Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности противодействия коррупции




В таможенных органах

По данным ФТС России, наиболее распространенными преступлениями в таможенной сфере являются контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. Именно огромная прибыль от данных видов преступной деятельности является одной из составляющих финансовой базы теневой экономики. Стоит отметить, что вышеназванные преступления, как правило, совершаются при непосредственном участии коррумпированных сотрудников таможенных органов.

Должностные преступления в таможенных органах, как и внешнеэкономические преступления, характеризуются высочайшей степенью организованности. Громадные доходы, получаемые недобросовестными участниками ВЭД, промышляющими контрабандой, аферами, связанными с незаконным таможенным оформлением товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов.

Исходя из этого можно сделать вывод, что коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных служащих, в сфере ВЭД характеризуется повышенной общественной опасностью, посягая не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются:

1. Получение взятки (ст.290 УК РФ).

2. Превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).

3. Халатность (ст.293 УК РФ).

Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений.

Количество преступлений в таможенных органах Российской Федерации за последние 10 лет представлено в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Сводная таблица преступлений в таможенных органах за 2005-2013 гг.

                   
Злоупотребление н/д 85 (18%) н/д     н/д 53 (20,2%) 21 (18,6%) 38 (21,46%)
Превышение полномочий н/д 59 (13%) н/д н/д н/д н/д 38 (14,4%) 20 (17,7%) 10 (5,6%)
Получ. взятки н/д 31 (7%) н/д     н/д 76 (28,9%) 35 (31%) 29 (16,38%)
Дача взятки н/д 34 (8%)         40 (15,2%) 21 (18,6%) 55 (31%)
Халатность н/д 203 (44%) н/д н/д н/д н/д 34 (12,9%) 5 (4,4%) 19 (11%)
Контрабанда н/д 14 (3%) н/д н/д н/д н/д 1 (0,4%) н/д н/д
Другие корр. преступления н/д 31 (7%) н/д н/д н/д н/д 22 (8%) 11 (9,7%) 26 (14,7%)
Привлечено                  
Всего корр. преступл.                  
ВСЕГО                  

 

Факторы, способствующие коррупции в таможенных органах:

1. Благоприятными для развития коррупции являются органы исполнительной власти государства, а особенно те из них, деятельность которых связана с большими объемами денежных средств. Естественно, что в первую очередь к таким органам относятся таможенные органы, играющие важную роль в пополнении доходной части бюджета.

2. Кроме того, таможенная служба обеспечивает национальную безопасность и защиту общества, содействует развитию внешней торговли.

Борьба с коррупцией в настоящее время актуальна для ФТС России и выходит на более качественный уровень.

В условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.

В Концепции развития таможенных органов борьбе с коррупцией уделено особое место. Механизмы такой борьбы многообразны. К ним относятся:

1. Максимальное внедрение информационных технологий, позволяющих свести на нет непосредственное общение таможенника и участника ВЭД и обеспечить максимальный технологический контроль над действиями должностных лиц таможенных органов (например: широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров).

2. Оснащение таможенных органов современной досмотровой техникой, в том числе ИДК на пограничных пунктах пропуска.

3. Ротация руководителей таможенных органов.

4. Повышение материального обеспечения таможенников, которые на сегодняшний день остаются самой малообеспеченной и социально незащищенной группой среди сотрудников правоохранительных органов.

Борьба с коррупцией в настоящее время актуальна для ФТС России и выходит на более качественный уровень.

В условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.

Концепция национальной безопасности России рассматривает коррупцию как чрезвычайно опасное явление, т.к. в России негативная традиция мздоимства была широко распространена в среде чиновников.

Для норм российского права, в том числе и таможенного законодательства, характерна высокая степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое количество административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, для преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных лиц. На практике преодоление правовых барьеров, созданных для всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Нормы российского уголовного права не охватывают деяния, признаваемые коррупционными кругами за рубежом. Не считаются коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица.

Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.

В ходе таможенного досмотра при пересечении границы таможенные органы сталкиваются с такими незаконными действиями, как контрабанда при ввозе в страну товаров, «черный» и «серый» импорт. Все эти схемы таможенникам известны, прежде всего, в связи с их непосредственным участием в осуществлении данных схем, что, к сожалению, нередкость.

Контрабанда – это ввоз товаров в страну без декларирования и, соответственно, без уплаты таможенных пошлин.

