Коррупции в таможенных органах Российской Федерации
В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые, безусловно, актуальны для Федеральной таможенной службы России. В целях эффективного и адресного противодействия коррупции важным видится формирование чёткой и всеохватывающей правовой основы. Так, в статье 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определена правовая основа противодействия коррупции, которую составляют: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон от 25.12.2008 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В статью 10 данного закона внесены изменения, возлагающие на членов Правительства Российской Федерации обязанность представлять в налоговые органы помимо указанных ранее (до принятия указанного выше конституционного закона) сведений также сведения о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы Российской Федерации после получения сведений направляют их Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Кроме того, такие сведения могут быть опубликованы. 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Международно-правовые акты противодействия коррупции: · Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 г. · Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающая должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 г.
· Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г. · Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 года (ратифицирована РФ 26 июля 2006 г.). · Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г. · Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 г. · Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (вступила в силу 29 сентября 2003 г.). · Конвенция ООН против коррупции от 31.10.03 (ратифицирована РФ 17 февраля 2006 г.). 4. Федеральные законы: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 280 от 25.12.08). В данный федеральный закон были внесены изменения – так называемые «антикоррупционные» поправки. Например, изменен порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также дополнен перечень ограничений, связанных с гражданской службой. Кроме того, изменения коснулись отдельных аспектов нахождения на гражданской службе и запретов, связанных с ее прекращением. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»».
Федеральный закон устанавливает в отношении гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов обязанности, запреты и ограничения антикоррупционного характера, которые касаются различных должностных лиц, которые сгруппированы в представленной ниже таблице. В данном законе также предусмотрен ряд уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией, среди них: · усиление ответственности за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации и коммерческий подкуп; · упрощение процедуры возбуждения уголовного дела в отношении членов Федерального Собрания, депутатов региональных парламентов, судей, прокуроров, следователей. Законом установлена административная ответственность юридических лиц за передачу незаконного вознаграждения должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) в связи с занимаемым им служебным положением. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»». Изменения вследствие принятия данного закона коснулись правового статуса отдельных категорий граждан, в частности, судей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и др.; введены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи, отдельным категориям должностных лиц запрещено участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Федеральный закон принят Государственной думой 21 января 2009 года. Данным нормативным актом установлен единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также установлена ответственность за нарушение порядка доступа к информации, регламентирована процедура предоставления информации, определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Также урегулирован доступ к информации о деятельности органов власти в электронной форме (в том числе в сети Интернет).
Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения. Под коррупционными факторами в ст.1 вышеуказанного закона признаются положения нормативных правовых актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В данном законе также продлен срок действия упрощенного порядка государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (так называемая дачная амнистия), а также описан сам порядок регистрации. Упрощенный порядок будет действовать до 1 марта 2015 г., а не до 1 января 2010г., как это планировалось первоначально. Для государственной регистрации достаточно подать техпаспорт на объект недвижимости и правоустанавливающий документ на землю. Представлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если объект не завершен – разрешение на строительство), в том числе, для получения техпаспорта не нужно. До 1 марта 2015 г. также продлены полномочия региональных органов власти по установлению предельных максимальных цен (тарифов, ставок и т.д.) на работы по проведению территориального землеустройства.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». 5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297) является ключевыми документами для разработки пакетов антикоррупционных законопроектов 2013 года[81]. Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержат основные направления противодействия коррупции и ряд мер. Национальным планом, в частности, предлагается внедрить в практику механизм ротации государственных служащих, предусмотрено повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих. Одна из мер предупреждения коррупции – антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов. Реализацию конфискованного имущества и имущества предприятий-банкротов, закупки для государственных и муниципальных нужд планируется проводить через электронные торги в режиме онлайн. Следует отметить, что термин «ротация» неоднозначен, во-первых, в силу недостаточной юридической обоснованности и, как следствие, во-вторых, по причине практической нереализованности. По мнению специалистов, ротация на государственной службе представляет собой передвижение (перевод) служащего без его согласия по инициативе уполномоченного лица в связи со служебной необходимостью на равнозначную должность в другую местность при обязательном соблюдении уполномоченным лицом гарантий и компенсаций служащего, обусловленных служебным контрактом или предусмотренных законодательством. Ротация же служащих правоохранительной службы подразумевает смену места службы служащего без его согласия по решению уполномоченного лица в связи со служебной необходимостью для замещения равнозначной должности с сохранением гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством[82]. Такое определение ротации может быть обоснованным, поскольку существует значительное отличие между переводом или перемещением работника на другую постоянную работу в соответствии с трудовым законодательством и «принудительным» перемещением служащих правоохранительной службы. Прежде всего, объективная необходимость правовой регламентации процедуры ротации кадров в правоохранительных органах объясняется тем, что обновление кадров состава правоохранительных органов может быть одним из эффективных инструментов противодействия коррупции.
