Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа, ориентированная на личность.

Особенности формирования коллектива

 

Сущность коллектива

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди.

Человек в настоящее время стал не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим.

Хорошая организация стремиться максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала. Это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Другая сторона этого взаимодействия отражает то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что дает она ему, какой смысл имеет его взаимодействие с организацией.

Отсюда и складывается поведение человека, так как он сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересовано или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организации, но и получая от нее что-то взамен.

Вступая во взаимоотношения с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.д. Осуществление производственных, социально–экономических, общественно–политических, административно–управленческих и других связей между работником и организацией происходит через коллектив.

Коллектив – это организованная общность людей, объединенных конкретным видом общественно–полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения.

Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.

Коллективы могут быть небольшими (малые предприятия, отдельные структурные подразделения) и многотысячными (например, сеть магазинов «Виктория», ОАО «Автотор»). Последние обычно состоят из множества малых коллективов, которые называют группами.

По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Обычно коллектив состоит из групп, представляющие собой небольшие объединения людей, что повышает эффективность управления ими. Группа – это общность людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели и считают себя целым, отличным от других групп и отдельных работников /11/.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворять и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличить власть ее членов. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. В группе люди взаимодействуют, имеют общую цель, знают друг о друге. Группы в организации создаются для выполнения работы; для осуществления управления и контроля за работой; для решения проблем и принятия решений; для обработки информации; для сбора идей и информации; для осуществления координации и связи.

 

Классификация групп

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий − принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.

Первые называют формальными, вторые − неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок. Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития.

Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между ними существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие (табл. 1):

Таблица 1. Различия формальных и неформальных групп

№ п/п Основа для сравнения Неформальна группа Формальная группа
1   Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные  
2 Основные концепции Власть и политика Права и обязанности
3 Основное внимание к Человеку Должности
4 Источник власти Исходит от группы Делегируется руководством
5 Руководство к поведению Нормы Правила
6 Источник управления Санкции Вознаграждение и санкции

Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в соответствии с их должностными правами и обязанностями.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная — как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный — от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной — награждения и штрафы

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если член такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль. Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получения удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации − прямая обязанность менеджмента.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем, как предпринимать какие−либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов.

В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы.

Первичная группа − та, в которой происходит первичная социализация индивидов и отношения носят личностный, интимный, неформальный характер. Основной целью группы является взаимное общение. Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей.

Вторичные группы основаны на социальных контактах, отношения носят безличный характер и направлены в основном на достижение общих целей.

 Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы.

Численность малой группы может быть от 2 до 30 человек, общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малые группы отличаются неориентированными на групповые цели действиями, высоким уровнем социального контроля и конформизма к групповым нормам

В отношении малых групп отмечаются следующие некоторые закономерности:

1. Размер группы (в пределах указанного выше) варьируется в зависимости от деятельности.

2. Если малая группа превышает верхний предел численности, то распадается на новые малые группы. Средняя численность 7-8 человек.

3. Малым группам, как правило, свойствен стабильный состав за счет повышенного внимания к индивидуальным характеристикам участников.

4. В малой группе заметна ее внутренняя структура.

5. Число межличностных связей внутри группы увеличивается в геометрической прогрессии при арифметическом возрастании числа членов группы.

6. Уменьшение состава усиливает силу взаимодействия и наоборот.

По оценке Г. Зиммеля, рост численности групп ведет к усилению индивидуальности ее членов с уменьшением сплоченности и единства между ними.

Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная.

Большие группы предполагают следующее:

• рациональные целеориентированные действия;

• организационный контроль;

• конформизм к политике активной части группы.

Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа.

Референтная группа [1] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа.

Встречаются различные варианты отношений к ингругше и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью.

Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть) (рис.1).

         
   

Рис. 1. Примеры групповых структур

 

В зависимости от направленности группы на выполнение поставленной задачи (миссии) подчинение личности командной работе, Джон Адэр разработал тройственную концепцию лидерства. Адэр считает, что действенные лидеры и их группы в состоянии удовлетворить и сбалансировать иногда конфликтующие запросы нужд этих трех аспектов. По модели Д. АДЭРА выделяют следующие виды групп:

 

1) сбалансированная группа, для которой характерно:

обсуждение проблем / вовлечение группы;

совместное принятие решений;

распределение работы обычно в большей степени принадлежит самим членам;

задействованы все умы; поощряется творческое мышление;

люди чувствуют, что они нужны;

высокая степень удовлетворенности команды;

высокая мораль; лидер доступен;

работа выполняется, хороши и эффективно.

Для успеха лидер группы должен: быть принятым лидером;

быть оцененным лидером;

быть способным вносить свой вклад в решение задач;

быть частью группы;

знать, что ожидается от команды.

группа, ориентированная на личность.

Для этой группы характерен стиль, когда лидер в центре:

Только один ум;

ориентирован на задачу;

отсутствия творческого мышления; отношение к людям как к роботам;

постоянный надзор;

отсутствия совместного обсуждения / принятия решения;

работа распределяется лидером;

члены группы часто боятся лидера.

3). Группа, ориентированием на задачу.

Группа, ориентированная на задачу, характеризуется высоким уровнем активности. Главное – справиться с рабочими целями. Нужды отдельных лиц и команды игнорируются.

 

 

Если группе суждена короткая жизнь, т. е. она собирается для выполнения специфического проекта, тогда данная ориентация может быть самой удовлетворительной с точки зрения рабочих целей. Однако эта ориентация не создает чувства единства и принадлежности притом, что нужды личности и команды слишком часто приносятся в жертву задаче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...