Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудности, возникающие в ходе борьбы с коррупцией




Для видения целостной картины, вне законодательной борьбы с коррупцией в постсоветский период во время правления Б. Ельцина, В. Путина, Д. Медведева и вновь В. Путина необходимо помнить и учитывать следующее. Ряд депутатов, когда журналисты их спрашивают о причинах многолетних проволочек с принятием закона, обычно заявляли, что идет устранение «внутренних противоречий» внутри документа. Один из лидеров партии «Единая Россия» О. Морозов так обозначил технологию отсрочек принятия антикоррупционного закона: «В настоящее время разрабатывается новая версия законопроекта «О противодействии коррупции», более качественная. Ситуация в стране меняется, поэтому закон, который депутаты будут принимать, должен полностью отвечать современным реалиям и международной практике борьбы с коррупцией». Депутат из Санкт-Петербурга В. Ягъя таким образом подвел идеологическую платформу под технологию отказа властей бороться с коррупцией: «Общество должно самостоятельно выработать неприятие к коррупции, таким образом, попытка создания нового человека с новой моралью потребует времени».

Впрочем, представленная таблица 3.2. наглядно показывает, что «борьба с коррупцией» все-таки велась.

Таблица 3.2[68]

Меры борьбы с коррупцией, принимаемые руководством страны

Дата Мероприятие
   
Борьба с коррупцией в годы правления Б. Н. Ельцина
4.04.1992 г. Президент РФ Б. Ельцин подписал указ № 361 «О борьбе с коррупцией». Указ запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью, содействовать в ее осуществлении «физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения», принимать участие в управлении акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью.
8.10.1992 г. Президент РФ Б. Ельцин подписал указ. Указом «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» создана межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией. Ее возглавил вице-президент А.Руцкой.
10.01.1993 г. Совещание в Кремле по борьбе с преступностью. Президент РФ Б. Ельцин заявляет: «Мы начинаем фронтальное наступление на преступность, взяточничество и коррупцию».
12.02.1993 г. Доклад президента РФ Б. Ельцина на всероссийском совещании по борьбе с преступностью и коррупцией.
19.02.1993 г. Опубликована программа вице-президента А. Руцкого из 12 пунктов по борьбе с преступностью и коррупцией, получившая название «Так дальше жить опасно».
13.04.1993 г. Выступление президента РФ Б. Ельцина в Новокузнецке перед шахтерами (накануне референдума). Он заявил, что борьба со взятками усиливается и по этому поводу уже даже арестованы с поличным трое заместителей министров. Информация об арестах не подтвердилась.
16.04.1993 г. Вице-президент РФ А.Руцкой подвёл итоги своей работы: за несколько месяцев он собрал «11 чемоданов» компромата, в списках виновных значились Егор Гайдар, Геннадий Бурбулис, Михаил Полторанин, Владимир Шумейко, Александр Шохин, Анатолий Чубайс и Андрей Козырев. 9 дел было сдано в Прокуратуру.

