Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказчик 1: Режиссер, который берется ставить пьесу, исходит из здравой предпосылки, что «вещь надо поставить на ноги», – иными словами, перекроить все, что там накропал автор.




Ведущий – читает вступления

Рассказчик 1, рассказчик 2 - читают авторский текст,

Автор, играет автора пьесы

Режиссер,

Актер 1 (пан Икс) - играет Иржи Данеша,

Актер 2 - играет Густава Вчелака, «бонвивана»

Актриса 1 (пани Игрек) – играет Клару,

Актриса 2 – играет Катюшу,

Актриса 3 - играет служанку,

Художник, Бутафор,

Осветитель, Декоратор,

Костюмер


Введение

Ведущий: В настоящем кратком, но поучительном обозрении нам хотелось бы рассказать авторам, публике и даже критикам о том, как возникает спектакль, какие метаморфозы претерпевает пьеса, прежде чем она, подобно бабочке, торжественно выпорхнет из кокона на премьере.
Мы не намерены притворяться, что понимаем театр; его не понимает никто – ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты.
Господи боже мой, если бы драматург мог заранее знать, будет ли его творенье иметь успех! Если бы директор мог предсказать, даст ли оно сбор! Если бы у актера были какие-нибудь предзнаменования о том, удастся ли ему роль… тогда, о, тогда в театре можно было бы работать спокойно и уверенно, как в столярной мастерской или на мыловаренном заводе. Но театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку – никто заранее не знает, какой получится спектакль
.

 


Режиссерская трактовка

Рассказчик 1: Режиссер, который берется ставить пьесу, исходит из здравой предпосылки, что «вещь надо поставить на ноги», – иными словами, перекроить все, что там накропал автор.

Автор: Я, видите ли, представлял себе этакую тихую камерную пьесу…

Режиссер: Это не годится. Ее надо подать совершенно гротескно.

Автор: Клара – запуганное, беспомощное существо…

Режиссер ( возражает ): Откуда вы взяли? Клара – ярко выраженная садистка. Взгляните, на странице тридцать семь Данеш говорит ей: «Не мучь меня, Клара!» При этих словах Данеш должен корчиться на полу, а она будет стоять над ним в истерическом припадке. Понимаете?

Автор ( защищается ): Я совсем не так представлял себе все это!

Режиссер ( сухо ): Это будет лучшая сцена. Иначе у первого акта не было бы впечатляющей концовки.

Автор: Сцена изображает обычную комнату городского типа…

Режиссер: Но там должны быть какие-нибудь ступени или помост.

Автор: Зачем?

Режиссер: Чтобы Клара могла стать на них, когда она восклицает: «Никогда!» Этот момент надо акцентировать, понимаете?
Минимум трехметровые подмостки! … С них потом в третьем явлении прыгнет Вчелак.

Автор: А зачем ему прыгать?

Режиссер: Потому, что там ремарка «врывается в комнату». Это одно из самых сильных мест. … Видите ли, пьесу надо оживить. Не хотите же вы, чтобы у нас получилась заурядная, нудная канитель?

Автор ( спешит ответить ): Разумеется, нет!

Режиссер: Ну, вот видите!

 

Ведущий: Для того чтобы еще больше открыть вам тайны драматургии, скажу, что творчески настроенный автор – это такой, который не хочет связывать себя условиями сцены, а творчески настроенный режиссер – тот, который «не намерен идти на поводу у текста».
Что касается творчески настроенного актера, то он, бедняга, не имеет другого выбора, как или играть по-своему (и в этом случае говорят о режиссерской недоработке), или во всем слушаться режиссера (тогда говорят о пассивности актера).
И если на премьере, случайно, никто из актеров не запнется в монологе, не свалится плохо закрепленная кулиса, не перегорит прожектор и не произойдет какая-нибудь другая авария, критика с похвалой напишет, что «режиссура была добросовестная». Но это чистая случайность.
Однако, прежде чем говорить о премьере, надо пройти чистилище репетиций.

Чтение в лицах

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...