Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Цель: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Экологическая игра «Кто где живет?» Цель: Закрепить знания детей о среде обитания животных. Письмо белому медведю Цель: Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Развивающая среда: книга «Экология в картинках», глобус, маленькие изображения животных: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки; клей, две картины с изображением медведей. Содержание Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с другими животными. Предлагает загадку-описание:
Крупный зверь, Хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь) Стихотворение: С льдины прыгает на лед Белый мишка и ревет! Как же мишке не реветь? Хоть и белый, да медведь!
Читаем рассказ из книги «Экология в картинках». Рассказ называется: «Почему белые медведи не живут в лесу?» (два абзаца). Теперь посмотрим картины про медведей (обе). Вопросы к беседе по картинам: Кто изображен на картинах? Где живут белые медведи? Что есть на севере нашей страны? (Ответы детей, осмотр глобуса, короткий рассказ воспитателя о местах обитания медведей.) На севере, в Арктике, где только снег и лед, живут белые медведи. Их повадки похожи на повадки бурых медведей: они зимуют в берлоге изо льда и снега, любят купаться и ловить рыбу. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой. Летом белые медведи кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. Питаются еще и тюленями. Что у медведицы в зубах? Кому она несет рыбу? Где она взяла ее? Умеют ли медведи плавать? Что помогает им ловить рыбу? (Ответы детей, пояснение воспитателя о том, что медведи охотятся на тюленей.) Что делает медведица зимой? Где она находится? (В полярную ночь медведица находится в снежной берлоге, где у нее рождаются медвежата). Что делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Кочует по льдинам океана.) Как растут медвежата? Что они делают? Как медведица заботится о них? Какое время года изображено на одной и на другой картине? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера? (Ответы детей. Воспитатель обобщает, уточняет.)
Белые медведи приспособлены к жизни в тяжелых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, - она их спасает от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу. Дети наклеивают изображение медведей на глобус, в места их обитания. Воспитатель снова читает рассказ детям и предлагает им теперь ответить на вопрос: «Почему белые медведи не живут в лесу?» Чтение части рассказа, которая посвящена другим экзотическим животным, воспитатель перемежает вопросами: Где живут обезьяны? Слоны? Почему они не живут в наших лесах? В заключение дети с воспитателем прикрепляют к глобусу изображения обезьян, слонов, крокодилов (в Африке, Южной Америке, Азии).
2. Экологическая игра «Кто где живет?» На ковролине – путаница, составленная из плоскостных фигур: бурый медведь на льдине, белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка – под водой, рыбы на дереве. К детям пришел Емеля. Он говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Емеля поселил животных туда, где им хорошо и удобно жить. Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет? (Воспитатель предлагает разобраться. Дети рассматривают изображения, объясняют ошибки Емели.)
Физкультминутка Медвежата в чаще жили Головой они крутили, Вот так, вот так головой они крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата воду пили, Друг за дружкою ходили, Вот так, вот так друг за другом все ходили. Медвежата танцевали, Кверху лапы поднимали, Вот так, вот так кверху лапы поднимали. Письмо белому медведю 3. Воспитатель предлагает написать письмо белому медведю. Адрес: Куда: Арктика. Страна вечных льдов и снега, большой снежный сугроб. Кому: Белому медведю. Профессия: хищник. Особые приметы: белый, большой, с неторопливой походкой. Одежда: пушистый густой мех, защищает от холода. Меню: тюлени, рыба, сгущенное молоко. Враги: человек. Здравствуй, дорогой белый медведь! Приезжай к нам из далекой Арктики! Если тебе у нас покажется жарко, мы устроим тебе жилье в холодильнике у нас в детском садике. Мы угостим тебя вкусной рыбкой, а вот кусочка мяса тюленя у нас нет, ты не обижайся. Очень ждем тебя в гости к нам. (Второй вариант письма) Дорогой белый медведь! Мы не можем пригласить тебя в гости, хотя и очень хотим. Тебе нужны льдины, морская вода и свежий холодный воздух. Тебе будет жарко у нас даже зимой, к тому же в городе, среди домов и асфальта, твоя белая шкура будет очень заметна. У нас нет тюленей и рыбы, к которым ты привык. Да и плавать тебе тоже негде. Ты станешь скучать по северному сиянию и белым снегам, по своим родственникам и друзьями. Так что лучше не приезжай, оставайся в своем доме и напиши ответ. Надеемся, ты не обижаешься. Ждем писем, Белый Медведь.
