Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями. Приемы и виды работ и упражнений, направленные на усвоение слов с непроверяемыми написаниями.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 На каждом году обучения младший школьник должен усвоить определенное количество слов с непроверяемым написанием. Можно выделить 2 варианта методики слов с непроверяемыми написаниями 1 вариант. 1 этап – предъявление слова (использование заимательной формы: загадка, ребус и т.д.) 2 этап – работа над слуховым образом слова (идет работа над правильным орфоэпическим произношением, запоминание слухового образа слова, работа над лексическим значением) Приемы: *Орфоэпическое произношение слова *Слого-звуковой анализ с опорой на схемы *Составление схемы слова, обязательное выделение орфограмм *Транскрипция. 3 этап – работа над зрительным образом слов. Приемы: *Запись слова на доске с пропуском орфограмм *Запись слова с указанием варианта написания *Показ карточки с записью слова с выделением орфограмм красным цветом. *Показ карточки с записью слова с закрытой орфограммой или вместо орфограммы представлен рисунок. 4 этап – показ правильного написания в словаре. 5 этап – работа над запоминанием правописания. Приемы: *Подбор и запись однокоренных слов, *Составление словосочетаний и предложений *Нахождение слова в тексте. 2 вариант Прием моделирования: 1. Произношу слово протяжно, чтобы услышать гласные звуки. Обозначаю слово линией/отрезком. 2. Определяю в слове гласные звуки и обозначаю их красными точками. 3. По количеству гласных определяю количество слогов и обозначаю их вертикальными линиями. 4. Повторяю слово, четко выделив ударный слог, и ставлю ударение. 5. В схеме обозначаю опасные места. 6. Пропуская опасные места пишу буквы в сильной позиции. 7. Нахожу слово по словарю, и обозначаю букву/звук в слабой позиции.
8. Произношу слово *как пишу – орфографически, *как говорю – орфоэпически Условия эффективной работы: 1 - Четкость правильного восприятия слова. 2 - Повторяемость вслух слова в течение года в различных упражнениях. 3- Длительность восприятия слов. 4 - Четкое планирование слов, работы. 5 - Координация работы по развитию речи и усвоение слов с непроверяемым написанием. 6 - Приобщение учащихся к использованию словаря. 7 - Система многократных разных тренировочных упражнений 8 - Постоянный контроль за усвоением учащихся трудных слов. Обучение самоконтролю. 9 - Учет индивидуального и дифференцированного подхода. 10 - Использование наглядности при введение слов из словаря. 11 - Связь с внеклассной работой
Методика организации учёта и проверки. Текущий контроль. Методы и формы организации контроля. 1. устный опрос. Требует устного изложения учеником изучаемого материала. Опрос может строиться как беседа, рассказ, объяснение и чтение текста. Проводиться в основном на 1-м этапе обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников. 2.письменный опрос. Входят различные самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельная работа - это небольшая по времени письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач и ориентировке в конкретных правилах и закономерностях. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Контрольная работа - используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле. Цель: проверка знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме. 3.тестовые задания. Дают точную количественную характеристику уровня достижения школьников по конкретному предмету, могут выявить уровень общего развития, умение применять знания в нестандартной ситуации, сравнивать правильные и неправильные ответы.
