Платежный баланс страны. Дефицит и кризис платежного баланса.
Платежный баланс представляет собой составленный в форме бухгалтерских счетов статистический отчет о торговых и финансовых сделках экономических субъектов данной страны (резидентов) с заграницей за определенный период времени (обычно за год). Все показатели баланса измеряются в единой мировой валюте (обычно в долларах США). В составе баланса выделяются два основных счета: счет текущих операций и счет движения капитала. В счет текущих операций входят: 1. счет торгового баланса, отражающий суммарные платежи по экспорту и импорту товаров; 2. счет услуг, включающий выплату за рубеж и получение от заграницы процентов или дивидендов по любому финансовому активу, лицензионные платежи, выплаты дохода по инвестициям, выплаты по фрахту и покупка населением иностранной валюты в отечественных банках. Такого рода сделки нередко называют невидимыми операциями; 3.счет переводов, который учитывает безвозмездные поставки товаров и услуг по их текущей ценности, а также безвозмездные денежные переводы. Сальдо счета текущих операций – это превышение поступивших платежей по данным операциям над произведенными платежами. Оно равно чистому экспорту страны: NХ=Е-Z. На счете движения капитала отражаются операции, связанные с получением иностранных займов и предоставлением ссуд, приобретением зарубежных активов (акций, облигаций, недвижимости и т.д.) резидентами страны и отечественных активов – иностранцами. Потоки денежных средств, направляемые «внутрь» экономической системы, называются притоком (импортом) капитала, а потоки, направляемые за ее пределы, – оттоками (экспортом) капитала. Баланс счета движения капитала показывает чистые поступления иностранной валюты от сделок с активами. Сальдо этого счета характеризуется показателем чистого экспорта капитала: NКЕ= КЕ-КZ. При NКЕ > 0 страна имеет чистый отток капитала, при NКЕ<0 – чистый приток капитала. Сальдо счета движения капитала считается положительным, если поступления денежных средств от продажи активов превышают расходы на покупку активов. Положительному сальдо счета текущих операций соответствует чистый отток финансового капитала. В этом случае страна является чистым кредитором. При отрицательном сальдо счета текущих операций страна является чистым заемщиком, т.е. имеет место чистый приток капитала. Сальдо платежного баланса страны (ZB) представляет собой разницу мжд суммар. объемами поступлений иностранной валюты из-за рубежа и расходами по финансир-ю зарубежных сделок:
ZB=(Е+КZ)-(Z+КЕ)=(Е-Z)–(КЕ-КZ)=NХ-NКЕ Платежный баланс находится в равновесии, если ZB=0. При ZB>0 -избыток платежного баланса, т.е. суммарный объем платежей из-за границы превышает суммарный объем платежей за границу. При пассивном сальдо платежного баланса ZB <0 -дефицит платежного баланса. В этом случае иностранцы, имеющие сумму денег, равную величине дефицита платежного баланса, предъявляют ее в центральный банк для обмена на иностранную валюту. В результате происходит уменьшение официальных валютных резервов. Счет официальных резервов выделяется в качестве третьей составной части платежного баланса страны. Он характеризует деятельность центрального банка по осуществлению сделок с иностранной валютой. Такого рода сделки называются валютными интервенциями. Продажа иностранной валюты является основным способом финансирования дефицита платежного баланса. Другим способом является получение государством иностранных займов. Как сделки по купле-продаже иностранной валюты, так и получаемые или предоставляемые государством займы отражаются в сальдо счета официальных резервов (ΔR), характеризует изменение официальных резервов страны. При равновесии платежного баланса ΔR=0. При наличии избытка платежного баланса официальные резервы растут, поэтому ΔR >0. При дефиците платежного баланса ΔR <0. Таким образом, выполняется равенство: ΔR= ZB. При плавающем (гибком) валютном курсе страна не имеет проблем с платежным балансом, т.к. его равновесие восстанавливается автоматически за счет реакции экспорта на изменение валютного курса. При избытке платежного баланса приток иностранной валюты ведет к ее обесценению. Происходит снижение обменного курса, а вслед за этим уменьшение экспорта товаров и услуг до уровня, при котором в условиях нового валютного курса восстанавливается равновесие платежного баланса. При дефиците платежного баланса отток иностранной валюты из страны ведет к ее удорожанию и росту чистого экспорта, выравнивающему сальдо платежного баланса. При фиксированном валютном курсе автоматической корректировки такого рода не происходит. равновесие платежного баланса может быть восстановлено двумя основными путями: 1.на основе проведения рестрикционной денежно-кредитной или фискальной политики, ведущей к снижению национального дохода. В этом случае улучшается состояние счета текущих операций за счет снижения импорта товаров и услуг; 2.на основе проведения девальвации национальной валюты в объеме, достаточном для повышения реального валютного курса и последующего улучшения счета текущих операций за счет роста экспорта. вальвация национальной валюты обычно сопровождается повышением уровня цен в стране, для роста реального обменного курса (реальной девальвации) необходимо, чтобы темпы обесценения номинального обменного курса (ê) превосходили темпы инфляции. Это требование вытекает из условий:
или Таким образом, для достижения реальной девальвации необходимо ограничивать рост совокупного спроса, чтобы уровень внутренних цен не увеличивался вместе с номинальным обменным курсом. Девальвация является более предпочтительным способом восстановления равновесия платежного баланса, чем прямое снижение дохода, но она связана с большими социальными издержками. Поэтому к этому способу восстановления равновесия платежного баланса страны с фиксированным валютным курсом прибегают обычно лишь в крайних ситуациях.(кризис платежного баланса- истощение официальных валютных резервов и исчерпанию возможностей получения зарубежных кредитов).