Продолжение таблицы 3.2

   
28.04.1993 г. Указ президента РФ № 570 «Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью в связи с растущими ее масштабами, расширением коррупции, представляющими серьезную угрозу интересам государства». Согласно указу, общее руководство деятельностью межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью осуществляет лично президент.
Май 1993 г. На заседании межведомственной комиссии Совета безопасности России по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Ельцин потребовал от МВД и МБР большей решительности и «принятия жестких мер». Оргпреступность и коррупция названы общегосударственной проблемой.
23.06.1993 г. Указом президента «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» создано управление обеспечения деятельности межведомственной комиссии Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией (численностью 35 человек).
Август-сентябрь 1993 г. Президент РФ несколько раз председательствовал на заседаниях межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией. Верховный совет России разрабатывал первый закон «О борьбе с коррупцией», который был отклонен президентом Б.Ельциным.
Ноябрь 1993 г. Президент РФ упразднил управление по обеспечению деятельности межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией.
Март 1994 г. Президент РФ Б. Ельцин провел заседание Совета безопасности, на котором была одобрена федеральная программа борьбы с преступностью и коррупцией.
Апрель 1994 г. На всероссийском совещании работников Федеральной службы контрразведки президент РФ Б. Ельцин отнес борьбу с коррупцией к числу основных функций ФСК.
10.06.1994 г. На пресс-конференции президент РФ Б. Ельцин признал коррумпированность правительственного аппарата.
Май 1995 г. Указом президента РФ создана межведомственная комиссия Совета безопасности по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией (она образована из комиссий по общественной безопасности и по борьбе с преступностью и коррупции).
Декабрь 1995 г. Президент РФ Б. Ельцин отклонил принятые Госдумой и одобренные Советом федерации закон «О борьбе с коррупцией» и закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием федерального закона «О борьбе с коррупцией»».
Март 1996 г. Во время предвыборной кампании 1996 года одной из основных тем предвыборных выступлений президента РФ Б. Ельцина была борьба с коррупцией. В число десяти главных направлений развития государства включена борьба с преступностью и коррупцией. Объявляя в Екатеринбурге о начале предвыборной кампании, Б. Ельцин сообщил о возбуждении уголовного дела против бывшего генпрокурора РФ А. Ильюшенко «за финан- совые махинации». Генпрокуратура РФ подтвердила эту информацию лишь через несколько часов. По прошествии года, после выборов, суд над А. Ильюшенко так и не состоялся.

Продолжение таблицы 3.2

   
  Из предвыборной программы президента: «Укрепить материальную и кадровую базу органов МВД и прокуратуры, усилить их социальную защищенность; ликвидировать юридические условия, облегчающие совершение экономических преступлений и коррупцию госслужащих (ввести для них обязательное декларирование доходов)».
Июль 1996 г. Президент РФ Б.Ельцин в выступлении на заседании коллегии ФСБ «О главных задачах органов безопасности» заявил: «Третьей по очередности, но одной из важнейших задач является борьба с коррупцией и организованной преступностью. Это одно из самых важных направлений вашей деятельности».
14.11.1997 г. Государственная Дума принимает закон о борьбе с коррупцией.
3.12.1997 г. Совет Федерации одобрил закон о борьбе с коррупцией.
19.12.1997 г. Президент РФ Б. Ельцин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о борьбе с коррупцией.
Сентябрь 1998 г. Госдума РФ отклонила президентский законопроект о борьбе с коррупцией.
Борьба с коррупцией в годы правления В. Путина (2000-2008 гг.)
28.02.2000 г. Обращение кандидата в президенты РФ В. Путина к избирателям. Борьба с коррупцией не обозначена в числе приоритетов будущего президента.
22.06.2000 г. Заявление президента РФ В. Путина «коррупция разъедает страну».
Июнь 2001 г. Госдума РФ отклонила президентский законопроект о борьбе с коррупцией.
5.11.2001 г. Законопроект «О противодействии коррупции» внесен в Госдуму и поступил в профильный думский Комитет по безопасности.
16.05.2002 г. Профильный комитет Госдумы РФ предложил вынести закон «О противодействии коррупции» на первое чтение. Ориентировочно – на июнь 2002 года.
20-21.06. 2002 г. Законопроект стоял на повестке дня заседаний Госдумы РФ, но рассмотрен так и не был. В СМИ пишут, что «депутаты уже сидят на чемоданах с авиабилетами и принятие закона отложено на осень».
20.11.2002 г. Госдума РФ принимает в первом чтении закон «О противодействии коррупции».
25.11.2002 г. Появление официального отзыва правительства на законопроект. Отзыв «был разгромным. За подписью А. Кудрина (главы Минфина и в то время зампреда правительства) депутатам сообщалось, что их антикоррупционные потуги противоречат отраслевому законодательству, Гражданскому кодексу и даже Конституции, а также ставились на вид неопределенность понятий и юридическая некорректность формулировок» (В. Чурсина).
Февраль 2003 г. Стартовала всероссийская акция «Народ России и Народная партия против коррупции». В заявлении партии говорится: «По результатам исследований фонда «Индем», общая сумма взяток, выплачиваемых российскими предпринимателями чиновникам, составляет, по минимальным оценкам, 33,5 млрд. долл. в год, а минимальные затраты населения России на бытовые взятки превышают 3 млрд. долл. в год. И это только официальные данные».
24.11.2003 г. Указ президента РФ В. Путина о создании Совета по борьбе с коррупцией. Совет – совещательный орган при президенте Российской Федерации.

