Виды управленческих воздействий
Управленческое воздействие, осуществляемое с использованием различных вербальных и невербальных способов, всегда сопряжено с изменениями чувств, мыслей и поступков других людей, т. е. связано с психологическим влиянием. При этом руководитель, как правило, выступает инициатором влияния, а подчиненный — адресатом влияния. В табл. 9 приведена одна из классификаций психологических влияний руководителя.
Таблица 9. Характеристика управленческих влияний
Продолжение табл.9
Продолжение табл.9
Продолжение табл.9
Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивными способами, прикрываясь интересами дела или общества. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления. Формула взаимного влияния может быть выражена через понятие «дистанция власти»: Дистанция = Влияние начальника = Влияние подчиненного Власти на подчиненного на начальника
Эта формула была предложена американским ученым Гердом Хофштеде. Исследуя различия национальных культур, он установил, что в тех странах, где руководители имеют значительно большие возможности влияния, чем остальные люди, дистанция власти значительная /2/. Напротив, в тех странах, где люди могут влиять на общие решения, даже если они не являются руководителями, дистанция власти существенно меньше. Россия считается страной с большой дистанцией власти. Большая часть из представленных в табл. 9 видов влияния может быть использована независимо от дистанции власти. Не обязательно обладать официальными властными полномочиями или казаться авторитетной фигурой для того, чтобы влиять на другихлюдей. Более того, некоторые виды влияния более эффективно используются как раз теми людьми, кто не только не обладает властными полномочиями, но и внешне кажется человеком неавторитетным. К числу таких видов влияния относятся просьба, формирование благосклонности, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Результативность управленческого воздействия во многом определяется тем, насколько умело инициатор влияния использует соответствующие вербальные и невербальные средства. Обдумывая тактику и стратегию взаимодействия, руководитель должен прогнозировать его конструктивность, т. е. степень удовлетворения личных потребностей партнеров по общению. Учет личных потребностей подчиненных лежит в основе эффективного руководства. Чаще других в практике управленческих воздействий используются убеждение, внушение, принуждение, пробуждение импульса к подражанию, манипуляция, критика. Рассмотрим эти способы психологического влияния. Убеждение. Под убеждением понимается преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. Другими словами, при убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Эффективность убеждения повышается при соблюдении следующих условий: § умении установить контакт, вызывать доверие; § выдержке, терпении и такте; § умении доказывать, разъяснять, опровергать; § подаче новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными; § личной убежденности, искренности; § одинаковом понимании терминов, понятий и выражений, используемых сторонами; § учете индивидуальных особенностей убеждаемого и«психики» малой группы. Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: а) информирование, б) разъяснение, в) доказательство и опровержение. Информирование представляет собой рассказ, т. е. живое и образное изложение информации, с целью сообщить подчиненному факты и выводы, необходимые для побуждения его к определенным действиям. Рассказывая что-то работнику, избирают либо индуктивный, либо дедуктивный путь. Первый представляет собой последовательное рассмотрение фактов, явлений, событийс заключительным обобщением. Дедуктивный путь предполагает изложение вначале общих положений, а затем приведение подтверждающих фактов и доводов. Доказательства при убеждении строятся по логическим законам тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Доказательство будет тем эффективнее, чем более основательно оно будет опираться на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются работником как правильные. С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая подчиненному одну идею, руководитель тем самым опровергает другую. В психологическом же плане имеется определенная разница. Она связана с тем, что в процессе опровержения осуществляется критика определенных взглядов собеседника с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно, наряду с логическими приемами, использовать и психологические. Убеждение предполагает обязательное стимулирование подчиненного путем словесного одобрения, поддержки хода его мыслей и действий.