56. Модель выбора оптимальной политики: Правила рациональности согласования целей и инструментов при выборе политики. Впервые проблема рациональности выбора в эк-ой политике была рассмотрена голландским экономистом Яном Тинбергеном. В рамках нормативного подхода он предложил модель выбора оптимальной политики, алгоритм которой можно представить следующим образом: 1) правит-ые органы должны выбрать конечные цели эк-ой политки, исходя из максимизации общественного благосостояния; 2) определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться; 3) оценить политические инструменты, находящиеся в распоряжении правит-ых органов (инструменты фискальной политики (объем гос закупок) и инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса)); 4) выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер. С точки зрения теории модель выглядит очень логично, однако в реальности четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума: когда в экономике будет полная занятость и когда уровень инфляции будет нулевым? Даже если выбраны цели и инструменты, определены оптимальные значения целевых показателей, задача определения значений инструментов, позволяющих достичь поставленных целей, остается достаточно сложной. Объясняется это тем, что решение данной задачи требует от властей знаний о форме связей между целями и инструментами и т.д. Тинберген сформулировал основное правило рациональности при выборе оптимальной политики, получившее название правило Тинбергена: при проведении эк-ой политики может быть достигнуто такое кол-во целей, которое равно кол-ву имеющихся у политиков инструментов.
Различные инструменты макроэк-ой политики контролируются разными гос органами. Так, инструменты денежно-кредитной политики находятся под контролем центрального банка, а фискальной политики – под контролем правительства. Ян Тинберген предполагал, что различные органы гос управления координируют свою политику. Еще одним правилом рациональности при выборе оптимальной политики является правило Манделла или правило эффективной рыночной классификации (о необходимости привязки каждого инструмента к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наиболее сильное влияние). Практическое значение правила Манделла заключается в выводе о необходимости разделения полномочий между правительством и центральным банком. Поскольку центральный банк контролирует инструменты денежно-кредитной политики, которые больше влияют на инфляцию, то он должен отвечать за регулирование инфляции. В то же время инструменты фискальной политики, используемые правительством, больше влияют на объем национального производства, поэтому правительство должно отвечать за регулирование объема выпуска. 58. Оптимизация макроэкономической политики в условиях неопределенности. Виды неопределенности. Модификация выбора модели оптимальной политики с учетом неопределенности. Впервые проблема рациональности выбора в эк-ой политике была рассмотрена голландским экономистом Яном Тинбергеном. В рамках нормативного подхода он предложил модель выбора оптимальной политики, алгоритм которой можно представить следующим образом: 1) правит-ые органы должны выбрать конечные цели эк-ой политки, исходя из максимизации общественного благосостояния; 2) определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться; 3) оценить политические инструменты, находящиеся в распоряжении правит-ых органов (инструменты фискальной политики (объем гос закупок) и инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса)); 4) выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер. С точки зрения теории модель выглядит очень логично, однако в реальности четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума: когда в экономике будет полная занятость и когда уровень инфляции будет нулевым? Даже если выбраны цели и инструменты, определены оптимальные значения целевых показателей, задача определения значений инструментов, позволяющих достичь поставленных целей, остается достаточно сложной. Объясняется это тем, что решение данной задачи требует от властей знаний о форме связей между целями и инструментами и т.д.
Тинберген сформулировал основное правило рациональности при выборе оптимальной политики, получившее название правило Тинбергена: при проведении эк-ой политики может быть достигнуто такое кол-во целей, которое равно кол-ву имеющихся у политиков инструментов. Различные инструменты макроэк-ой политики контролируются разными гос органами. Так, инструменты денежно-кредитной политики находятся под контролем центрального банка, а фискальной политики – под контролем правительства. Ян Тинберген предполагал, что различные органы гос управления координируют свою политику. Еще одним правилом рациональности при выборе оптимальной политики является правило Манделла или правило эффективной рыночной классификации (о необходимости привязки каждого инструмента к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наиболее сильное влияние). Практическое значение правила Манделла заключается в выводе о необходимости разделения полномочий между правительством и центральным банком. Поскольку центральный банк контролирует инструменты денежно-кредитной политики, которые больше влияют на инфляцию, то он должен отвечать за регулирование инфляции. В то же время инструменты фискальной политики, используемые правительством, больше влияют на объем национального производства, поэтому правительство должно отвечать за регулирование объема выпуска.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|