Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы восприятия в межгрупповом общении

 

Основным психологическим механизмом восприя­тия в межгрупповом (ролевом) общении является про­цесс социальной стереотипизации, суть которого заклю­чается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем (формируется первое впе­чатление). Под социальным стереотипом (установкой) обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представите­лям той или иной социальной группы.

Основной набор поведенческих стереотипов форми­руется в процессе социализации личности под воздей­ствием макро- и микросреды, коллективного и индиви­дуального опыта, обычаев и традиций.  Социальные стереотипы иг­рают огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.

1. Они предопределяют восприятие конкретной жиз­ненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем созна­нии или усвоенных извне социальных стереотипов.

2. Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Иденти­фикация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать знако­мую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми про­исходит больше по стереотипу.

Так, например, у каждого более или менее опытного про­давца формируется набор стереотипов покупателей типа «внимательный» — «рассеянный»; «придирчивый»; «вежли­вый» — «хамоватый» и т. д., что позволяет продавцу, не заду­мываясь, вести себя соответствующим образом.

3. Каждый социальный стереотип включает в различных пропорциях описание, предписание и оценку ситу­ации, что вполне соответствует компонентам человечес­кого «я» - разума, воли и чувств.

4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше. Не с этим ли связана неспособность многих россиян брать на себя ответственность и искать причины своих проблем в себе?

Средства массовой информации активно используют приемы формирования обществен­ного мнения (формирования нужных соци­альных стереотипов). Некоторые из приводимых ниже способов формирования стереотипов не безынтересны с точки зрения практики делового общения:

§ Навешивание ярлыков (в психологии и социологии этот процесс называют стигматизацией - от лат. stigma - знак, ярлык): человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т. д. Успешно использует­ся для устранения конкурентов в политической и деловой жизни, излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.

§ «Блистательная неопределенность»: использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как «демократия», «права человека», «об­щечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т. д. Ва­риант для общения с руководством: «Ваше решение неде­мократично (нарушает права человека, социальную справед­ливость)!»

§ Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суж­дения типа «по многочисленным просьбам трудящихся...», «все россияне единодушно поддерживают...» и т. д. Для делового общения подходят аргументы типа «в коллективе есть мне­ние...», «коллектив считает, что...».

§ Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на автори­тетную личность возможна в нескольких вариантах: а) персо­нифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо: 6) обезличенном — «Там знают!», «Сам в курсе», «И тогда я позвонил вы понимаете, кому...», «Обсуждаем проблему, и тут зашел сам...» и т. д.; в) использование цитат — «Еще Сократ говорил, что...».

§ Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными. Используется для формирования имиджа руководителя. Приемы разнообраз­ны — от поездок на работу общественным транспортом до рукопожатий на улице, лобызания деток и зимнего купания в пруду.

§ Деперсонификация (обезличивание) общения, воз­никающая благодаря стереотипам, в ряде случаев не об­легчает, а, напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «Встречают по одежке...» означает, что «встречают по стереотипу, а провожают — по уму». Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руково­дитель—подчиненный».

Стереотипы формируются под влиянием следующих основных факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Действие фактора превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной, групповой и др. Суть его в том, что человек склонен систематически пе­реоценивать различные качества тех людей, которые пре­восходят его по какому-то существенному для него пара­метру.

Привлекательность — понятие социальное. Механизм восприятия при действии фактора привле­кательности реализуется по той же схеме, что и при действии фактора превосходства. Очень многое зависит от того, нравится ли нам партнер по общению или пет. Если человек нам внешне нравится, то одновременно мы склон­ны считать его хорошим, умным, интересным и т. д., т. е. переоценивать его психологические характеристики. Признаками привлекатель­ности являются не только параметры внешности (цвет глаз, овал лица, фигура и др.), но и усилия человека выг­лядеть социально одобряемым (одежда, прическа, ма­нера поведения и др.).

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются лучше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком от­ношения к нам, запускающим соответствующую схе­му восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами

 

Механизмы восприятия в межличностном общении

Задачей первого впечатления является быстрая ори­ентировка в ситуации. В постоянном и длительном общении первое впечатление (механизм «грубой настройки») не позволяет достаточно глубоко иобъективно понять актуальное эмоциональное состо­яние, намерения и отношение к нам партнера по обще­нию. «Тонкая настройка» восприятия и понимания при межличностном общении осуществляется за счет меха­низмов идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.