«Черным» импортом называется товар, который везут под видом другого товара. Например, дорогую технику, на которую действует высокая ставка импортной пошлины, ввозят под видом запчастей, на которые установлена более низкая пошлина. Или коллекционную мебель ввозят – под видом отходов ДСП. Предполагается, что таможеннику либо будет некогда заглядывать в фуру из-за его занятости, либо он не сможет отличить на глаз один товар от другого, или же не станет этого делать – за взятку. Доходит до казусов: обнаруживается, что официально в страну не ввозится ни одного жидкокристаллического дисплея, хотя в магазинах их – множество.

Что касается «серых схем», то речь идет о занижении цены ввозимых товаров в таможенной декларации с целью уплаты таможенной пошлины и НДС меньшего размера[121].

Помимо получения таможенниками взяток за «помощь» в успешной реализации всех этих схем, они их получают также и за ускорение проведения законных процедур – таможенного оформления ввозимых товаров[122]. Кроме того, присутствует и вымогательство взятки со стороны сотрудников таможенных органов, в том числе за мнимые нарушения, посредством использования правовой неграмотности граждан.

Однако здесь имеется и положительная динамика: в прессе часто сообщается о случаях задержания подразделениями собственной безопасности с привлечением сотрудников прокуратуры таможенников, уличенных во взяточничестве, вымогательстве взяток, участии в организованных группах, занимающихся контрабандой.

Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, можно выделить следующие формы коррупционного поведения[123]:

· непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

· использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в «свои» коммерческие структуры и обналичивание денег;

· предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;

· злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.

Трудность выявления данного вида преступлений заключается в их латентности и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними преступных связей.

Еще в 2012 году, будучи премьером, В. Путин в статье, посвященной экономическим вопросам, в очередной раз прошелся по коррупции, увидев в ней главную причину снижения привлекательности делового климата в России: «Главная проблема – говорил он – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы… Ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае – не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий»[124].

Основные функции таможни лежат в области организации и контроля процесса таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранения и обеспечения деятельности таможни и подчиненных таможенных постов. Здесь главный клиент – тот же участник внешнеэкономической Деятельности (ВЭД), но компетенция вопросов уже несколько выше. Пройдите по зданию любой таможни, и вы обязательно наткнетесь на скопление гражданских лиц с бумагами в руках у отдельных кабинетов.

Подразделение принятия решений в области таможенного дела после выпуска товаров. Подразделение контроля таможенной стоимости. Какое значение имеет таможенная стоимость в расчетах таможенных платежей, объяснять не нужно. Сегодня рисками охвачено 68% стоимостного объема импорта. Тот, кто администрирует стоимость посредством профилей рисков, тот и рулит потоками. Подразделение контроля таможенной стоимости (ПКТС), в первую очередь, проводит политику вышестоящего таможенного органа в отношении администрирования стоимости наиболее «тяжелых» групп товаров. Там, где интереса регионального таможенного управления (РТУ) не наблюдается, ПКТС собирает крохи со стола[125]. Правда, не надо забывать, что главное слово здесь все же за заместителем начальника таможни по экономике. Подразделение является специализированным (функциональным) подразделением и тут важно помнить, что его компетенция по принятию решений существенно ограничена приказом ФТС от 01.06.2011 №1145. ПКТС обслуживает две категории участников ВЭД: по одним – принимает решения по стоимости декларируемых грузов, вторых – консультирует. Необходимо отметить, что серьезной ответственности за консультации отдел не несет, а для поста они носят чисто рекомендательный характер. Однако в некоторых таможнях слово функционального отдела является решающим, поэтому целесообразность оплаты таких решений каждый декларант определяет себе сам.

Подразделение товарной номенклатуры. Специалистов грамотно пользоваться основными правилами интерпретации классификации товаров в таможнях немного. Хотя подразделения товарной номенклатуры (ПТН) таможен не наделены правом выдачи предварительных решений по классификации товаров, одна из статей доходов – именно предварительное консультирование и выдача устных гарантий, что «согласованный» код правильный. Одновременно вам скажут, какие документы нужно подготовить, чтобы все выглядело убедительно. Не секрет, что «игра» с кодом – одна из излюбленных схем ухода от платежей. Это понимают и таможенники, фиксируя свой гонорар за услуги в процентах от экономии. В основном же, народ идет сюда, как и в ПКТС: либо за принятием решения по коду, если это установлено профилями рисков, либо добровольной консультацией. Быстро принять какое-то решение обычно не получается. Как правило, следует запрос о предоставлении технической документации, дополнительных сведений, направление на экспертизу и т.д. А это опять время, а время, как известно, деньги. Тут уместно напомнить об изменениях, внесенных ФЗ 409 в 16 главу КоАП, которые конкретизировали ответственность за неверную классификацию товаров. Поэтому наличие хороших связей с подразделением Товарной номенклатуры (ПТН) – это плюс для декларанта.

