Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Развивающий и воспитывающий характер обучения. Принципы отбора и структурирования языкового материала (На примере УМК)




Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи и закономерности.

Методика РЯ – это прикладная педагогическая наука, поскольку с опорой на теоретический материал она решает педагогическую задачу, а именно обучению родному РЯ, воспитание и развитие.

Предметом МПРЯ является процесс овладения русским языком в условиях обучения изучающие такие компоненты:

1. Содержание обучения (отвечает на вопрос чему учить?)

- Образовательные стандарты. Они определяют минимум знаний, которыми должны овладеть школьники.

- Программа и учебники.

- Критерии контроля, выявление знаний и умений.

- Учебные пособия.

2. Деятельность учителя (как учить?)

- Разработка методов и приемов обучения.

- Разработка методических систем уроков.

- Разработка методических пособий для учителей.

- Разработка учебного оборудования

3. Деятельность учащихся (зачем?)

- Выбор целей изучения предмета на данном этапе и в данном типе школы.

- Заучивание информации или ее поиск к открытиям.

4. Результат усвоения (почему так, а не иначе?)

- Происходит сравнительное обучение различных концепций и систем обучения с точки зрения их целей и путей достижения целей.

- Обоснование выбора содержания и методов обучения.

 

Задачи методики РЯ:

1. Оптимальное построение программ по РЯ на основе общих образовательных и воспитательных задач школы. Создание и совершенствование УМК.

2. Определение содержания и последовательности изучения РЯ с учетом дидактических принципов и возрастных особенностей детей

3. Разработка путей, методов, средств и приемов обучения русскому языку. С наибольшей эффективностью для развития и воспитания школьника.

4. Поиск и обоснование рациональных приемов организации учебной деятельности младших школьников.

5. Изучение процесса формирования ЗУНов по РЯ на разных ступенях обучения. Выявление трудностей и типичных ошибок, выявление способов предупреждения и устранения ошибок.

6. Обобщение и анализ и распространение передового опыта, учителей-новаторов.

Закономерности методики РЯ:

1. Следует ориентировать методику обучения на формирование компонентов учебной деятельности, которые включают как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельностные компоненты.

2. Реализовать в учебниках и в рабочих тетрадях принципы дифференциации, позволяющие учитывать индивидуальный темп обучение школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать перспективу в его развитии.

3. Развивать творческие возможности школьника.

4. Учитывать психологические особенности возрастного развития младшего школьника.

 

Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Развивающий и воспитывающий характер обучения. Принципы отбора и структурирования языкового материала (На примере УМК)

Русский язык в начальной школе – это часть единого учебного курса русского языка общеобразовательной школы. В начальной школе закладывается прочный фундамент, база для овладения ведущими умениями в области языка и речи. РЯ в начальной школе – это главный предмет, на который отводится почти половина всего учебного времени. Постоянные занятия русским языком обогащают интеллект учащихся, у них формируется способность к языкам и происходит становление личности.

Необходимость изучения РЯ определяется его функциями:

1. Коммуникативная – язык это средство общения

2. Язык – это средство оформления и выражения мысли

3. Язык – это средство выражения чувств, настроения

4. Язык – средство, необходимое условие успешного труда учащихся

Ребенок с первых шагов в своей жизни в целях общения с окружающими в дошкольном и школьном возрасте учится владеть средствами языка. По крайней мере в такой степени, чтобы быть понятым окружающими людьми и самому понимать их.

К школьному периоду ребенок достигает довольно высокого уровня речевого развития: он овладевает разговорно-бытовым стилем речи. А грамматические элементы книжного стиля остается неусвоенным им. Усвоение элементов литературного языка попадает на школьный возраст.

Язык – это уровневая система:

I. Произносительный: слог, ударение, фонемы, интонация и другое.

II. Морфемный: состав слова.

III. Лексический: слова и их значение.

IV. Морфологический: классификация слов по формальным, грамматическим, функциональным значениям.

V. Синтаксический: словосочетания, предложения.

VI. Уровень текста (связной речи) – построение компонентов речи.

Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики невозможно усвоение графики и орфографии; без понимания синтаксиса невозможно понять морфологию.

В системе развивающегося начального обучения русскому языку создаются специальные программы, учебники и учебные пособия. В развивающие программы вводятся новые темы по грамматике, углубление знаний по семантике, многозначности, углубление понимания смысла текста, элементы этимологии, совершенствование культуры речи.

Цели изучения языка:

I. Подготовить учащихся начальной школы к обучению в старших классах

II. Заронить интерес к филологии, к искусству слова, привить любовь к русскому языку

III. Дать некоторые сведения по будущей профессии: журналистика, работа переводчика, …

Перед начальной школой стоят важнейшие задачи преподавания русского языка: 1) Вооружить каждого ученика: а) Практическими умениями и навыками по РЯ; б) Обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка; 2) Воспитать у учащихся культуру речи, научить правильно, точно, выразительно передавать собственные мысли и чувства; 3) Дать учащимся определенную систему теоретических знаний по РЯ, обеспечивающую формирование мировоззрения, развитие мышления учащихся, дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков.

