Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и методы противодействия коррупции




На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Специалисты сходятся на мнении, что успешная масштабная деятельность террористических формирований невозможна без содействия коррумпированных правоохранительных органов государства.

Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Профилактика и искоренение коррупции – обязанность каждого демократического правового государства.

Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, для эффективной борьбы с организованной преступностью[18]. Рост коррупции в России – один из основных антифакторов привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается как на внешнем имидже, так и на инвестиционном рейтинге России.

Перечень отрицательных последствий коррупции велик. В этой связи эффективная борьба с коррупцией неизбежно влечет за собой коренные изменения не только в государстве, но и в социуме в целом. Одновременно действенная борьба с коррупцией предполагает достижение целого ряда объединенных в единую систему целей. Некоторыми авторами выделяется пять основных целей противодействия коррупции и теневой экономике:

Первая. Увеличение эффективности и компетентности власти в государственном управлении, авторитета власти внутри и вне страны.

Вторая. Повышение инвестиционных и иных экономических рейтингов России.

Третья. Снижение экономических издержек, оздоровление экономики.

Четвертая. Стимулирование рыночного прогресса (добросовестной конкуренции).

Пятая. Оздоровление социально-психологического состояния населения, утверждение справедливого распределения национальных ресурсов.

Несмотря на то, что коррупция как явление достаточно хорошо изучена (Россией ратифицировано большинство международных конвенций о борьбе с коррупцией, существует несколько проектов антикоррупционных нормативных правовых актов и программ, во многих регионах есть свои собственные программы борьбы с коррупцией, действуют почти два десятка различных центров, институтов, сконцентрировавших свою деятельность на изучении коррупции и теневой экономики), уровень коррупции не только не снижается, но, напротив, продолжает расти. В чем же причины неудач в противодействии коррупции?

Почему, признав коррупцию одной из угроз национальной безопасности и одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны, государство практически ничего не может предъявить обществу в качестве реальных достижений в борьбе с коррупцией, за исключением арестов отдельных чиновников, обвиненных в получении взяток?

Таких причин можно назвать несколько:

Первая причина – это отсутствие действительной политической воли.

Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы общественной жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживаются позиции, что коррупция – это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос: как можно ожидать от власти эффективных мер по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована?

Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что без комплексной, всеобъемлющей общероссийской стратегии и такой же программы противодействия коррупции и теневой экономике, какого-либо стабильного позитивного эффекта в деле борьбы с этими явлениями достичь невозможно, даже в условиях отдельного региона.

Предлагаемые сегодня варианты подходов к борьбе с коррупцией (противодействия коррупции) также существенно отличаются друг от друга по содержанию мер и способов такой борьбы – в зависимости от конкретного вида коррупции, сфер ее проявления и иных критериев классификации коррупции.

По мнению разработчиков, ни одну из классификаций проявлений коррупции, представленных сегодня в теории и применяемых на практике (включая законодательство и правоприменение), нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению.

В связи с этим можно выделить шесть основных контуров (типов), шесть самодостаточных идентифицируемых коррупционных и теневых явлений[19].

Первый контур (тип) – кадровая коррупция. Основывается на взаимосвязи двух субъектов: лица, обладающего правом назначения на должность либо возможностью оказать влияние на результаты выборов, и лица, заинтересованного в получении этой должности. Среди основных отрицательных последствий кадровой коррупции – некомпетентность чиновников, неэффективность работы, снижение авторитета государственной власти.

Есть ряд общих для всех видов кадровой коррупции проблем и вариантов их разрешения. Однако существуют специфичные проблемы, наличие которых предопределяет необходимость отдельного анализа феномена кадровой коррупции в различных ветвях власти: исполнительной (система назначений на должность), законодательной (представительной, включая систему выборов), судебной и не вполне еще сформировавшейся контрольной.

