Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Читательская самостоятельность как методическое понятие и этапы ее формирования. Формы и приемы работы с детской книгой в начальной школе.




Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.

Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети, приступающие к обучению. Формирование правильной читательской деятельности проходит в 3 этапа (подготовительный, начальный, основной) и 4 периода. Этапы различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) структурой урока; в) характером постановки и разрешения учебных ситуаций. Периоды характеризуются: а) количеством времени, которое отведено на классно-урочную форму работы с детской книгой; б) учебным материалом; в) объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной и индивидуальной читательской деятельности. 1 и 2 этапы соответствуют 1 и 2 периодам, 3 этап подразделяется на 3 и 4 периоды.

1 этап – Подготовительный. (1 период). – 1 класс.

Учебный материал: 1 детская книга в типовом оформлении объемом в 8-16 страниц. Количество времени на работу: 20 минут в заключение урока обучения грамоте. Учебная деятельность (работа с детской книгой): обязательная коллективная деятельность вместе с учителем – на занятии; необязательная индивидуальная – по образцу во внеурочное время (только по желанию). Метод и способ освоения содержания учебного материала: слушание-рассматривание книг в процессе освоения грамоты. Литературные игры во внеурочное время. Структура урока:

I. Подготовка к восприятию на слух избранного учителем произведения (1 – 2 мин)

II. Выразительное чтение и Перечитывание произведения учителем (3 – 7 мин)

III. Коллективное воссоздание прочитанного в деталях, картинах; размышления о прочитанном. (4 – 6 мин)

IV. Рассматривание книги, в которой помещено прочитанное произведение, с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания (на обложке и в тексте) и отыскивания в книге произведения, с которым познакомились. (4 – 6 мин)

V. Рекомендации (т.е. совет, а не задание!): что можно попробовать с свободное время самому, если захочется (пересмотреть книгу, найти книгу такую же, о том же среди других книг и т.д.) (1 – 2 мин)

2 этап – Начальный. (2 период). – 2 класс.

Учебный материал: 2 – 4 детские книги в любом оформлении объемом до 30 страниц. Количество времени на работу: урок. Учебная деятельность (работа с детской книгой): обязательная индивидуальная деятельность по образцу под наблюдением учителя; по желанию – в свободное время. Метод и способ освоения содержания учебного материала: чтение-рассматривание книг; аналитико-синтетические упражнения по ориентации в группах книг. Структура урока:

I. Решение задач по ориентировке в группе книг с целью выбора нужной книги по заданным учителем приметам. (до 5 мин)

II. Чтение книги вслух учителем (до 7 мин)

III. Размышление о прочитанном (беседа-рассуждение) (до 5 мин)

IV. Самостоятельное знакомство с новой книгой (индивидуальная работа) (до 5 мин)

V. Чтение нового произведения (про себя) (до 10-12 мин)

VI. Коллективная оценка самостоятельной работы – чтения-рассматривания незнакомой книги (7 – 10 мин)

VII. Рекомендация (не задание!), что – как читатель – ты можешь попробовать делать сам в свободное время. (1 – 2 мин)

3 этап – Основной. (3 и 4 периоды). – 3, 4 класс.

На этом этапе внеклассное чтение становится подлинно внеклассным, т.е. дети, получая от учителя конкретные установки (что надо прочитать, как, по каким приметам выбрать книгу, где ее можно найти), выполняют задания вне урока, а в классе только анализируют результаты работы.

Период.

Учебный материал: художественные и научно-познавательные детские книги с ограничением объема. Количество времени на работу: урок. Учебная деятельность (работа с детской книгой): обязательная самостоятельная индивидуальная работа по заданным признакам – на уроке и вне урока. Метод и способ освоения содержания учебного материала: чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения ее содержания в полном соответствии с заданием.

Период.

Учебный материал: художественная, научно-познавательная и справочная книга без ограничения объема. Количество времени на работу: урок, 1 раз в 2 недели. Учебная деятельность (работа с детской книгой): обязательная самостоятельная индивидуальная деятельность по заданным признакам – на уроке и вне урока. Метод и способ освоения содержания учебного материала: чтение и рассматривание с целью выбора книги и освоения ее содержания в полном соответствии с заданием.

Структура урока на 3-м этапе:

I. Коллективная работа с выставкой прочитанных к уроку книг (очень разных, но связанных с темой целью чтения, которой ученики руководствовались при выборе и чтении книг во внеурочное время по заданию учителя): общее знакомство, оценка целесообразности выбора, выделение наиболее интересных книг для обсуждения. (3 – 5 мин)

II. Беседа о героях прочитанных книг и их авторах. (30 – 35 мин)

III. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта учителем (до 5 мин)

IV. Задание на дом (разъяснение новой темы и цели предстоящего самостоятельного чтения). (2 – 3 мин)

 

 

 

Методика формирования языковых (грамматических) понятий у младших школьников. Содержание работы над грамматическими определениями и терминами.

Понятие – это форма мышления, в котором отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и явлениях (существенные признаки составляют основу понятия).

Классификация понятий:

I. Структурно-логические определения (Н-р: им.существительное – это родовое понятие, т.е. часть речи; выделяем существующие признаки этого понятия – отвечает на вопрос кто? Что? И обозначает предмет). Структурно-логические определения первоначально усваивается в неполном виде. По мере изучения они дополняются и углубляются.

II. Описательные (слова с одним и тем же корнем называются однокоренными)

III. Функциональные определения. Они содержат указания на роль, выполняемую данной языковой единицей в речи (союз – служит для связки слов в предложении)

В начальных классах учащиеся должны усвоить следующие понятия:

I. Морфологические (части речи и их грамматические категории)

II. Словообразовательные (однокоренные слова, морфемы)

III. Синтаксические понятия (предложение, словосочетания, текст, члены предложения)

IV. Фонетические понятия (звук, буква, гласные, согласные)

Процесс работы над усвоением понятий:

Усвоение понятий – это сложный процесс, включающий 4 компонента:

1. Распознавание грамматического понятия на основе выделения существенных признаков.

2. Точное употребление определения

3. Осознание сущности определения понятий

4. Сознательное применение понятия на практике

Этапы усвоения понятий:

1 этап – Подготовительный (пропедевтический) – накопление наблюдений в процессе языкового анализа (в процессе анализа языкового материала происходит выделение тех признаков, которые являются типичными для данного языкового явления). Учащиеся овладевают такими умственными процессами, как анализ и абстрагирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...