Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Экологическая игра «Узнай целебную траву». Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение. Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края». Содержание
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения: Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива) Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик)
Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. (Ромашки) Каждый лист мой любит тропки У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник)
Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка — ажурные края.) Тысячелистник — лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края. Есть много трав полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Ромашка, мята, крапива, Подорожник, ландыш, зверобой... Физкультминутка «Дождик, лей веселей!» Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей Для лесов, для полей, И для маленьких детей, И для мам, и для пап. Кап-кап! Кап-кап!
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог. 2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло. 2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника. Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем. Занятие 6 Зарядка аквариума Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду дляаквариумных рыбок. Воспитать наблюдательность. Сравнение рыб и лягушек Цель: Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки - быстроплавающие животные. Вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. Опыт. Определение возраста рыбы Цель: Научить опытническим путем определять возраст рыбы. Развивающая среда: банка с водой и рыбкой; аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; кукла Хрюша; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла.
Содержание
Дети получают записку от Хрюши. Он пишет, что приготовил детям подарок – банку с водой, а в ней красивая бабочка – и спрятал в группе. Дети начинают искать подарок Хрюши и находят банку с рыбкой. Воспитатель: Какая ты красивая! Откуда ты взялась? Тебе, наверно, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!
Хрюша пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете? (Выслушивает ответы детей.) Загадка поможет вам ответить:
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. (Рыба) Вильну хвостом Туда-сюда, И нет меня, И нет следа! (Рыба) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба)
Хрюша перепутал, бабочек в воду не сажают. Нужно помочь ему узнавать рыб и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами. Вопросы: 1. Как себя чувствует рыбка? 2. Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало.) 3. Что она делает? 4. Что помогает рыбке плавать? 5. Где находятся плавники? 6. Сколько плавников? 7. Какой из них самый красивый? 8. Как вы думаете, на что он похож?
Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на ее легкость, прозрачность; ткань струится, летает). Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань? (ответы детей) Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост. Красивое название? И рыбка красивая. Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок. (Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников.) Педагог предлагает детям еще понаблюдать за рыбкой. Что, кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке? Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? (Вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя.) Какие у рыбки глаза, и где они расположены? Какой рот? Чем дышит рыбка? Воспитатель: Ребята, рыбка мне сказала, что она очень хочет попасть в свой дом. Она потерялась и не знает, где ее дом. Хрюша посадил ее в банку, а в банке ей плохо. Она только помнит, что ее дом был больше, светлее, уютнее. Там были зеленые растения и много подружек – рыбок. Ребята, где вы раньше видели таких рыбок? Дети: В аквариуме.
Воспитатель: Каких еще рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме? Экологическая игра – дети находят карточки с аквариумными рыбками и водорослями, моллюсками и рассказывают: скалярия, меченосец, золотая рыбка, гурами, элодея, валлиснерия; моллюски. Воспитатель: Значит, ребята, теперь вы можете назвать ее дом. Дети: Рыбка, твой дом – аквариум. Воспитатель: Надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке: На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее, В руках ее не удержать И на коне не обогнать. (Вода)
Воспитатель спрашивает детей, что они знают о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт в горшочки. Сверху грунт засыпают промытым речным песком, насыпают промытый речной песок на дно аквариума. Где в аквариуме надо помещать водоросли? (Ближе к свету – середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служат зеленым кормом.) Наливать воду осторожно, тонкой струей. Вода перед заливкой отстаивается, комнатной температуры. Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы ухода за аквариумом и его обитателями, обсуждается их назначение. В последующем уходе за аквариумом дети практически закрепляют эти знания. Вывод: в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы жили как в естественных водоемах.
Аутотренинг Ребята, вы утомились, волновались, пока помогали рыбке найти и обустроить дом. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (Д. Долей «Одинокий пастух»). Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок. Мы вдыхаем его чистый, Свежий воздух, Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой, И будем с друзьями защищать все живое.
2. Воспитатель задает детям вопросы: можно ли рыб назвать водными обитателями? Что им помогает постоянно жить в воде? Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Почему сложилась поговорка «как рыба в воде»? Лягушка приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное). Может ли лягушка быстро плавать в воде? Какие особенности строения помогают ей в этом? Можно ли ее назвать быстроплавающим животным? Игра-соревнование между двумя группами детей – кто даст больше правильных ответов на вопросы: чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга? Чем рыбы и лягушки похожи между собой? (В свободное время предложить детям нарисовать понравившуюся рыбку или ее дом.)
3. Дети! Вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева? (Считали годовые кольца на стволе дерева) Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно тоже определить возраст рыбы. Положите чешуйки на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
Занятие 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|