Продолжение таблицы 3.2

   
12.01.2004 г. Первое заседание Совета по борьбе с коррупцией. Президент РФ В. Путин заявил: «Считаю, что главная задача Совета как консультативного органа – это выявление причин и условий распространения коррупции и на этой базе – выработка системной антикоррупционной политики, политики, отраженной как в действующем законодательстве, так и в организации правоприменительной работы». Президент акцентировал внимание на следующем: «Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия «коррупция» и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях».
23.09.2004 г. Заявление первого вице-спикера Госдумы РФ Л. Слиски о перспективах принятия закона о коррупции. Л. Слиска считает, что первый закон, который должны принять депутаты, это закон «О коррупции». Коррупция – «это та ржавчина, которая проела все сферы жизни общества», – заявила Л. Слиска, выступая в Госдуме РФ за «круглым столом». «Эта одна из главных проблем российского общества», – отметила она. Хотя этот законопроект находится в Госдуме РФ уже 10 лет, он был принят только в первом чтении, напомнила Л. Слиска.
19.07.2005 г. Заявление спикера Госдумы РФ Б. Грызлова о том, что Госдума обязательно примет новый закон о борьбе с коррупцией. «Это политически важно», – заявил Б. Грызлов на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ. Б. Грызлов полагает, что в первом чтении проект закона Госдума РФ сможет рассмотреть уже на предстоящей осенней сессии, а окончательно принять его зимой 2006 года.
21.07.2005 г. «Известия» публикуют статью Г. Сатарова о коррупции в России: «За 4 года коррупция выросла в России почти в десять раз». То есть, за годы президентского срока В. Путина коррупция выросла на порядок.
14.12.2005 г. Вступила в силу Конвенция ООН против коррупции, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. Председатель комиссии Госдумы РФ по противодействию коррупции М. Гришанков называет это «важным политическим шагом на пути борьбы и противодействия коррупции».
17.02.2006 г. Госдума РФ ратифицировала конвенцию ООН против коррупции.
13.05.2006 г. Заявление президента РФ В. Путина «Борьба с коррупцией еще не окончена».
Декабрь 2006 г. Заявление депутата Госдумы РФ Г. Райкова об истории принятия закона о коррупции: «И вторая, и третья Думы пытались этот закон принять, но не получилось – президент наложил вето. В третьей Думе мы внесли уже третий вариант этого закона, который пока принят лишь в первом чтении. Проблема в том, что у нас до сих пор нет юридического понятия «коррупция»».
1.02.2007 г. Заявление президента РФ В. Путина о том, что «самый эффективный способ борьбы с коррупцией – это развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации». Главная идея Путина: «Борьба с коррупцией – это задача всего общества».
3.02.2007 г. Указ о создании Совета по борьбе с коррупцией признан утратившим силу Указом президента РФ В.Путина.