Наиболее простой способ понимания другого челове­ка обеспечивается идентификацией (от лат. identifico — отождествляю) — перенесением свойств другого чело­века на себя. При идентификации человек прогнози­рует свои мысли и поступки, уподобляя их мыслям и поступкам другого человека в подобной ситуации (как бы другой действовал на моем месте). Гораздо реже про­является другой механизм — персонификация, т. е. пе­ренесение своего «я» на других людей в процессе срав­нения себя с ними. Путем идентификации осуществ­ляется социализация ребенка в семье, школе, группах сверстников. Ребенок усваивает нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых для него окружающих, используя их в качестве эталона.

Очень близка к идентификации эмпатия, сопережи­вание, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого челове­ка.

Аттракция (от фр. attraction — привлечение, при­тяжение) — умение добиться благоприятного, стойко­го положительного отношения собеседника к нам; фор­мирование благосклонности другого человека; способ­ность позитивно расположить, настроить его по отно­шению к нам. При этом используется подчеркивание незаурядности партнера по общению, благоприятное суждение о нем, оказание ему услуг.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — ме­ханизм самопознания в процессе общения, в основе ко­торого лежит способность человека представлять и осоз­навать то, как он воспринимается партнером по обще­нию. Это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоен­ный процесс зеркального отражения друг друга.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — механизм интерпретации поступков и чувств путем выяснения причин поведения субъекта. Исследования показывают, что у каждого челове­ка есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные объяснения своего и чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуцией в любой ситуа­ции склонны находить виновника случившегося, припи­сывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае же пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной ат­рибуции человек видит причи­ну случившегося в предмете, на который было направлено дей­ствие, или в самом себе.

Восприятие и понимание партнера по деловому обще­нию осуществляются путем оценки вербальной (от лат. verbum - слово) и невербальной информации. Если по словесному каналу в основном передается чистая инфор­мация, то по невербальному — отношение к партнеру по общению, его эмоциональное состояние. Любое пережи­вание человека так или иначе проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса. Резуль­таты ряда исследований свидетельствуют о том, что в про­цессе общения 55-65% информации о партнерах человек получает посредством наблюдения за ними. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психи­ческого содержания общения и совместной деятельно­сти. Люди довольно быстро научаются приспосабли­вать свое вербальное поведение к изменяющимся об­стоятельствам, но язык тела оказывается менее плас­тичным. В социальной психологии разработаны раз­личные классификации невербальных средств обще­ния.

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регу­лятивную функцию в общении. К кинесике относят­ся выразительные движения, проявляющиеся в мими­ке, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится ми­мике — движениям мышц лица, которое называют зер­калом души. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. Показано, что при неподвижном или невидимом лице лек­тора теряется до 10-15% информации. Главными харак­теристиками мимики являются ее целостность и дина­мичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, ра­дости, страха, печали, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы. Установлено, что все люди, независимо от национальности и уровня куль­туры, с достаточной точностью и согласованностью ин­терпретируют эти мимические конфигурации как выра­жение соответствующих эмоций. И хотя каждое выра­жение является конфигурацией всего лица, тем не ме­нее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Взгляд, или визуальный контакт, составляет исключи­тельно важную часть общения. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что направление взгляда связано с формированием высказы­вания и трудностью этого процесса. Когда человек толь­ко формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью сформиро­валась, — на собеседника. Если речь идет о сложных ве­щах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность пре­одолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный мо­мент говорит, меньше смотрит на партнера и только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Визуальный кон­такт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо определенный вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

Имеет значение и то, куда направлен взгляд собеседника. Этот аспект влияет на ход общения и обычно совершенно точ­но истолковывается собеседниками. Существует несколько разновидностей взглядов. Так, при деловом взгляде глаза со­беседника обычно сосредоточиваются на треугольнике, обра­зуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направ­ляя свой взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу управленческого общения. Этот взгляд передает нашему собеседнику деловой настрой, статусный характер общения. Если наш взгляд не опускается ниже уровня глаз собеседника, то мы можем контролировать ход общения. При социальном взгляде наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта. При этом создает­ся атмосфера непринужденного, межличностного общения не просто деловых партнеров, а приятных собеседников. Таким образом, направляя наш взгляд на тот или иной треугольник, мы можем передавать свое настроение.

