Методические основы усвоения морфологических понятий. Система изучения имен прилагательных в начальных кл.
Методические основы усвоения морфологических понятий: 1. Осознание учащимися особенности частей речи и их существенных признаков. При изучении частей речи дети должны усвоить, что все слова распределяются на группы по 3м признакам: А) семантический признак (что обозначает это слово) Б) морфологический признак (на какие вопросы отвечает данное слово) В) синтаксический признак (чем является в предложении данное слово) 2. Практическое осознание детьми знаменательных и служебных частей речи 3. Взаимосвязанное изучение частей речи. Система работы над развитием комплекса знаний и умений во взаимосвязи (от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп). Данный подход позволяет сравнивать части речи между собой уже на начальном этапе изучения 4. Изучение частей речи на синтаксической основе (каждую часть речи рассматриваем в составе словосочетания): развитие умения строить словосочетание является основой изучения падежей имени существительного и прилагательного. Рассматривают трудные случаи согласования (новых пальто, больших зеркал). Рассматривают устойчивые словосочетания. Изучение частей речи на основе предложений способствует лучшему осознанию морфологических категорий: род, число, падеж, время,… В составе предложения учащиеся усваивают синтаксическую функцию частей речи. 5. Изучение частей речи на функциональной основе (осознание речи каждой собственной речи) 6. Изучение частей речи взаимосвязано с изучением морфологического состава слова. 7. Комплексное изучение частей речи. Направления: →усвоение признаков частей речи и овладение грамматическими категориями в форме определений; →формирование практических умений, умение ставить вопросы, умение распознавать часть речи, умение отличать одну часть речи от другой, умение ставить слово в начальную форму, умение соотносить слово с определенной частью речи; →формирование орфографического навыка (письмо слов разных частей речи); →обогащение словаря учащихся; →формирование общих умений.
Система изучения имен прилагательных в начальных кл. Во 2 кл. учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этимсловам вопрсы какой? какая? какое?; В 3 кл.изучается изменение прилагательных по родам и числам, а в 4 кл.- склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Сущность смыслового значения имен прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) т.ж. зависят от имени существительного. Поэтому важно со 2 кл. направить внимание детей на установление зависимости имен прилагательных от имени существительного: подбирают признак к предмету, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т.е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. В 3 и 4 кл. эта зависимость все более конкретизируется: в каком роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Содержание и последовательность ряботы по классам: 1-ый этап (2 кл). первонач-е ознакомление с прилагательными начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных, вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со cтopоны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д. Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Распознавание слов, отвечающих на вопросы какие?, а так же какой?какая?какое? (ед.и мн.ч.) целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. В ходе наблюдений за теми и иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки.
2-ой этап (3 кл.) в основном направлен на решение 3-х задач: формирование понятия имя прилагательное, развитие умения употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Формирование понятия имя прилагательное находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных ученики выделяют показатели, свойственные именам прилагательным, как чатсям речи: а) обозначают признак предмета, б) отвечают на вопросы какой? какая? какое?; в) изменяются по родам и числам; г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания. Изучение рода и числа имен прилагательных. Категории рода и числа имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным и является только выразителями связи прилагательных с существительными. Поэтому прежде всего учащиеся должны усвоить сущность связи этих 2-х частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание должно быть направлено внимание детей. Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского, среднего рода, нужно дописать окончания имен прилагательных и объяснить, от чего это зависит. Учащиеся определяют род имен существительных и прилагательных и делают выводы: 1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам; 2. Род имен прилагательных зависит от от рода имен существительных, с которым оно связано; З. имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и им окончание -ый (-ий), -ой…
Правописание падежных окончаний имени прилагательного. 3-й этап. (4 кл) Задачи работы на данном этапе: 1. усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости им. прилагательных в предложении от существительного; 2. развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи; 3. формирование навыка праописания падежных окончаний им.прилагательных в единственном и во множественном числе. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное, знание о том, что прилагательные употребляются в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей, умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе. По мере знакомства со склонением имен прилагательных составляется таблица падежных окончаний. Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Поскольку прилагательное мужского и среднего рода склоняется иначе, чем прилагательное женского рода, они рассматриваются в отдельности. Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|