Следует отметить, что наряду с позитивными последствиями нормативного закрепления ротации, как принудительной меры, могут наступать и негативные. Так, например, вполне возможна потенциально коррупционная ситуация при которой ротация может быть использована в качестве инструмента «избавления от неугодных лиц». Также одной из проблем организационного обеспечения ротации является необходимость обеспечения жильем в условиях отсутствия последнего и пр. Поэтому вопросы нормативного закрепления ротации кадров в государственных органах, как принудительной меры, требуют глубокой научной и юридической проработки. В целом, можно заключить, что при правильном правовом сопровождении, исключающим возможность возникновения проблем, связанных со злоупотреблениями коррупцией и произволом в этой сфере, введение плановой ротации кадров может способствовать снижению коррупции в государственных органах и укомплектованию последних квалифицированным специалистами[83]. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы разработан для решения следующих основных задач: – совершенствования организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; – обеспечения исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»; – активизации антикоррупционного просвещения граждан; – реализации требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Планом предусмотрены задачи Правительству Российской Федерации в осуществлении анализа коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, в принятии мер по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, в организации внедрения в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ, разработанных на базе специального программного обеспечения «Справки БК» и «Справки ГС». Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рекомендовано организовать регулярное рассмотрение на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся противодействию коррупции в судебных, правоохранительных органах, федеральных органах исполнительной власти и иных государственных органах. Следственному комитету Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации провести анализ практики уголовного преследования по уголовным делам коррупционной направленности с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[84]. Пакет антикоррупционных указов Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г: Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования». Президент России подписал ряд указов, расширяющих список чиновников, которые должны подавать ежегодную декларацию о доходах. Как пояснил глава администрации Президента С. Нарышкин, указы президента официально оформляют порядок публичного декларирования доходов и имущества чиновников и членов их семей. Согласно федеральному закону «О противодействии коррупции» лица, претендующие на определенные должности государственной службы или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей). Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 557 установлен перечень таких должностей федеральной государственной службы, состоящий из трех разделов. В первый раздел включены должности гражданской службы, отнесенные к высшей группе; руководители и заместители руководителей территориальных органов федеральных органов власти; другие должности, на которые назначает и от которых освобождает Правительство Российской Федерации. Второй раздел объединяет должности военной и иных видов госслужбы. В частности, речь идет о руководящих постах в МВД России, МЧС России, Минобороны России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, ФМС России, ФСИН России, Спецстрое России, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, ФТС России, Прокуратуре и Следственном комитете. В третий раздел входят другие должности, связанные с коррупционными рисками. При этом перечислены только признаки таких должностей (исполнение функций представителя власти, проведение контрольно-надзорных мероприятий, распределение бюджетных средств или ограниченного ресурса, выдача разрешений и т.д.). Конкретный перечень должностей, относящихся к третьему разделу, определяют руководители федеральных государственных органов. Ранее госслужащие не были обязаны предоставлять вышеупомянутые сведения в открытую печать. Кроме того, к числу лиц, обязанных предоставлять данные о доходах, теперь относятся и руководители госкорпораций. Администрация Президента Российской Федерации отмечает, что этот шаг относится к мерам «профилактического и предупредительного характера». По словам главы администрации, выводы о законности получения тех или иных доходов должны делать контрольные и правоохранительные органы, а само по себе опубликование сведений не будет автоматически становится поводом для такого рода расследований. Указом Президента Российской Федерации № 1065 от 21.09.09 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» установлен порядок осуществления проверки сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и лицами, их замещающими. Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет по противодействию коррупции и определены основные направления его деятельности. Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» определяет порядок образования и работы специальных комиссий в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации в целях контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими Российской Федерации требований к служебному поведению, а также компетенцию комиссий. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2012 годы» определена национальная стратегия противодействия коррупции и изложен национальный план противодействия коррупции на ближайшую перспективу. Указ Президента Российской Федерации ОТ 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава Президиума этого Совета». Указ Президента Российской Федерации от13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». 6. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. Правительством Российской Федерации были также предприняты меры по приведению в соответствие законодательства в рамках своей компетенции путем принятия нормативных актов (постановлений), касающихся некоторых аспектов деятельности государственных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». 7. Нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти. Отдельными ведомствами также ведется работа по созданию нормативной базы по противодействию коррупции по своим направлениям и в соответствии с компетенцией. К примеру, Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 18 августа 2009 г. № 758 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерация от 21 июля 2009 г. № 219 г. Москва «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы центрального аппарата Минприроды России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 01.10.2008 № 196 «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|