Продолжение таблицы 3.2

   
Борьба с коррупцией в годы правления Д. Медведева (2008-2012 гг.)
22.01.2008 г. Антикоррупционное заявление кандидата в президенты РФ Д. Медведева. На втором Гражданском форуме будущий президент заявил, что «сначала нужно принять федеральный закон, который бы определил понятие «коррупция» и пути борьбы с ней».
11.03.2008 г. Популистское заявление президента РФ В.Путина: «Хорошо бы эту лапу отрубать, как было в средневековые времена. Стоит только начать, сразу лапа перестанет высовываться за соответствующей мздой».
19.05.2008 г. Президент РФ Д. Медведев проводит совещание по вопросам противодействия коррупции. Президент заявил: «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». С. Нарышкин сообщил: «Создается Совет по борьбе с коррупцией, который возглавит президент». Нарышкин также заявил, что «коррупция – не российское явление, коррупция существует везде». Председатель независимого Национального антикоррупционного комитета К. Кабанов выразил надежду, что новый совет станет «первым реально действующим органом по борьбе с коррупцией в России».
31.07.2008 г. Президентом РФ Д. Медведевым утвержден Национальный план противодействия коррупции.
5.11.2008 г. Президент РФ Д. Медведев в послании Федеральному собранию назвал коррупцию «врагом №1».
25.12.2008 г. Вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»».
4.12.2009 г. Заявление премьер-министра РФ В.Путина в прямом эфире о том, что борьба с коррупцией будет продолжена. В частности, премьер-министр сказал: «Знаете, я, конечно, часто слышу вопрос: эффективности маловато в борьбе с коррупцией. Да, маловато. Но все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть. Если мы постоянно будем в эту точку долбить, будем работать в этом направлении, эффективность будет повышаться. И наоборот, если ничего не делать и ничего об этом не говорить, то будет только хуже».
14.04.2010 г. Президентом РФ Д. Медведевым подписан указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы». Глава государства надеется, что благодаря реализации государственной антикоррупционной политики все-таки произойдет коренной перелом общественного сознания, что, как полагает Медведев, должно привести к формированию «атмосферы жёсткого неприятия коррупции».
14.07.2010 г. Президент Д. Медведев признал, что объявленная им борьба с коррупцией положительных результатов практически не дала. «Пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу»[69], - так прокомментировал бывший глава государства предварительные итоги противодействия коррупции.

Продолжение таблицы 3.2

   
2011-2012 г. Российское руководство с коррупцией активно борется, президент Д. Медведев называл коррупцию «врагом номер один» свободного, демократического и справедливого общества, включив эту борьбу в число приоритетных задач государства. Однако итоги противодействия коррупции пока неутешительны, заметного сокращения ее уровня в нашей стране не происходит. Более того, ежегодный совокупный доход российских коррупционеров постоянно растет и достигает уже 300 млрд. долларов[70].
13.03.2012 г. Президентом РФ Д. Медведевым подписан указ № 297 о введении «Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы».
2012 г. В соответствии с договоренностями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Президента США Б. Обамы создана Российско-Американская Президентская комиссия. В рамках комиссии функционирует рабочая группа «Гражданское общество» (группа «Сурков-Макфол»). Рабочая группа функционирует в формате четырех тематических подгрупп: борьба с коррупцией, преступления против детей, проблемы миграции и нелегальная миграция, положение заключенных.
Борьба с коррупцией с 2012 г.
28.07.2012 г. Президентом РФ В. Путиным подписан Указ от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава Президиума этого Совета».
3.12.2013 г. Президентом РФ В. Путиным подписан Указ «Об управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Данное управление образовано в составе Администрации Президента РФ в целях обеспечения деятельности президента по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Начальником управления назначен О. Плохой.
2014 г. Президентом РФ В. Путиным подписан Указ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

 

Необходимо признать, что широкий круг экспертов убежден в том, что 17-летняя история непринятия закона о борьбе с коррупцией, вкупе с высказыванием президента В. Путина о недопустимости пересмотра итогов приватизации, создали в России ситуацию, в рамках которой вся собственность, приобретенная незаконным путем в 90-е годы и вплоть до 25 декабря 2008 года, становится «священной собственностью»[71].

То, что собственность «священна», убеждена вся российская элита. То, что почти вся собственность в России добыта криминальным путем, убеждено большинство граждан России. И это противоречие, в конце концов, должно найти разрешение в ближайшей исторической перспективе.

Почему после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» потребовалась еще Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции?

А. Долгова отметила: «Если с коррупцией с начала 90-х никто не борется, естественно, общество разъедает ржавчина коррупции. И чему после этого можно удивляться?... Давайте лучше поговорим, что мы вообще понимаем под словом «коррупция». В переводе с латинского это – «подкуп», «разложение». И. Кондрашин отметил: «В конце 2008 года, вместо, долгое время (более 15 лет) обсуждавшегося закона «О борьбе с коррупцией», был принят пакет законов по «противодействию коррупции». Вместо активной борьбы законодательно закрепили лишь лёгкое противодействие… Принятие нынешнего закона «О противодействии коррупции» вызвало большое разочарование граждан из-за несоответствия между названием закона и ничтожными последствиями его принятия. И с данным высказыванием можно согласиться. Как и с тем, что «отмена конфискации – это виртуозный правовой приём экономических преступников» (А. Долгова). Но сейчас важно отметить другое.