Внушение. Под внушением (суггестией) понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и содержит готовые выводы. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Подверженность внушению называется суггестивностью. Эффективность внушения зависит от следующихфакторов: 1) свойств и состояний суггестора, т. е. того, кто осуществляет внушение (например, юрист-консультант — по отношению к клиенту, менеджер — по отношению к подчиненному и пр.): • его высокого социального статуса и авторитета (или конкретно руководителя, или той социальной группы, которую он представляет); авторитетность руководите • волевого, интеллектуального и характерологического превосходства; • способности достигать успеха и внушать оптимизм; • способа «конструирования» сообщения — уровня аргументированности, сочетания логических и эмоциональных компонентов; • способности создавать особый, дополнительный стимул воздействия — доверия к источнику информации; 2) свойств и состояний суггерента, т. е. человека, на которого нацелено внушение: • его астенизирующих состояний и эмоций — сильного психофизиологического напряжения и перенапряжения (стресса и дистресса), переутомления, гнева, страха, безнадежности, ослабления после болезней; • высокой значимости для него проблемы, вопроса, существа дела, положительных ожиданий и установок; • низкой самооценки, неуверенности в себе, нерешительности и неспособности принять решение; • тревожности, беспокойства, робости, повышенной эмоциональности, впечатлительности, чувства (комплекса) собственной неполноценности; • развитого образного мышления и веры в авторитеты; 3) отношений, складывающихся между суггестороми суггерентом; для достижения успеха большое значение имеют доверие и эмпатия между ними, авторитет Для процесса внушения характерны некоторые закономерности: – эффективность внушения зависит от психофизиологического состояния индивидов: в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием, у которых высокий жизненныйтонус; – информационный вакуум (дефицит времени, недостаточная компетентность) или чрезвычайная противоречивость текущей информации (неопределенность,неясность ситуации, положения) увеличивают действенность внушения; – определенный ритм подачи внушающей информации (повторяемость, монотонность) иформирование условий относительной сенсорной депривации (ослабление действия различных внешних раздражителей) также повышают эффективность внушения; – жесткая категоричность заявлений итребований суггестора, особая эмоциональность сообщения. Среди ведущихприемов внушения можно отметить следующие: – конкретность и образность ключевых слов. Доказано, что использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко представить мысленно, визуализировать, существенно повышает эффективность внушения; т. е. необходимо помочь суггеренту сформировать представление о достоинствах внушаемого параметра (решения, характеристики, мнения и пр.); – отсутствие в комментариях суггестора слов «нет» и «не». Следует предпочесть утверждения позитивного характера отрицаниям. Известно, что психика человека сопротивляется частице «не», настораживая, вызывая сомнение, поэтому лучше сказать «Примите это решение, и вы победите», нежели прибегнуть к отрицанию: «В противном случае вы ничего не выиграете»; – речевая динамика — это одно из важнейших средств суггестии. Акустический спектр речи отличается большой сложностью. Психологами доказано, что способны повысить суггестию речи такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности, мимика и экспрессия, темп речи; – мимика, жестикуляция воспринимается суггерентом как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что в большинстве случаев способствует формированию положительного отношения, доверия (при их адекватности ситуации и чувстве меры); – воздействие звукосочетаниями, некоторые из которых не только способны вызывать определенные эмоции, но и подсознательно воспринимаются как некоторые образы. Подражание. Под подражанием понимают принятие внешних черт поведения другого человека или возникновение массовых психических состояний, а также воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого другим человеком поведения. Способность вызывать желание быть подобным себе чаще проявляется непроизвольно, однако иногда она сознательно используется для достижения своих целей. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. Принуждение. Важнейшей формой управленческого воздействия руководителя является отдача приказов (распоряжений). Зачастую руководителю не хватает чувства уверенности. Он ясно представляет, что необходимо делать, однако ему недостает способностей и навыков добиться качественного выполнения своих распоряжений путем убеждения, внушения, пробуждения у подчиненных стремления к подражанию. В результате возникает ощущение несоответствия своему месту и потребность в принуждении. Принуждение — требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается инициатором воздействия как собственное давление, а адресатом — как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств.
Манипуляция. Манипуляция — это скрытое управление собеседником, партнером по общению против его воли. Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если цель манипулятора — получить личную выгоду за счет «жертвы», то аморальность этого очевидна. Когда же, например, родитель ненавязчиво, незаметно для работника направляет его действия в нужное русло — такая манипуляция полезна. Манипуляции реализуются по определенным схемам, действующим сходным образом как в деловом, так и в бытовом общении. Позиции партнеров по общению обычно задаются его инициатором. При этом возможны три варианта: 1) если распределение позиций устраивает партнера, то возникает комфортное, бесконфликтное общение; 2) если такое распределение не устраивает партнера и он сопротивляется, то возникает конфликт; 3) если распределение не устраивает партнера и он не сопротивляется, то имеет место типичная манипуляция. Анализ манипуляций показывает, что привсех различиях они имеют много общего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.