Подразделение анализа мониторинга ВЭД и управления рисками [126]. Подразделение применения системы управления рисками (ППСУР) – очень значимое в таможне по эффективности и степени влияния подразделение. В основе работы лежит анализ имеющихся источников информации, выявление рисков и применение мер по их минимизации. Охватывает все сегменты таможенной деятельности (стоимость, классификация, страна происхождения, весовые параметры и пр.), поэтому если кто-то намерен что-то видоизменить по любому из вопросов, есть шанс быть замеченным бдительным сотрудником ППСУРа. Зная это, многие участники ВЭД, даже не занимающиеся никакими серыми схемами, предпочитают на всякий случай «поддерживать» руководство отдела. Кроме того, сотрудники ППСУРа – частые гости на досмотровых площадках и, в случае их участия в досмотре, ваши обычные расходы на досмотр, как правило, удваиваются. Если на ваш товар или компанию сработал «срочный» риск, значит, есть повод для беспокойства, ибо эффективность по ним превышает 30%. В случае «попадания» договориться будет сложно, поскольку по срочным профилям рисков есть контрольный показатель, который надо выполнять.

Организационно-инспекторское подразделение [127]. Главная задача подразделения таможенной инспекции (ПТИ) – пост-контроль. Эффективность таможенных проверок по ФТС находится на уровне 60%, по результатам которых доначисляются платежи, заводятся дела и взимаются штрафы. Однако количество этих проверок по сравнению с количеством участников ВЭД, а тем более товарных партий, невелико. Основной упор делается на проверки камеральные. Поэтому, если в вашу организацию пришел запрос из таможни о представлении каких-либо документов, скорее всего, здесь интерес ПТИ. Если все в порядке, – волноваться особо не стоит. Если нет – есть повод для встречи с сотрудниками инспекции.

Правоохранительный блок. Основное подразделение – оперативно-розыскное подразделение (ОРП). Задача оперативных работников – рыть землю в поисках противоправной деятельности. Обладают обширной информацией, полученной из разных источников, в т.ч. и агентурных. Агенты, как правило, те же участники ВЭД. Идя с ними на неформальные отношения, сотрудники ОРП получают:

а) оперативную информацию;

б) вознаграждение за лояльность.

Основные игроки околотаможенного бизнеса, как правило, идут на это, потому что «крышевание» – своеобразный элемент безопасности предприятия.

Подразделение административных расследований (ПАР). ПАР живет в основном за счет оптимизации своей работы: поиск оснований для прекращения дела, если их нет – сокращение сроков производства дел в целях скорейшего распоряжения судьбой груза. Главным координатором в блоке является заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности. По своей компетенции он решает множество вопросов, за что, соответственно, может иметь свою долю.

Таким образом, каждое подразделение таможни, при желании, имеет возможность уходить от правовой базы и тем самым «иметь навар». Все зависит от того, кто с кем контактирует и по каким вопросам. Подразделения таможенных процедур общаются в основном с владельцами складов, таможенными представителями. Подразделение контроля за таможенным транзитом – с перевозчиками. Подразделения таможенных режимов – с теми, кто открывает режимы, отличные от экспорта и выпуска для внутреннего потребления. Тыловики – со строительными и торговыми организациями-подрядчиками. Правовые подразделения – с юридическими компаниями и адвокатами. Служба безопасности держит на крючке «спалившихся» инспекторов и т.д.

Таким образом, таможенная служба играет важную роль в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества. Наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны.

Основными методами борьбы сегодня являются выявление и наказание особо зарвавшихся или неугодных таможенников, а не исключение причин возникновения коррупционных явлений. Мера, скорее, профилактическая, нежели кардинальная. Почему? Можно прогнозировать, что, во-первых, ликвидация всех схем дополнительного поощрения должностных лиц со стороны участников ВЭД приведет к массовому оттоку из таможенных органов достаточно квалифицированного персонала. Во-вторых, сами начальники подразделений таможни в этом заинтересованы, а бороться с самим собой, невозможно. В третьих, вышестоящие руководители, существенных мер по искоренению коррупционных явлений пока не предприняли. Такое положение дел, по-видимому, устраивает всех[128].

Важной составляющей в противодействии коррупции является формирование у должностных лиц таможенных органов принципов антикоррупционного поведения и законопослушания. Значительный вклад в антикоррупционное воспитание должностных лиц таможенных органов вносят правовые акты ФТС России, издаваемые в целях реализации законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В частности, на их основе успешно действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, осуществляется проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможенных органов и членов их семей, проводится антикоррупционное обучение должностных лиц таможенных органов в рамках профессиональной учебы. Меры, применяемые в таможенных органах Российской Федерации, дают положительные результаты, выражающиеся в отказе должностных лиц таможенных органов от взяток, суммы которых иногда достигают достаточно крупных размеров.

Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов выявляют 95 % преступлений коррупционной направленности от общего числа таких преступлений, выявленных в таможенной сфере всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов.

Все чаще в поле зрения борцов с коррупцией попадают взяткодатели. Как правило, это недобросовестные участники ВЭД, которые для достижения своих неправомерных интересов пытаются коррумпировать должностных лиц таможенных органов.

По материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов следственными органами в 2013 году возбуждено 247 уголовных дел (в 2012 году – 159). Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 177 уголовных дел (в 2012 году – 113), в том числе 122 уголовных дела в отношении 86 должностных лиц таможенных органов, и 55 – в отношении 52 взяткодателей. Динамика преступлений в таможенных органах Российской Федерации за 2004-2013 годы представлена на рис. 4.2.

Наиболее распространенными видами среди выявленных за 2013 год коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами таможенных органов, являются злоупотребление должностными полномочиями
(статья 285 УК РФ) – 38 уголовных дел, получение взятки (статья 290 УК РФ) – 29 уголовных дел и служебный подлог (статья 292 УК РФ) – 19 уголовных дел.

Из следственных и судебных органов получены сведения об осуждении за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности,
104 должностных лица таможенных органов и 32 взяткодателей. Состав коррупционных преступлений в таможенных органах Российской Федерации за 2004-2013 годы представлен на рис. 4.3.

 

Рис. 4.2. Динамика преступлений в таможенных органах

за 2004-2013 гг.

 

Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. Так, за 2013 год этот показатель составил 90% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов (за 2012 год – 85%).

В 2013 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов рассмотрено 230 обращений граждан и организаций по фактам коррупции. По результатам рассмотрения указанных обращений 42 материала направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам возбуждено 6 уголовных дел.

Рис. 4.3. Состав коррупционных преступлений в таможенных органах

за 2004-2013 гг.

 

Реализованы мероприятия, предусмотренные перспективным планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2013 годов, утвержденным приказом ФТС России от 28 октября 2010 г. № 1983 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 29 июня 2012 г. № 1295).

Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, из числа коррумпированных сотрудников таможенных органов, а также по выявлению лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений. Большое внимание они уделяют выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению должностных преступлений, а также предупредительно-профилактической работе, направленной на изобличение взяткодателей.

Важной составляющей в противодействии коррупции является формирование у должностных лиц таможенных органов принципов антикоррупционного поведения и законопослушания. Значительный вклад в антикоррупционное воспитание должностных лиц таможенных органов вносят правовые акты ФТС России, издаваемые в целях реализации законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В частности, на их основе успешно действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, осуществляется проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможенных органов и членов их семей, проводится антикоррупционное обучение должностных лиц таможенных органов в рамках профессиональной учебы. Меры, применяемые в таможенных органах Российской Федерации, дают положительные результаты, выражающиеся в отказе должностных лиц таможенных органов от взяток, суммы которых иногда достигают достаточно крупных размеров, однако не всегда.

Меры, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации по повышению материального уровня таможенников, к сожалению, не всегда приводят к снижению числа коррупционных преступлений среди должностных лиц таможенных органов (указы Президента Российской Федерации от 30.09.2004 № 261, от 27.12.2004 № 1619, от 07.05.2005 № 513, от 13.04.2010 № 460, постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852, от 31.12.2004 № 902, Приказа ФТС России от 12.11.2009 № 2046).

Именно потому 8 августа 2011 года создано Управление по противодействию коррупции ФТС России.

Управление по противодействию коррупции (УПК) является специальным оперативным структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы, наделенным полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения противодействия коррупции, обеспечения собственной безопасности таможенных органов, а также создания необходимых условий для наиболее эффективного и качественного выполнения таможенными органами и их должностными лицами задач по защите экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации.

Общее руководство оперативно-служебной деятельностью УПК осуществляет заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов.

УПК осуществляет функции как непосредственно, так и через соответствующие структурные подразделения по противодействию коррупции таможенных органов. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, общественными объединениями и организациями.

Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов;

2) осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы, в таможенных органах;

3) организация и обеспечение государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей, безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам Российской Федерации в лице Управления, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких;

4) оперативное и методическое руководство оперативно-розыскной деятельностью подразделений по противодействию коррупции таможенных органов;

5) организация и обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

6) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся компетенции ФТС России и правоохранительных органов Российской Федерации.

Таким образом, работа по противодействию коррупции в таможенных органах осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, приказов и распоряжений ФТС России, Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 и от 13 марта 2012 г. № 297[129].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...