Информативна также и долгота взгляда, Нормальным при­нято считать ситуацию, когда глаза собеседников встречают­ся от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же наши глаза встре­чаются менее 1/3, то наш собеседник либо нечестен, либо сму­щен и скован, либо к тому, что мы говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встречаются более 2/3 времени обще­ния, то наш собеседник либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены). Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители Юга так часто смотрят на собеседника, что для жите­лей Севера это может показаться даже оскорбительным.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным ис­точником информации о психических состояниях чело­века, оно во многих ситуациях гораздо менее информа­тивно, чем тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, ког­да человек, например, хочет скрыть свои чувства или пе­редает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником ин­формации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессив­ного поведения содержат очень много информации.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица простран­ственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отно­шению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению (табл. 4). Доказано, что «закрытые» позы (когда чело­век как-то пытается закрыть переднюю часть тела и за­нять как можно меньше места в пространстве — «наполе­оновская» поза стоя и сидя) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «От­крытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психо­логического комфорта. Есть ясно читаемые позы разду­мья (поза роденовского мыслителя), критической оцен­ки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Так же легко, как и поза, может быть понято значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сход­ные жесты (см. табл. 8), среди которых можно выделить: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, при­влечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д .); модальные, т. е. вы­ражающие оценку и отношение (жесты одобрения, не­удовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.); описательные жесты, имеющие смысл только в кон­тексте речевого высказывания.

 

Таблица 8. Основные виды жестов и поз человека

 

Жесты и позы Краткое описание
1 2
Открытые Развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней; часто сопровождается поднятием плеч Расстегнутый пиджак (куртка)
Закрытые Скрещенные на груди руки либо попытка как-то закрыть корпус тела руками. Закрытость усиливается, если пальцы сжаты в кулаки Посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом Скрещенные ноги
Оценочные Жест «рука у щеки» означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет Подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и расположены над подбородком. Этот жест свидетельствует о критической оценке Если то же сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то оценка скорее всего негативная Наклон головы набок — заинтересованность Почесывание, поглаживание подбородка — жест размышления и оценки, идет процесс принятия решения
Выражающие подозрительность, скрытность и отрицание Сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, голова наклонена вперед, взгляд исподлобья Ступни и корпус тела повернуты по направле­нию к выходу Касание носа или легкое его потирание (обыч­но указательным пальцем) свидетельствует о желании закончить разговор и уйти Касание мочки уха или почесывание глаз
Свидетельствующие об уверенности Гордая прямая поза Пальцы соединены наподобие купола; означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость Руки соединены теснее, чем купол Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — поза абсолютного превосходства

 

Продолжение табл. 8

1 2
Указывающие на нервозность Покашливание, прочищение горла, покусывание губ Курение сигарет; сигарету зажигают лишь тогда, когда напряжение спадает Рука прикрывает рот (этот жест передает эмо­ции, варьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи) Локти, поставленные на стол, образуют пирамиду, вершина которой (кисти рук) расположена прямо перед ртом
Выражающие готовность Руки на бедрах в положении стоя или сидя Человек сидит на краю стула Опора на стол широко расставленными руками; это экспрессивный призыв слушать, так как этому человеку есть что сказать
При неуверенности Переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются Человек грызет или сосет конец авторучки, ка­рандаша Пощипывание, потирание ладоней
Свидетельствующие о напряженности Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — звуковой фон напряженности Крепко сцепленные руки; кроме того, это еще жест подозрения и недоверия Защитное поглаживание шеи ладонью Отворачивание лица в сторону; означает также недовольство, отрицание; в общении с людьми, демонстрирующими такие жесты, перед началом разговора надо снять напряженность: склониться к человеку, сесть с ним рядом и пр.
При самоконтроле Руки сведены за спину, и там одна сильно сжи­мает другую Скрещенные лодыжки ног Руки вцеплены в подлокотники кресла
Указывающие на скуку Постукивание по столу рукой или по полу но­гой, пощелкивание колпачком ручки Голова лежит на раскрытой ладони, глаза полу­прикрыты Отсутствующий взгляд Машинальное рисование на бумаге
Выражающие расположение Руки приложены к груди Приближение к другому человеку; надо вовремя замечать, когда партнер начинает отодвигаться

