90-е годы и вряд ли будет внедрена в будущем. В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 г. был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого Фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т. е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона.
Дальнейшее совершенствование методов финансовой поддержки регионов шло по пути создания новых фондов. В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов. Источником формирования этого Фонда в основном являются внебюджетные средства. В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций. Источником его формирования стал НДС в размере 15%, поступавший ранее в бюджет субъектов РФ. Средства этого Фонда в виде целевых субвенций направляются на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель этого Фонда — обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства. Средства Фонда компенсации направляются в регионы для реализации таких федеральных законов, как «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию» и др. Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|