Анализ проблем кадровой коррупции в исполнительной власти связан, прежде всего, с выявлением наиболее «привлекательных» в коррупционном отношении должностей. Главным образом, это должности, связанные с перераспределением финансовых потоков (главные и иные распорядители бюджетов и их помощники; лица, формирующие предложения по расходам – от завхоза до ответственного по НИОКР; лица, осуществляющие контроль за перемещением финансовых потоков и др.). Другая группа – это лица, обладающие контрольно-надзорными полномочиями, включая лицензирование и иные виды разрешений. Потенциально коррупционной является работа по аттестации персонала, а также кадровая работа.

Следующие группы – это управление имуществом, оказание государственных услуг. К потенциально коррупционным относятся любые должности в системе правоохранительных органов, которые наделяют обладателей таких должностей полномочиями возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела и административных производства, составлять административные протоколы и т. п.

Существует целый ряд крупных коррупциогенных проблем в функционировании законодательной (представительной) власти. Это и неэффективность общественного контроля за выборными процедурами, участие в выборах представителей преступных сообществ, покупка мандатов в региональных и местных органах представительной власти и др.

Одной из наиболее уязвимых и «привлекательных» для коррупции сфер власти, по мнению многих экспертов, оказалась судебная система. Здесь коррупционной притягательностью обладает практически любая должность, от функционального «наполнения» которой существенно зависят конкретные формы и масштабы коррупционных проявлений. Коррупция в судебной системе во многом связана с несовершенством института назначения судей и отсутствием действенного контроля за механизмом их назначения.

Второй контур (тип) – экономическая коррупция. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами», т. е. услугами по «продаже» властного ресурса либо использованию такого ресурса в целях привлечения иных административных ресурсов. Рассматриваемый вид коррупции приводит к ограничению конкуренции, торможению рыночного прогресса, возрастанию издержек бизнеса, снижению инвестиционных рейтингов и т. п.

Третий контур (тип) – сращивание бизнеса и власти – отличается от остальных тем, что в нем всегда присутствует конфликт интересов – частных и государственных. Сращивание бизнеса и власти также можно рассматривать как особую форму экономической коррупции, отличающуюся от остальных субъектным составом, мотивацией коррупционного поведения, но, главным образом, способами борьбы. Этот вид выделяется в отдельный блок.

Четвертый контур (тип) – это идейная коррупция. Она охватывает все указанные контуры и напрямую связана с некомпетентностью власти, с неэффективностью ее работы, низким рейтингом и авторитетом. Идейная коррупция – это монополизация и ограничение пространства выбора властных решений. Данная тема мало разработана, особенно в плане уголовно-правового преследования. Это – вопрос определения грани между политическими взглядами, как убеждением, и государственной изменой как преступлением.

Идейная коррупция тесным образом связана с кадровой коррупцией, а также с экономической, особенно в форме казнокрадства. Идейная коррупция также связана с отсутствием официальной идеологии государства, с навязанной России западной ценностной моделью.

Пятый контур (тип) в рассматриваемой схеме – теневая экономика. Теневая экономика и коррупция неотделимы друг от друга и порождают друг друга. Между этими двумя явлениями существуют неразрывные двусторонние связи. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. Кроме того, коррупционная деятельность сама по себе является частью теневой экономики.

С другой стороны, наличие коррумпированного чиновника и, например, административных барьеров заставляет бизнес «уходить в тень».

В связи с этим, борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой.

В сфере теневой экономики можно выделить две основные проблемы, которые требуют безотлагательного разрешения.

Первая проблема связана с так называемыми «коррупционными услугами» в широком смысле, т. е. со случаем, когда предмет коррупционной деятельности совпадает с предметом теневой экономической деятельности. Материальный эффект от коррупционной деятельности является частью теневого дохода.

Вторая проблема, которая также требует разрешения в контексте борьбы с коррупцией, – это, прежде всего, макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идет о финансовой, налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижению потенциала безналичных расчетов, созданию неоправданных административных барьеров, заставляющих бизнес уходить в тень.

И, наконец, шестой контур (тип) – бытовая коррупция.

С данным видом коррупции мы сталкиваемся в повседневной жизни, потому что она затрагивает такие сферы, как образование, здравоохранение, дорожное движение и пр. Опасность этого вида коррупции заключается в том, что, «поражая» основные сферы жизни общества, она становится привычным явлением и нормой жизни[20].

