Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступени формирования навыка чтения.




Навык чтения – это система умений одновременно читать бегло, сознательно и выразительно. НЧ – это автоматизированное умение, предполагающее осознание идеи воспроизводимого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать до чтения, во время чтения и после чтения.

В методике выделяют 3 этапа формирования навыка чтения:

1 этап – Аналитический этап (слоговой)

Задачи:

· Научит соотносить звуки и буквы

· Научить читать слоги, ориентируясь на гласные

· Научить читать плавно, по слогам, чтобы было понятно значение слова

2 этап – Синтетический этап. Единицей чтения является целое слово. На данном этапе одновременно синтезируется три компонента: восприятие, произнесение и осмысление. Главным признаком перехода на данный этап является наличие интонации при чтении. Важно, чтобы ребенок при чтении не просто осмысливал отдельные единицы чтения, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Этот этап соответствует 2 году обучения.

3 этап – Автоматизированное чтение. На данном этапе техника чтения доведена до автоматизма. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первоначальными читательскими впечатлениями, без дополнительных вопросов учителя.

Навык чтения формируется постепенно на основе разнообразных практических упражнений в рамках начальной школы. Путь от аналитического до автоматического чтения может быть пройден в том случае, если учитель обеспечит определенный режим работы в классе:

1. Каждодневные упражнения в чтении

2. Отбор текстов с учетом психофизиологических особенностей детей

3. Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

Характеристика качеств навыка чтения:

Ø Правильность – чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Типы ошибок: - искажение звуко-буквенного состава слова (замена букв в слове, их перестановка, пропуск букв, слогов, слов и вставка произвольных элементов)

- наличие повторов при чтении

- нарушение норм литературного произношения (неправильная постановка ударения, орфографическое чтение, интонационные ошибки)

Причины ошибок: * неразвитость артикуляционного аппарата; * нехватка дыхания при чтении; * незнание орфографических норм; * незнание лексического значения слова; * чтение по догадке; * несовершенство зрительного восприятия.

Для формирования правильности чтения следует систематически работать по исправлению ошибок и дефектов, обогащать словарный запас детей, развитие фонематического слуха, развивать артикуляционный аппарат.

Ø Беглость – чтение с определенной скоростью, при которой достигается правильность и сознательность.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Нормы беглости указаны в программе лит.чтения по годам обучения. Беглость чтения зависит от: 1. поля чтения (отрезок текста, который захватывается чтецом за один прием); 2. От индивидуальных особенностей детей; 3. От уровня развития смысловой догадки; 4. От многократного чтения; 5. От артикуляции; 6. От системы упражнений, необходимой для отработки чтения.

Развитию беглости чтения способствуют, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

Ø Сознательность – проявляется в умении читателя ясно и глубоко понять содержание текста.

 

Для того, чтобы учащиеся прочитали текст сознательно проводится следующая работа:

1. подготовительная работа к восприятию текста.

2. анализ со стороны содержания и художественных средств текста

3. работа по выработке собственного отношения к читаемому.

 

О сознательности чтения учитель может судить по выразительному чтению и по ответам на вопросы.

Ø Выразительность – передача средствами голоса тех мыслей и чувств, которые вложил автор в свое произведение. Это умение показать свое понимание содержания текста, его оценку.

Средства выразительности чтения: *логическое ударение; *высота голоса; *темп чтения; *пауза; *тембр – эмоциональная окраска голоса; *тон; *темпоритм; *мимика; *сила голоса.

Ступени подготовки к выразительному чтению:

1. понимание фактического содержания текста и правильное техническое чтение

2. осмысление идейно-образной и эмоциональной стороны произведения

3. словесное рисование, т.е. образное представление текста

4. определение задачи чтения: что необходимо сообщить слушателям, чтобы они увидели и почувствовали вместе с читающим картины, отношения, поступки и мысли данного текста.

5. разметка текста; определение того, какими средствами лучше передать мысли и чувства, как дать почувствовать слушателям горе и радость, в каком месте выражение основной мысли и как это выделить голосом, где должны быть паузы, где ускорить либо замедлить темп чтения.

6. тренировочное чтение вслух.

 

 

Первоначальное литературное образование. Изучение литературного произведения как искусства слова: введение элементов литературного анализа текста; практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Художественное произведение – представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой.

Процесс работы над произведением представляет собой следующую последовательность:

3 этапа работы над художественным произведением:

1. первичный анализ, синтез. Задача: ознакомление с конкретным содержанием произведения, его сюжетом на основе целостного восприятия текста и выяснения эмоционального воздействия произведения;

2. Анализ произведения. Задача и содержания работы: установления причинно-следственной связи в развязке сюжета, выяснения мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступил герой? Как это его характеризует?); Раскрытие композиции произведения: завязка, развитие действий, момент наивысшего напряжения, развязка; анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания.