Контрманипуляция. Смысл контрманипуляции — сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество. Целесообразно привести несколько примеров контрманипуляций. Скажем, манипулятор говорит: «А слабо тебе...» — и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ: «А ты сам можешь это сделать? Сделай». Манипулятор «Дитя на работе» не будет в восторге от встречного вопроса: «Вы зарплату получаете? Она должна быть заработана вами». «Обезьяна на шее» останется у подчиненного, если руководитель поинтересуется, кому поручено данное задание, и, получив очевидный ответ, скажет: «Вот и выполняйте». Намеренная провокация типа «Обиделся» («Обиделась») может повернуться против манипулятора, если партнер спросит, когда можно поговорить о вопросе, который интересует манипулятора. Ресурсом здесь является то, что наши зависимости обычно двусторонние. Плохие отношения, маскируемые внешним участием, заботой, — благодатная почва для манипуляторов. Поэтому иногда полезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся это сделать, получает психологическое преимущество. В целом можно заключить, что каждый человек должен самостоятельно принимать решение, выбирая ту или иную тактику противодействия манипуляции. Критика. Французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко, имея в виду критику, писал: «Если бы мы не имели собственных недостатков, нам бы не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих». Понятие критика (от греч. kritike — искусство разбирать) имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение в целях указания недостатков; в) проверка достоверности чего-то. Возможны следующие варианты критики: § упрек («А мы на вас так рассчитывали!»); § надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»); § аналогия («В моей практике была подобная ошибка»); § похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»); § озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»); § сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»); § удивление («Весьма сожалею, не ожидал от вас этого»); § смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»); § опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»); § намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»); § наказание. В деловой практике различают такие виды критики, как критиканство, псевдокритика и позитивная критика. Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило, неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например: показать свою активность, деловитость и т. п. Цель псевдокритики — сведение личных счетов; используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Как показывает реальная практика делового взаимодействия, успехи при использовании критики, к сожалению, невелики. Более того, отрицательный эффект иногда гораздо выше, чем положительный. Лучшей альтернативой критики, когда хочется указать партнеру по общению (подчиненному, коллеге по работе) на его ошибки, следует считать помощь, оказываемую ему в интересах общего дела. Формирование благосклонности и комплименты. Первейшей задачей любого делового взаимодействия (беседы, конференции, совещания и др.) является расположение к себе партнера, развитие у него положительного отношения к себе.. К основным приемам формирования благосклонности в деловом общении относят: § эффективное слушание; § способность одеваться, формировать имидж соответственно обстановке; § проявление уважительного отношения к партнеру; § умение использовать социально «одобряемые» позы, жесты, мимику, межличностное расстояние; § талант «излучать» положительные эмоции, сопереживать собеседнику, улыбаться, делать комплименты; § стремление делать записи во время беседы; § пунктуальность; § установка не перебивать собеседника и не давать советы, пока об этом не попросят. В современном деловом общении в целях формирования благосклонности широко используются достижения прикладной психологии. Приемы психологического присоединения «Ведение» — это описание реакции, которая возникает у партнера тогда, когда он начинает копировать ваши позы, жесты и речь; такой способ делового взаимодействия, при котором ваш партнер, не осознавая того, склонен принимать вашу сторону без какой-либо критики или сопротивления. Если ваше присоединение к партнеру оказалось эффективным, то вы уже его начали вести. Постарайтесь удержать эту ситуацию. Важное правило: если ваш партнер неосознанно имитирует («отзеркаливает») ваши позы, жесты, особенности речи, то этим самым он бессознательно подчеркивает свое согласие с вашим поведением. А соглашаясь с вашим поведением, он всегда согласится с вашими мыслями, словами, предложениями и установками. Если перед вами деловой партнер, с которым раньше вы испытывали проблемы, то в данной ситуации уверенно рассчитывайте на разрешение этих проблем. В этот момент вы можете добиться успеха и с подписанием долгожданного контракта. Подчиненный постарается выполнить ваше поручение, а менеджер быстрее пойдет навстречу вашим желаниям. «Якорь» — это способность человека на основе одного элемента переживания (поступка, фразы, чувства) вызвать (мысленно воспроизвести, запустить) все переживание в целом. У каждого из нас существует много бессознательных «якорей», которые влияют на наше сознание и формируют те или иные эмоции. В деловом взаимодействии это можно использовать как осознанный прием, способный оказать на партнера мощное психологическое воздействие. Главное - хорошо знать особенности партнера и использовать подходящий момент. Если вы научитесь улавливать естественные изменения в состоянии людей и выяснять их причины (диагностировать «якоря»), то вам не составит труда добиться «якорного» запечатления. «Переход» — это система речевых средств, представляющая собой способ переведения человека из его данного состояния в состояние