Какой процесс мы с вами наблюдаем с начала 90-х годов прошлого века? Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте вспомним, что В.Путин заявил в декабре 1999 года следующее: «Важны не методы и формы, а сами цели. Главное – это порядок, спокойствие и стабильность». Признаем, что эти цели, в известной мере, достигнуты. Так почему первые лица российского государства требуют от народа создания «атмосферы жёсткого неприятия коррупции»? Представляется, что мы наблюдаем некоторое непонимание того, что происходит в российском обществе.

Сегодня в российском обществе не может быть какой-либо дискуссии о реальных формах и методах борьбы с коррупцией, так как на протяжении всей новейшей истории нашей страны все здравые идеи, способные оздоровить власть и общество, последовательно отбрасывались, а их носители маргинализовались. Запрос на справедливость в обществе велик, но тот же здравый смысл подсказывает, что «борьба с коррупцией» – это всего лишь информационная завеса, призванная завуалировать существующую реальность. И общество уже не реагирует на эту лицемерную политику правящих кругов, как на реальность. Более того, в российском обществе с угрожающей скоростью нарастает новый запрос – запрос на публичное выступление. Так как только гласное выступление – это путь к справедливости.

Имитация борьбы с коррупцией имеет естественные исторические пределы. А тотальный беспредел коррупционеров, ставших в России «высшей кастой неприкасаемых» – залог успеха грядущего недовольства граждан[72]. Гримаса истории заключается в том, что подготовку нового недовольства людских масс в России профессионально осуществили десятки тысяч топ менеджеров, находящихся ныне на вершине российской власти, выходцы из города, подарившего миру уже две революции – 1905 и 1917 годов.

Почему сегодня в России никто не верит, что власть всерьез готова бороться с коррупцией? Представьте себе, что президент В. Путин обращается к гражданам России с предложением сообщать ему на сайт обо всех случаях коррупции, а главное, о плодах коррупции. В первую очередь, о построенных домах-замках государственных и муниципальных чиновников, о дорогих автомобилях, которые не могут быть приобретены на зарплату гаишника или клерка, работающего в мэрии…

Сегодня на многих закрытых форумах активно обсуждается, как сделать так, чтобы материальный ущерб от грядущего недовольства масс был бы минимален, и что «комиссия по возвращению награбленного, типа комиссии Симона Визенталя, должна работать 100 лет, пока она не вытрясет все до последнего цента из коррупционеров бежавших за границу, их детей, внуков и правнуков». Увы, российская власть находится под успокаивающим гипнозом высокой цены на нефть на мировом рынке и не чувствует приближения опасности.

Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Здесь главным документом является Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы[73]. Согласно индексу GRICS (Governance Reach Indicator Country Snapshot), который определяется один раз в два года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы Правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга.

Трансперенси Интернешнл начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Динамика индекса восприятия коррупции в России в 1996-2012 годах

 

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
47/54 49/52 82/99 76/85 82/90 79/91 71/102 86/133 90/145
0,9 0,9 0,8 0,9 0,9 0,9 0,7 0,6 0,6

 

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
126/158 121/163 143/179 147/180 146/180 154/178 143/182 133/174 127/177
0,8 0,7 0,81 0,82 (0,81) (0,86) (0,78) (0,76) (0,72)

 

В Российской Федерации за последние 20 лет проблема коррупции приобрела характер национального бедствия, представляет одну из реальных угроз национальной безопасности государства. Коррупция всегда рассматривалась как явление, посягающее на основы государственного управления, но за последние годы преступления в сфере государственного управления приобрели угрожающий характер.

В современной России объем рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Центр антикоррупционных исследований и инициатив международной организации (Transparency International) опубликовал свой очередной рейтинг состояния кор­рупции в мире. Россия занимает в нем 127-е место из 177 стран (рис. 3.1)[74].

