Дом и его части. Мебель (пятнадцатая неделя)
Дом и его части (четырнадцатая неделя) «Дом». Логопед раздает детям картинки с изображениями домов и читает стихотворение. Дети обводят по контуру называемые педагогом части дома и повторяют упражнение самостоятельно.
Пальчик указательный, Будь-ка ты внимательный, Части дома покажи: Двери, окна, этажи, Вот стена, балкон, а выше - Там чердак, труба и крыша. «Строим дом» (речевая подвижная игра). Логопед предлагает детям воспроизвести движения в соответствии с содержанием стихотворения. Затем они выполняют упражнение самостоятельно. Молотком и топором Строим, строим новый дом. В доме много этажей, Много взрослых и детей. «Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча). В домик к нам пришла считалка, Рассказать ее не жалко, По ступенькам мы ходили И считалочку учили. «С чем дом? » Логопед указкой показывает на картинке части дома (или картинки с их изображениями), а дети составляют словосочетания: «дом с крышей, дом с потолком, дом с полом, дом со стенами, дом с дверями, дом с этажами, дом с лестницами, дом со ступеньками, дом с окнами, дом с балконами, дом с лифтами, дом с лоджиями, дом с подъездами». «Мы с тобой построим дом». Логопед показывает детям картонный силуэт четырехэтажного домика, на каждом этаже которого нарисовано по три игрушки (в соответствии с содержанием стихотворения). Логопед читает стихотворение и показывает соответствующие предметные картинки. Мы с тобой построим дом, Будут жить игрушки в нем: Робот, кукла, медвежонок, Неваляшка, слон, ежонок, Петушок, жираф, матрешка, Обезьяна, гном и кошка. Ты игрушки покажи, Назови их этажи.
Затем дети рассказывают, кто на каком этаже живет: «Обезьяна, гном, кошка живут на первом этаже. Петушок, жираф, матрешка живут на втором этаже. Неваляшка, слон, ежонок живут на третьем этаже. Робот, кукла, медвежонок живут на четвертом этаже». Логопед предлагает детям выучить стихотворение наизусть. «Рисуем дом». Логопед предлагает детям нарисовать дом, а затем рассказать о проделанной работе. В качестве образца можно использовать приведенный ниже текст. Посередине листа я нарисовал большой квадрат. В нем - маленький квадрат. Это окошко. Вверху я нарисовал крышу, она треугольная. На крыше я нарисовал трубу, она прямоугольная. Внизу справа я нарисовал дверь и крылечко. Слева от домика - забор. За забором растет дерево. Около дерева находится гараж для машины. «Монгольская игра». Логопед раздает детям по 11 геометрических фигур (они вырезаются из квадрата размером 10x10 см, как показано на рисунке), предлагает составить из них силуэт дома и рассказать о проделанной работе.
Я составил домик из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего одиннадцать фигур: два квадрата, четыре треугольника и пять прямоугольников - один большой и четыре маленьких. Для стен я взял два квадрата и четыре маленьких прямоугольника. Для крыши - четыре треугольника и большой прямоугольник. Я соединил фигуры, и получился дом. Мебель (пятнадцатая неделя) «Мы картиночки берем». Логопед раздает детям картинки с изображениями предметов мебели и читает стихотворение. Дети раскладываю! картинки в соответствии с его содержанием. Затем они хором повторяют стихотворение и заучивают его наизусть. Мы картиночки берем, В два ряда на стол кладем: Кресло, стул, диван, кушетка, Полка, шкаф, кровать, банкетка. Дети мебель изучают И картинки называют. «Играем со стульчиками». Логопед предлагает детям изобразить описываемые в четверостишии действия. Затем они самостоятельно повторяют четверостишие, сопровождая его соответствующими движениями. Игра проводится 3-4 раза.
Сел на стул - встал, Сел на стул - встал, Сел на стул - не встал, На колени упал. «Сосчитай стулья». Логопед расставляет в ряд десять стульев и предлагает детям сосчитать их, загибая при этом пальчики. Пальчики мы загибаем, Стулья быстро мы считаем: Один стул, два стула, Три стула, четыре стула, Пять стульев, шесть стульев, Семь стульев, восемь стульев, Девять стульев, десять стульев. «Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча). Столяр, столяр, где ты был? - В лес за деревом ходил, Изготовлю мебель в дом Молотком и топором. «Мебель». Логопед предлагает детям составить предложения без опоры на картинки по следующему образцу. Стол, стул, табурет - это мебель. Кресло, диван, кровать - это мебель. Шкаф, тумбочка, комод - это мебель. Сервант, кушетка, софа - это мебель. Кресло, диван, кушетка - это мягкая мебель. Шкаф, стол, комод - это мебель. Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян). «Стол». Логопед предлагает детям составить рассказ-описание (рассказ составляется с опорой на вопросы логопеда). Перед нами стол. Это предмет мебели. Он сделан из дерева, стол деревянный. У стола есть крышка и четыре ножки. Стол сделал столяр. Стол нужен для того, чтобы за ним есть, читать, писать, рисовать. Наш город (шестнадцатая неделя) «Город». Логопед читает стихотворение и по ходу чтения выкладывает соответствующие картинки (недостающие картинки можно заменить узнаваемыми силуэтами). Дети повторяют текст сначала за логопедом, потом - самостоятельно, с опорой на картинки.
Я по городу хожу, Я про город расскажу: Поликлиника, аптека, Магазин, библиотека, Много здесь жилых домов, И деревьев, и цветов. Землю роет экскаватор - Строят здесь кинотеатр. Школа, ресторан, музей... Город нужен для людей.
«Чего много в городе? » Логопед раздает детям картинки из предыдущего упражнения и спрашивает: «Чего много в городе? ». Дети по очереди показывают свои картинки и отвечают: «В городе много домов (улиц, площадей, машин, скверов, деревьев, мостов, цветов, людей, светофоров)». Отвечая на вопрос, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян). «Я по домикам шагаю». Логопед раскладывает на полу (в ряд или полукругом) десять бумажных силуэтов домиков. Дети по очереди шагают по ним и считают: Я по домикам шагаю, Эти домики считаю: Один домик, два домика, Три домика, четыре домика, Пять домиков, шесть домиков, Семь домиков, восемь домиков, Девять домиков, десять домиков. «Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча). В руки мячик мы берем И дома считать начнем: Бом, бом, бом, бом... Наконец последний дом «Мы по городу шагаем» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети в такт ему «шагают по городу». Дети повторяют упражнение сначала с логопедом, а затем самостоятельно. Мы по городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. «Наша улица». Логопед читает рассказ, а дети, используя силуэты жилых зданий, учреждений, дорог и т. д., конструируют на игровом поле улицу. Это наша улица. На одной стороне улицы стоят многоэтажные дома. Это жилые дома - в них живут люди. На другой стороне улицы расположены различные учреждения. Вот продуктовый магазин, здесь продают продукты. Вот парикмахерская, здесь делают прически. Вот поликлиника, здесь лечатся люди. Вот кинотеатр, в нем смотрят фильмы. А дальше - Сбербанк, в нем хранят деньги. Рядом с ним школа, здесь учатся дети. Посередине улицы - проезжая часть, по ней ездят машины. А вот тротуары для пешеходов. Наша улица красивая и удобная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|