Ответ от животного: № 1 из пособия Н. Рыжовой «Напиши письмо мартышке» (спустя несколько дней читаем с детьми письмо белых медведей). Письмо белых медведей Здравствуйте, дорогие друзья! Недавно к нам в Арктику прилетел вертолет. Как же мы удивились, когда узнали, что он привез ваши письма! Пилот очень спешил, и мы решили сочинить один ответ от всех белых медведей. Вот мы и продиктовали ему этот рассказ. Мы очень рады, что вы так много о нас знаете. Действительно, белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас незаметными. Живем мы только на севере, в Арктике. Чаще всего выбираем такие места, где есть большие полыньи, много морских животных, а значит, мы не будем голодать. Мы – самые крупные из всех хищных зверей. Мы измеряли друг друга при помощи сосульки, чтобы сообщить вам: самый «длинный» из нас достигает трех метров, а самый тяжелый весит 800 килограммов (мы его еле взвесили!).
Может быть, вам покажется, что при таких размерах мы неуклюжи, неповоротливы? Ошибаетесь! Даже на суше мы быстры и ловки, не говоря уже о море! В море мы чувствуем себя как рыба в воде! Плаваем, ныряем от души. Мы знаем, что среди людей есть «моржи», которые любят купаться в проруби зимой. Они смелые и закаленные люди, но ни один из них не смог бы плавать в такой холодной воде, как мы! Ведь у них нет такой густой, непромокаемой, плотной и теплой шубы, которая спасает нас от холода и ледяной воды. Да и жир не дает нам замерзнуть. Снизу наши лапы покрыты густой шерстью – что-то вроде шерстяных носков. Поэтому мы можем ходить по снегу и по льду. На обед мы больше всего любим кушать блюда из тюленей. Подкарауливаем их у полыньи. За раз можем съесть шесть – восемь килограммов разной еды. Вообще, мы не привереды. Едим и рыбу, и птенцов, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках – сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся. Но ведь в Арктике не найдешь такого вкусного молока – оно не водится ни в море, ни на суше. К тому же баночки с молоком так легко и удобно ловить – они совсем смирные. У многих из нас есть медвежата. Когда они родились, то весили меньше килограмма. Пока они маленькие и беспомощные, живут со своими мамами в снежных берлогах. Когда-то, не очень давно, белых медведей в Арктике было видимо-невидимо, но человек охотился, уничтожал не только нас, но и нашу пищу. Хоть мы и большие хищники, а не смогли устоять. Ведь у человека есть оружие, которым он так быстро убивает, есть машины, от которых нам не убежать. Теперь нас на севере немного. Люди опомнились, записали белых медведей в Красную книгу, стали охранять. Может быть, со временем нас станет больше. Но произойдет это не скоро: ведь у нас рождается немного медвежат.
Некоторые дети просят нас не приезжать к ним в гости, другие – приглашают, но только зимой. Благодарим всех. Однако мы очень удивились, когда узнали из одного письма, что у людей есть такие большие холодильники, что мы в них сможем поместиться - «охлаждаться и прохлаждаться». Для чего они? Ведь не каждый день приезжают к вам в гости белые медведи! Откровенно говоря, нам не очень хочется лезть в холодильник, даже самой лучшей марки. А ваш климат нам не очень подходит. Где мы сможем плавать? Нырять? Может, у вас в ванной живут тюлени? Лучше мы останемся дома: здесь такой чудесный климат! Но и вас мы пригласить не можем: вдруг вы замерзнете без теплых шуб? Весной можно ослепнуть от яркого солнца и блестящего снега. А вдруг, когда вы вырастете, кто-то из вас станет полярником и прилетит к нам в гости? Тогда мы сводим его на экскурсию в нашу лучшую берлогу. Очень рады переписке с вами. Группа белых медведей и пилот, помогавший написать это письмо. Занятие 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|