Рис. 3.1. Рост коррупционной составляющей в современной России

 

По мнению руководителя российского отделения Организации Е. Панфиловой в настоящее время в России наблюдается «коррупционная стабилизация» вследствие чего по­зиции России в рейтинге не сильно меняются: в 2005 г. – 2,4 бал­ла и 126-е место из 158, в 2006 г. – 2,5 балла и 121-е место из 163, в 2007 г. – 2,3 балла и 143-е место из 180, в 2008 г. – 2,1 балла и 148-е место, в 2009 г. – 2,1 балла и 146-е место, в 2010 г. – 2,1 балла и 154-е место, в 2011 г. – 2,4 балла и 143-е место, в 2012 г. – 28 баллов из 100 и 133-е место, в 2013 г. – 28 баллов и 127 место (рис. 3.2).

 

         
Страна ИВК Страна ИВК Страна ИВК Страна ИВК Страна ИВК
  Дания 9,3   Дания 9,3   Новая Зеландия 9,5   Дания 9,0   Дания  
  Швеция 9,3   Швеция 9,3   Дания 9,4   Финляндия 9,0   Новая Зеландия  
  Новая Зеландия 9,3   Новая Зеландия 9,3   Финляндия 9,4   Новая Зеландия 9,0   Финляндия  
  Сингапур 9,2   Сингапур 9,2   Швеция 9,3   Швеция 8,8   Швеция  
  Финляндия 9,0   Финляндия 9,0   Сингапур 9,2   Сингапур 8,7   Норвегия  
  Сирия 2,1   Камбоджа 2,1   Беларусь 2,4   Иран 2,8   Азербайджан  
  Бангладеш 2,1   Конго 2,1   Нигерия 2,4   Казахстан 2,8   Пакистан  
  Россия 2,1   Россия 2,1   Россия 2,4   Россия     Россия  
  Кения 2,1   Таджикистан 2,1   Азербайджан 2,4   Азербайджан 2,7   Бангладеш  
  Афганистан 1,5   Афганистан 1,5   Узбекистан 1,6   Мьянма 1,5   Ливия  
  Гаити 1,4   Гаити 1,4   Афганистан 1,5   Судан 1,3   Судан  
  Ирак 1,3   Ирак 1,3   Мьянма 1,5   Афганистан 0,8   Афганистан  
  Мьянма 1,3   Мьянма 1,3   Сев. Корея 1,0   Сев. Корея 0,8   Сев. Корея  
  Сомали 1,0   Сомали 1,0   Сомали 1,0   Сомали 0,8   Сомали  

 

Рис. 3.2. Место России согласно Индексу восприятия коррупции

 

Это говорит о том, что наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существен­но опережают достижения национальной экономики.

Хуже всего в мире дела с коррупцией, по оценкам экспертов, обстоят в Сомали, Северной Корее, Афганистане, Судане и Ливии. Там постоянно дают взятки не менее трети граждан. Лучше всего в этом смысле чувствуют себя британцы, шведы и канадцы, не по­зволяющие уровню мздоимства превысить 4%. Россия с 13% в этом рейтинге уверенно удерживает средние позиции. В одной группе с нами Азербайджан, Пакистан и Бангладеш.

Правозащитники отмечают национальные особенности оте­чественного взяточничества, которые сводят борьбу с этим явле­нием на нет. Так, у отечественной коррупции есть весьма малоприятная особенность, которая выделяет ее на фоне других стран. «В отличие от всего мира у нас платят все» – имеется в виду, что со стяжательством сталкиваются и бедные, и богатые. Отличие в том, что граждане с низкими доходами вынуждены платить так называемую взятку выживания, то есть давать зачас­тую последние деньги, чтобы получить доступ к жизненно важным услугам, положенным им по закону.

По информации организации TI-Russia и Фонда ИНДЕМ, каждый второй россиянин (53%) признает, что у него есть лич­ный опыт дачи взяток для решения своих проблем, причем 19% делают это часто, 34% – изредка. 45% респондентов указывают, что им никогда не приходилось делать этого. Опрошенные социально и экономически активного возраста – 25-44 лет дают взятки чаще (61-64%), чем молодежь (53%) и люди старшего возраста (52% в группе 45-59 лет и 35% в группе 60 лет и старше)[75].