 

 

4. Русская фонетическая система и графика как основа обучения грамоте (Анализ УМК по ОГ: содержание материала для усвоения учащимися звуко-буквенной системы русского языка).

Современное письмо звуковое, т.е. читающий в процессе чтения оперирует звучанием. При чтении происходит перевод букв в звуки, а при письме наоборот. Лингвистической основой обучения грамоте является звуковой строй языка и его графика. Для обозначения звуков речи на письме используются буквы.

В период обучения грамоте звук изучается в следующих аспектах:

1. Рассматривают звук с точки зрения артикуляции. На основе наблюдения над звуками речи дети приходят к выводу, что в образовании звуков участвуют губы, зубы и язык.

2. Изучают звук с точки зрения звучания. Звуки речи – это явление, воспринимаемое на слух. В процессе наблюдения выясняется, что звуки могут состоять из голоса (гласные), шума (гл.согласные) и голоса и шума (зв.согл).

3. Звуки речи изучают с точки зрения смысловой стороны

Несоответствие между звуками и буквами.

33 буквы, 42 звука.

В период ОГ учащиеся должны усвоить алфавитное название всех букв, а так же то, что для обозначения разных звуков используется одна и та же буква. Дети так же усваивают, что буквы могут быть разные, но звуки могут обозначать одинаковые (а и я, после согласного – о)

В период обучения грамоте раскрывается природа йотированных гласных. В традиционной системе йотированные гласные вводятся на более поздних этапах. В развивающих системах и в альтернативных – парами (я и а, о и ё).

В целях классификации изученных звуков и букв в букварях имеется классификационная матрица – звуки в ней расположены в определенном порядке. Расположение букв с учетом характера звуков способствует лучшему усвоению особенностей звуков и характерных им признаков.

Несоответствие между звуками и буквами требует более раннего ознакомления с элементами орфографии. В период обучения грамоте проводится грамматико-орфографическая пропедевтика.

Учет слогового принципа русской графики.

При чтении учащиеся ориентируются на открытый слог как единицу чтения.

Особенность русской графики в том, что на мягкость или твердость согласного указывает следующая за ним гласный. Для того, чтобы прочитать и озвучить согласный звук ребенок забегает глазами вперед и смотрит на следующую за ней гласную. Отсутствие гласной после согласного – показатель его твердости.

Немало важное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог – это один или несколько звуков, произносимых одним дыхательным толчком.

В русском языке большое количество открытых слогов. Структура слогов должна учитываться при отборе слов в процессе обучения грамоте.

 

5. Вклад К.Д.Ушинского в методику обучения грамоте. Современный вариант звуко-буквенного аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Основные черты данного метода и их отражение в учебных пособиях.

К.Д.Ушинский – великий русский педагог. Внес большой вклад в педагогику и методику. В 1859 г. назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Смело проводит реформу института, ввел новый учебный план, главным предметом которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Составил хрестоматию по русскому языку «Детский мир» (1861) в 2х частях для преподавания в младших классах (содержала много материала по естествознанию). За границей изучил состояние женского образования в ряде стран и составил замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней. В своей статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) дал ценные методические указания. Это преподавание, по его мнению, имеет 3 задачи:

1) Развитие речи ребенка. Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения – сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя.

2) Ввести детей в сознательное обладание сокровищами русского языка. Вторе знание дается детям путем изучения народной поэзии, лучших образцов художественной литературы. Произведения должны быть высокохудожественными, доступными для понимания детьми, они должны будить энергию, жизнерадостность. Большое значение придается устному народному творчеству.

3) Усвоить логику русского языка (его грамматику). Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм русского языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил нужно подводить постепенно, через упражнения.

Ушинскому принадлежит большая заслуга введения широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».

 

6. Структура и содержание урока знакомства с новой буквой на основном этапе обучения грамоте. Реализация принципов развивающего обучения.

После изучения нового звука идет знакомство с буквой.

Ученикам сообщаются алфавитные названия буквы, обозначающей как твердый, так и мягкий звук. Необходимо обеспечить прочное усвоение детьми правильного образа и начертания каждого из вариантов букв. (письменные и печатные, заглавные и строчные)

Приемы, используемые для усвоения графической формы букв.

1. аналитическое рассмотрение буквы в целом (На что похожа наша буква?)

2. установление сходства и различия с ранее изученными буквами

3. конструированные буквы (составить из спичек, ручек, палочек и т.д.)

4. печатание буквы (размеры букв)

5. штриховка буквы

6. подчеркивание буквы из сплошного текста

7. перевернутая буква

8. полубуковка

 

7. Задачи, содержание и структура уроков письма на разных этапах обучения грамоте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...