легкого транса. Этот процесс осуществляется с помощью слов, имеющих значение какого-либо условия: «если», «когда», «если... то», «и» и пр. Если вы будете пользоваться союзами и союзными словами, то они придадут вашей речи оттенок закругленности и гибкости, что несомненно окажет влияние на партнера, введет его в гипнотическое состояние. «Трюизм» представляет собой общее утверждение, иными словами — типичную банальность. Например, заявления типа: «Летом, как правило, бывает жарко, а зимой — холодно» или «Все люди способны испытывать страх». В деловом взаимодействии трюизмы используются как средство перехода от конкретного явления к обобщению. Сила трюизма в том, что с ним нельзя не согласиться. «Переформирование» — важный аспект продуктивной коммуникации, так как позволяет в считанные секунды изменить оценку ситуации на прямо противоположную. Например, фраза «День — это лишь светлый промежуток между двумя темными ночами» может быть «перевернута» и прочитываться уже совсем иначе: «Ночь — это лишь темный промежуток между двумя светлыми днями»; или если «полумертвый» заменить на «полуживой» - смысл меняется. Любую ситуацию с негативным исходом постарайтесь рассматривать как новую возможность: в чем-то себя усовершенствовать, решить наконец проблемы, до которых не доходили руки. «Выбор без выбора» — используется в деловом общении как один из вариантов жесткого или мягкого стиля — в зависимости от контекста. «Мы проведем переговоры в вашем или моем офисе?» Отрицательный ответ дать в такой ситуации невозможно, можно только выбрать вариант. «Право выбора» — этот прием, как и предыдущий, лишь создает иллюзию выбора, но на самом деле никакого выбора нет. «Вы можете выполнять это задание или самостоятельно, или взять помощников, но я знаю, что вы выполните его безупречно». По сути, это маскировка распоряжения или принятого решения. «Вопросы-ярлыки» — вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают вашу речь более убедительной и, по сути, своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. Они оказывают на сознание делового партнера воздействие, снижающее его бдительность, способность к критическому восприятию. Чтобы эффект был более сильным, перед вопросом-ярлыком целесообразно ставить трюизм. Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, — это сказать ему комплимент. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником. Комплимент отличается от лести именно тем, что основывается лишь на небольшом преувеличении. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Дается интерпретация этого факта, представляющая собеседника в выгодном свете. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его. Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Не иначе как насмешка будут восприняты эти слова. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать не более одной-двух мыслей, быть простой по конструкции, заведомо понятной. Комплимент не должен содержать поучений: «Ты хороший парень, но успеваемость надо подтянуть». Необходимо также избегать двусмысленных оборотов, могущих вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитываете. Люди принимают комплименты весьма благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Каждый человек должен не только уметь говорить комплименты, но и научиться правильно их принимать. Отвергать комплименты ни при каких обстоятельствах не следует. Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, во-вторых, вы должны быть благодарны этому человеку: вы принимаете положительную оценку и начинаете верить ей. Следуйте простому правилу: отвечайте «Благодарю вас» — и больше ни слова.
4. Организация эффективного коллектива Эффективность коллектива − степень реализации общих целей коллектиа (с учетом удовлетворения, которое испытывают члены группы от того, что они состоят в группе). Основные факторы эффективности показаны на рис. 5/9/. Рис.5. Основные факторы эффективности группы На формирование потенциала группы оказывают влияние все ее основные характеристики. Но особое место среди них занимают групповые нормы. Они являются стержнем всех процессов групповой динамики и напрямую связаны с результативностью потенциала, как самой группы, так и каждого ее члена и всей организации. Исследования, проведенные примерно в одно и то же время В.М, Бехтеревым в России и Э. Мейо в США, позволили им прийти к одинаковым выводам. Оказывается, человеку легче работать, если группа, членом которой он является, поддерживаетего и ждет от него высоких результатов. В том случае продуктивность группы значительно возрастает за счет повышения индивидуальной производительности. Более того, групповая норма производительности может увеличиться в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха. Э. Мейо объяснил этот феномен тем, что нормы способствуют созданию атмосферы, которая не только определяет поведение каждого, кто считает группу «своей», но и усиливает проявление так называемого синергетического эффекта, когда общая результативность в коллективе складывается по формуле либо 2+2=5, либо 2+2=3. Положительный или отрицательный характер воздействия этой неформальной структуры на результативность зависит от целого ряда факторов. Ю.Д. Красовский делит их на две группы: основные и переменные/12/. Мы будем их называть качественными и количественными. К качественным относятся: 1) профессиональная сработанность группы, показателями которой являются взаимозаменяемость, взаимодополняемость и взаимоответственность; 2) морально-психологическая сплоченность, проявляющаяся в нормах взаимопомощи и взаимоподдержки; 3) стиль лидера. В группу количественных факторов Ю.Д. Красовский включает: 1) групповой уровень притязаний, то есть настроенность работников на достижение промежуточных и конечных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|