 

По стилю передвижения человека, его походке доволь­но легко можно распознать эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов большинство испытуе­мых с большой точностью по характеру походки челове­ка определяли такие его эмоции, как гнев, печаль, гор­дость, счастье. Оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная по­ходка — при страданиях, самая большая длина шага при испытывании гордости. С попытками найти связь между походкой и психологическими особенностями че­ловека дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью психодиагностических тестов.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состоя­ний, выявлению психической индивидуальности. Паралингвистическая характеристика (просодика) — общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психо­физиологические проявления человека; плач, кашель, смех, вздохи и т. д. Паралингвистическими и экстралин­гвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополня­ют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, ра­дость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь свидетельствует о взволнованности или обеспокоенности; медленная речь — об угнетенном со­стоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голо­са, скорость речи, которые практически позволяют выра­жать наши чувства, мысли, волевые устремления как на­ряду со словом, так и помимо него, а иногда и вопреки ему. «Слышать» означает физически воспринимать звук, а «слу­шать» — сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать зна­чение принимаемых звуков. Умение слу­шать — необходимое условие правильного понимания пози­ции партнера, верной оценки существующих с ним разногла­сий, залог успешной деловой коммуникации. Умение слушать как метод восприятия информации требуется использовать в деловом общении намного чаще, чем умения читать и пи­сать вместе взятые: слушание — 40% рабочего времени; гово­рение — 35%; чтение —16%; письмо — 9%.

К такесическим средствам общения относятся дина­мические прикосновения в форме рукопожатия, похло­пывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикос­новения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробнос­тью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют ста­тус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Ру­копожатия, например, делятся на три типа: доминиру­ющее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Общение всегда пространственно организовано. Из­вестно, что животные устанавливают свою сферу обита­ния иохраняют ее. Оказалось, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если мы будем их знать, то сможем обогатить наши представления о своем поведе­нии и поведении других; сможем прогнозировать реак­цию нашего подчиненного в процессе управленческого общения. Одним из первых пространственную структу­ру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл. Он и ввел термин «проксемика», буквальный пе­ревод которого означает, «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация (положение) партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и наци­ональные факторы. На основе многочисленных исследо­ваний психологи пришли к ряду важных выводов:

Физическое тело не только большинства жи­вотных, но и человека окружено определенной про­странственной зоной, которую они считают своей соб­ственной личной территорией.

Личная пространственная территория человека имеет ряд зон, размещение в которых свидетельствует о степени эмоциональной близости, значимости партне­ра по общению.

§ Интимная зона – расстояние от 15 до 45 см — общение самых близких людей, из всех зон эта самая главная; разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, близкие друзья и родственники и др.); в этой зоне имеется еще сверхинтимная подзона (от 0 до 15 см), в которую можно про­никнуть только посредством физического контакта;

§ Личная зона (от 45 до 120 см) — в преде­лах этой зоны осуществляется каждодневное общение меж­ду сотрудниками;

§ Социальная зона (от 120 до 360 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; это общение людей происходит в строгом соответствии с их со­циальной ролью, когда желают подчеркнуть социальный ста­тус общающихся; по сути дела, в этой зоне беседуют скорее не личность с личностью, а должность с должностью;

§ Публичная зона (более 360 см) — при выступлении перед раз­личными аудиториями.

Человек с трудом терпит вторжение постороннего в социальную и
личную зоны, а вторже­ние в интимную вызыва­ет неуместные в данный
момент физиологические реакции (тахикардию, по­краснение или побледнение, потоотделение, ухуд­шение координации дви­жений и др.) и способ­ствует развитию стресса.