4 практические работы: рисунки, диаграммы, схемы и чертежи. Цель - проверка умения учащихся пользоваться методом моделирования, кратко резюмировать и обобщать знания. Виды контроля. 1 .текущий контроль - это наиболее оперативная и динамичная проверка результатов обучения. Цель: анализ хода формирования знаний, умений учащихся. Значение: позволяет своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к их устранению, возвратиться к ещё неусвоенным правилам, операциям, действиям. Он особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения и предупреждение неуспеваемости. Во время него школьник должен иметь право на ошибку, на подробный и совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность в поспешности применения цифровой отметки и усиления значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. 2.тематический. 3. итоговый. Типы уроков русского языка. Их структурные компоненты. Развивающий урок русского языка. Методы развивающего обучения. Типические свойства методичекой системы Л.В.Занкова. Типология уроков: (в зависимости от этапа и цели работы над темой): 1. Урок изучения нового материала; 2. Урок закрепления; 3. Урок повторения и систематизации ЗУНов. 4. Урок проверки и учета ЗУНов. 5. Урок работы над ошибками. 6. Комбинированный урок. 7. Интегрированный урок. Этапы урока: Урок изучения нового материала: 1 этап – подготовка у усвоению нового материала 2 этап – объяснение нового материала: - первичное восприятие. Цель: выделение существенных признаков грамматического или орф. понятия - обобщение признаков этого понятия. - уточнение формулировки определения или правила. 3 этап - первичное закрепление нового материала. Цель: обучение детей приемам применения нового правила/определения, выполнение практических действий: - упражнения на распознавание грамматического понятия - упражнения, обеспечивающее сознательное использование новых грамматических понятий в речевой практике
Урок закрепления: 1 этап - проверка знаний - фронтальный опрос - индивидуальный опрос - проверка домашнего задания Виды проверки ДЗ: 1. Всего задания с подробным пояснением; 2. Всего задания с частичным пояснением; 3. Выборочная проверка наиболее трудных мест; 4. Проверка отдельных фрагментов. 2 этап - тренировочные упражнения. Требования к их отбору: 1. Упражнения должны быть разнообразными; 2. постепенное увеличение самостоятельности; 3. обязательное чередование устных и письменных упражнений. 4. Использование алгоритмов и памяток. Урок повторения и систематизации ЗУНов Структура как и у предыдущего. В конце урока необходимо проводить проверочную работу. Урок проверки и учета ЗУНов. Цель: получение сведений, на основе которых можно судить о трудностях, об уровне сформированности практических умений и навыков. Формы проверки: устная и письменная. Комбинированный урок. На данном уроке реализуются различные дидактические задачи: 1. Повторение материала. 2. Изучение нового. 3. Закрепление. 4 Проверка ЗУНов. 5. Работа над ошибками. Интегрированный урок - идет совмещение материала 2-3 дисциплин. Нетрадиционные формы уроков: урок-путешествие, урок-расследование, урок-сказка. Требования к уроку: 1. Органичное слияние дидактических, развивающих и воспитательных задач в единое целое 2. Урок должен носить целостный характер (все этапы урока должны быть связаны между собой и должна быть единая тема урока) 3. Связь данного урока с предшествующими и последующими. 4. Формирование прочных умений и навыков на основе использования разных видов и форм упражнений. 5. Активизация мыслительной деятельности учащихся. 6. Атмосфера сотрудничества. 7. Лингвистическая грамотность учителя. 8. Индивид, и дифференцированная работа на уроке 9. Работа по развитию связной речи учащихся должна быть на каждом уроке
Система Занкова Принципы: I. Соблюдение меры трудности (обучение должно идти впереди развития). Мера развития определятся как необходимость учета индивидуального подхода к каждому ребенку и требованию гос. стандарта.
II. Развитие всех учащихся. III. Принцип прохождения материала быстрым темпом. IV. Принцип осознанности процесса учения. V. Ведущая роль теоретических знаний. Обладает следующими свойствами: · Многогранность – богатый учебный материал, служит не только усвоению знаний и навыков, но и развитию эмоциональной, интеллектуальной, волевой и эстетической сферы. Непрерывное обогащение ума способствует созданию благоприятных условий для глубокого осмысления полученных сведений. · Вариантность – варьирование учебного материала с учетом индивидуальных возможностей. · Коллизия - противоречие, возникающее при столкновении старого и нового знания, нового способа действия с предыдущим, включение конфликтных факторов. · Процессуальность - это взаимосвязанное движение, постоянное возвращение к ранее пройденному на новом, более высоком уровне. Предполагает объединение разделов курса путем сравнения внутренней связи между ними.
30. Методика развития речи. Сущность понятия «развитие речи». Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников. Особенности и структурные этапы урока развития речи. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения. Методическим условием разития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, воспитание хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необычный языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник может использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. В развитии речи отчетливо выделяются три направления работы: Над словом (лексическая работа), работа над словосочетанием и предложением (синтаксическая работа), работа над связной речью (работа с текстом).Лингвистической базой для 1-го 2-го направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, связной речи, опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы. Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения: 1 и 2 подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений. Наиболее важные из них – это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: a. последоватепьностью упражнений, b. их перспективностью, c. разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) d. умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение связывается с предыдущим и готовит учащихся к последующему, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового), обеспечивающее движение вперед.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|