Говоря о возможных методах борьбы с указанными выше явлениями, необходимо отдавать себе отчет, что в сегодняшних условиях практически все трудоспособное население в той или иной мере участвует в различных формах коррупции и теневом секторе, поэтому одним из основных методов борьбы может стать легализация отношений (амнистия капиталов, легализация отдельных видов коррупционной деятельности по примеру ряда зарубежных стран, где легализован лоббизм и сформированы законодательные основы правомерной деятельности по продвижению частных интересов).

Вместе с тем, нужно понимать, что легализация некоторых форм коррупции не может решить всех проблем.

Несправедливое распределение богатства является одной из причин коррупции. Речь идет о низком уровне оплаты труда чиновников, что вынуждает их искать иные пути для получения дохода. Здесь нужно еще раз оговориться, что нельзя устранять эту причину в отрыве от остальных причин. В России сформировался целый идеологический пласт чиновничества, для которого коррумпированность – это не какая-то аномальная ситуация, а норма жизни, норма государственной службы, норма предпринимательства. В этой связи необходимо подчеркнуть, что меры по борьбе с коррупцией (противодействие коррупции) будут эффективны только тогда, когда они будут реализованы в комплексе. Образно выражаясь, необходимо пройтись «неводом» по всем аспектам коррупции и теневой экономики, и только тогда можно рассчитывать на какой-либо результат, на сдвиг с мертвой точки, в которой Россия находится уже продолжительное время.

В этой связи особое значение приобретает стратегический подход к разрешению этой проблемы. Коррупция не только самовоспроизводна, но также неоднородна и трансформативна. Поэтому принятие отдельного Федерального закона о противодействии коррупции и теневой экономике является неадекватным инструментом для высокоэффективного противодействия коррупции. Кроме того, важно учитывать такой политико-психологический аспект идеи специального закона о борьбе с коррупцией, как юридическое увековечивание коррупции – неотъемлемой части российской действительности.

Признание невозможности полного искоренения коррупции не наделяет государство правом ограничиваться лишь констатацией социально-негативного характера коррупции и наказанием отдельных коррупционеров.

Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции и теневой экономике, отвечающая заявленным амбизициозным целям социально-экономического развития России – Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в России, утверждаемая указом Президента Российской Федерации.

Ликвидировать коррупцию как явление полностью, по-видимому, невозможно. Однако уменьшить ее объемы и общественную опасность до уровня, который бы не служил непреодолимым препятствием для экономического прогресса и роста уровня жизни большинства россиян – задача посильная. В этой связи особое значение приобретает стратегический подход к решению данной проблемы.

По мнению ряда экспертов позитивный потенциал стихийной борьбы с коррупцией в нашей стране уже исчерпан. Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции, отвечающая заявленным амбициозным целям социально-экономического развития России.

Таким образом, для борьбы с коррупцией и теневой экономикой рядом исследователей предлагаются следующие ключевые решения[21]:

1. Платформа политической воли и публичное политическое решение.

2. Поэтапная обеспеченная программа охвата различных категорий госслужащих государственных должностных лиц новыми мерами борьбы с коррупцией.

3. Создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией).

4. Добровольный антикоррупционный «колпак» (добровольное ограничение некоторых конституционных прав госслужащих).

5. Жесткая формализация деятельности госслужащих.

6. Разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих.

7. Введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.

8. Усовершенствование наказаний, в т. ч. повышение определенности и суровости во всех необходимых случаях.

Основополагающими из них являются: платформа политической воли и публичное политическое решение. Необходимо на уровне политического руководства страны системно решать эту проблему, а не только обозначать ее существование. Выход из логической ловушки тотальной коррумпированности власти состоит в поэтапной, нормативно обеспеченной программе, которая постепенно будет охватывать разные категории государственных служащих и властно-политических лиц. И это – добровольный «колпак», т. е. ограничение некоторых конституционных прав представителей руководящих должностей государственной службы Российской Федерации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...