3. Вторичный синтез. Задачи: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выявления идеи произведения, оценка художественной ценности произведения искусства (Что узнали нового? Чему учит произведение?)

Этапы работы над произведением соотноситься со структурой урока литературного чтения следующим образом: первичный анализ, синтез включает: подготовительную работу, первичное восприятие произведения, проверку качества эмоционального восприятия.

- вторичный анализ, синтез обобщенная работа и перечитывание с заданием; выполнение творческих заданий.

Основные структурные элементы урока чтения:

1 этап урока. Подготовительная работа (1-3 мин). Основная задача – подготовить учащихся к восприятию произведения. Задачи: расширить представления учащихся о явлениях, сообщенных в произведении; познакомить с биографией писателя; познакомить с незнакомыми словами.

2 этап. Первичное восприятие произведения, может быть проведено дома как д/з. Основная задача – ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Приемы: прогнозирование и комментирование (д.б. кратким) по ходу текста. Первичное чтение должно заканчиваться выдержанной паузой.

3 этап. Проверка качества первичного восприятия. Основной метод – беседа с целью выявления впечатлений детей от восприятия текста, а так же заинтересовать детей в последующем анализе, и тем самым создать условие для активной работы на уроке (какой момент вам запомнился?) Нет вопросов требующих рассуждений.

4 этап. Анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Начинается с повторного чтения произведения про себя или цепочкой. Цель - выявления конкретного содержания, композиции, анализ изобразительных средств, мотивов поведения действующих лиц, идейной направленности произведения.

Введение элементов литературного анализа текста.

1. Анализ исторических условий при которых происходят события в данном произведении, или которые способствование созданию данного произведения (возможен на этапе подготовительной работы).

2. Писатель, его взгляды, позиция в обществе. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявляется стиль писателя на отдельных этапах его литературной деятельности (частично может быть при подготовительной работе).

3. Анализ развития действия (сюжета произведения) в основе работа над сюжетом произведения, его элементами, эпизодами. Разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.

4 Анализ художественных образов (действующие лица, пейзаж, интерьер)

5. Тема и основная идея произведения. Основная задача анализа произведения – это понимание основной мысли автора, ради которой он создал произведение, выявление идеи - стержень анализа. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа: композиция, работа над образом, художественными средствами. Идея – основная мысль, вывод, к которому подводит автор всем развитием сюжета.

6. Стилистический (языковой анализ произведения) Сложность стилистического анализа в том, что слова в контексте художественных образов отличаются многозначностью, поэтому должны толковаться не слова, а образы, созданные из этих слов. (Какую картину зимы рисует поэт, какие слова нас в этом убеждают, почему автор употребляет это слово, выражение)

7. Жанр произведения. Анализ жанровых особенностей, своеобразие.

8. Проблемный анализ - анализ по проблемам, поднятым в произведении, в ситуациях. Характерные черты: наличие противоречия, увлекательность, способность охватить широкий круг материала.

 

Теоретические основы восприятия литературного произведения и последовательность работы над текстом на уроках чтения. Структура урока чтения одного рассказа, основные задачи. Приемы и виды работы на каждом этапе урока.

Полноценное восприятие и понимание текста – это сложное явление, включающее 5 компонентов:

1. понимание конкретного содержания текста

2. понимание системы образных средств

3. осмысление подтекста

4. понимание авторской позиции

5. выражение личного отношения к прочитанному

При организации работы над произведением учителю следует учитывать: * особенность восприятия; * жанровую специфику; * совокупность образовательно-воспитательных задач.

Ступени восприятия произведения Этап работы над текстом
1.Первичное восприятие: * внеконтекстное предметное восприятие * образное внеконтекстное восприятие   * целостное восприятие текста 2.Обдумывающее восприятие   3.Полноценное восприятие   Первичный синтез Подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие текста в произведении, проверка первичного восприятия текста Повторное чтение Анализ произведения. Выделяется 2 ступени анализа: 1)Понимание фактического содержания; 2)Понимание главной мысли, чувств и оценка их поступков. Вторичный синтез. Выявление и формулировка идей произведения.

Этапы урока чтения:

Первичный синтез и его задачи.

(1) Ознакомление учащихся с конкретным содержанием, с его сюжетной линией.

(2) Выяснение эмоционального воздействия произведения на учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...