Состоятельные россияне платят несколько реже бедняков, и их выплаты специалисты называют «взятками комфорта».

Люди с высоким уровнем достатка взятками просто ускоряют некоторые процессы и облегчают себе жизнь, чтобы не стоять в очередях в разных ведомствах, не согласовывать перепланировки в кварти­рах и т.п., они предпочитают «решить вопрос на месте».

Предста­вители среднего класса платят реже других. С одной стороны, у них достаточно знаний и культуры, чтобы не давать всем подряд за выживание. С другой стороны, чтобы платить «за комфорт», еще не хватает денег.

Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, россияне называют местные органы власти (31%), ГИБДД (30%), полицию (22%), федеральное правительство (20%), крупный бизнес (16%), судебную систему (14%)[76].

Абсолютным рекордсменом по коррупции на протяжении многих лет остаются правоохранительные органы. 40% из опрошенных, которые относятся к высшей категории по дохо­дам, давали взятку людям в погонах. Небогатые сталкиваются с мздоимством силовиков несколько реже – 26%, средний класс платит им еще меньше – 17%. Второе место по стяжательству занимают органы образования. От 11% до 19% респондентов хотя бы раз платили «налог на обучение». Замыкает тройку система здра­воохранения. Около 8% россиян были вынуждены приплачивать докторам за выполнение их обязанностей. Кроме того, опрашиваемые указывали на высокий уровень взяточничества в судах и регистрационных органах, в налоговой службе, в сфере ЖКХ и т.д. При этом большинство россиян убеждены: коррупция в перспективе не уменьшится, а вырастет ещё больше.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоев. Среди областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, можно выделить следующие: налоговые льготы; продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных; районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли; добыча природных ресурсов; продажа государственных активов, в особенности приватизационных предприятий; предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортной) деятельности; контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т.д.); назначение на ответственные посты в органах власти.

На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах до уровня высших государственных чиновников.

К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся[77]:

· таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

· медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;

· автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

· судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;

· налоговые органы: не взимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

· правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

· государственные службы различной направленности: лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности, строительство и ремонт за счет бюджетных средств, контроль за соблюдением условий лицензирования, освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

· банковская сфера: выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами, получение кредитов, получение экспортных квот;

· сфера образования: поступление в государственные высшие учебные заведения, государственная регистрация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений, поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения.

Коррупцию нельзя считать каким-то отдельным показателем, говорит Е. Панфилова. Нельзя сказать: «Давайте сначала поборем бедность (повысим ВВП, снизим уровень преступности, построим демократию и т.д.), а потом уже приступим к борьбе с коррупцией». Она влияет на все сферы жизни: на экономику, политику, общество – без победы над коррупцией не будет никакого развития. От коррупции напрямую зависит не только материальное положение, но жизнь людей. «Коррупция физически убивает. Все наши теракты, все техногенные катастрофы являются следствием коррупции», – подчеркнул руководитель научных программ Центра ТИ-Р и профессор ГУ ВШЭ Ю. Нисневич.

По словам эксперта, есть только 2 механизма развития государства: конкуренция или коррупция. При этом уровень коррупции влияет не только на сферу государственного управления, но и на жизнь и материальное благополучие каждого. Если сравнивать ИВК с рейтингом стран по уровню жизни International Living, бросается в глаза следующий факт: чем выше уровень коррупции, тем ниже уровень жизни.

Поэтому Е. Панфилова удивляется, как можно допустить, чтобы страна, претендующая на одну из ведущих ролей в мире, занимала столь позорное место в рейтинге восприятия коррупции. Среди государств Большой двадцатки (G-20) наша страна занимает последнее место по уровню коррупции и 17 место по уровню жизни, опережая лишь Индонезию и Саудовскую Аравию[78].

Коррупционный тупик, или борьба лишь на словах. О борьбе с корр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...