Таким образом, в ситуации управленческого общения целесообразно: а) для сохранения психологического комфорта держать дистанцию; б) при выборе дистанции в разговоре учитывать национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, акту­альное эмоциональное состояние партнера и пр.

Воспринимаемые признаки вербального и в большей сте­пени невербального характера лежат в основе формирования имиджа (образа) руководителя. Имидж включает показатели по крайней мере трех уров­ней: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки, соответствующие запросам времени и общества.

Внешний облик (первый уровень показателей, составляющих имидж) включает прежде всего природные внешние данные плюс их умелое использование с целью произвести благо приятное впечатление с помощью одежды, прически, косме­тики. Некоторые специалисты по имиджу считают, что 55% впечатления зависят от того, как человек выглядит.

Помимо одежды на первое впечатление большое влия­ние оказывают прическа, макияж, наличие или отсутствие украшений, различные деловые аксессуары типа портфеля записных книжек, авторучек и т. д.

Второй уровень показателей, составляющих имидж включает психологические свойства человека: коммуникативность, эмпатию, рефлексивность, красноречие, навыки, приобретенные вследствие образования и воспитания.

Для второго уровня особен­но важны показатели речи во всех ее вариантах — от устной до письменной, от активной до пассивной. Высоко оцениваются такие профессиональ­но важные качества, как приветливость, коммуникабель­ность, умение расположить к себе, внимательное выслуши­вание, выполнение всех деталей делового этикета, специально для большего расположения к себе аудитории включают какие-либо сведения част­ного характера, лучше всего относящиеся к интеллектуаль­ной или спортивной сферам.

Третий уровень имиджа включает социальные задатки, все то, что связано с жизненным и профессиональным опы­том личности и отражается в соответствии поведенческих реакций запросам времени и общества. Поведение иего мо­тивы, реальные поступки в обычных, экстремальных и кон­фликтных ситуациях, отношение к собственным ошибкам, собственная иерархия жизненных ценностей, устойчивость социальных отношений, выбор дружеского и семейного круга общения, социальная независимость или социальный конформизм — все эти сведения социального порядка требуют для своего проявления достаточно много времени. Именно третий уровень обеспечивает безупречность peпутации, и нередко именно к нему обращаются специалисты по имиджу. Впрочем, чаще всего имиджмейкеры работают над характеристиками первого и реже — второго уровней, рассчитывая на их силу при кратковременных и недолгосрочных контактах.

 

Интеракция в деловом общении

 

В ходе делового общения его участники не только воспринимают и понимают друг друга, не только об­мениваются информацией, но и осуществляют взаимо­действие, т. е. планируют общую деятельность, обме­ниваются действиями, вырабатывают формы и нормы совместных действий. Интеракция, взаимодействие в общении — это система взаимно обусловленных дей­ствий, взаимовлияний партнеров по общению, направ­ленных на взаимные изменения их мыслей, эмоций, ус­тановок, предпочтений и в целом поведения и деятель­ности в целях обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.

Характерные черты взаимодействия:

• взаимодействие — необходимый и обязательный элемент совместной деятельности;

• основу взаимодействия составляет многообразие межличностных контактов и действий: непосред­ственных и опосредованных, случайных и преднаме­ренных, частных и публичных, длительных и кратков­ременных, вербальных и невербальных;

• для взаимодействия характерна циклическая при­чинная зависимость действий партнеров, когда по­ведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных, т. е. между парт­нерами проявляется взаимная связь.

В процессе взаимодействия каждый стремится ори­ентироваться на свои цели и цели партнера. В зависи­мости от степени учета во взаимодействии этих целей различают следующие стратегии поведения:

1) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих це­лей;

2) противодействие (соперничество), предполага­ющее ориентацию лишь на свои цели без учета целей партнера;

3) компромисс, предполагающий частное, проме­жуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

4) уступчивость (приспособление), предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

5) избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих це­лей для исключения выигрыша другого.

Важно осознавать, что среди изложенных страте­гий нет плохих или хороших. Все зависит от конкрет­ной ситуации общения, от целей, которые ставят пе­ред собой партнеры, способов воздействий, актуаль­ных психических состояний общающихся.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...