Пределы управления совокупным спросом и политика предложения.
Воздействие на совокупный спрос имеет свои пределы. Если рассм-ть эти пределы с точки зрения кейнсианской макроэк-ки, то получается след картина На рисунке показана картина, когда совокупный спрос (AD1) и совокупное предложение сначала пересекаются в точке А, которая соотв-ет равновесному нац доходу Y1. функция AD1 представляет собой совокупный спрос без стимулирующего воздействия гос-х расходов. Соотв-но величина Y1<Yf. Если гос-во осуществит расходы в размере G^1, функция совокупного спроса переместится из положения AD1 в положение AD2 и равновесный нац доход будет равен нац доходу полной занятости (Yf). Однако, если гос расходы достигнут величины G^1+G^2, то линия совокупного спроса сместится в положение AD3. Неоклассики и их последователи монетаристы еще более жестко обозначают пределы воздействия гос-ва на совокупный спрос. Возможность воздействия властей на совокупный спрос, с их точки зрения, ограничена след обстоят-ми: во-первых, неоклассики верят в совершенство рынка, поэтому если не вмешиваться в рыночный механизм, то ресурсы используются оптимально: во-вторых, даже если бы неоклассики признали, что рынок функционирует не оптимально, необходимо было бы доказать, что гос-во имеет возможности эффективно осуществлять свою корректирующую политику. Здесь у неоклассиков есть ряд аргументов в пользу того, что гос-во имеет весьма ограниченные возможности весьма эффективного влияния на рынок: 1) в условиях рыночной эк-ки сущ-ет достаточно высокая степень неопредел-ти в протекании процессов произв-ва и потебления; 2) управление спроса предполагает неожиданные изменения в эк-ой политике гос-ва, с точки зрения неоклассиков, неожиданность и резкость изменений порождает непредсказуемое поведение со стороны бизнеса и населения; 3) правит-во имеет склонность изменять своим обещаниям, это ведет к тому, что бизнес и население перестает верить обещаниям чиновников, а это, в свою очередь, не дает им осущ-ть свой политический курс.
Вывод: чьими бы глазами мы не смотрели на пределы управления совокупным спросом – кейнсианцев или неоклассиков, все равно придете к выводу, что управлять надо не только спросом, но и предложением. Основные направления политики предложения таковы: 1) политика, направленная на повышение эфф-ти рынков (в рамках этой политики может осущ-ся конкурентная политика, частному предпринимателю всегда хочется стать монополистом, поэтому борьба с различного рода монополиями – постоянная забота гос-ва; эта политика направлена на повышение эфф-ти рынков и связана с более оптимальной организацией потоков информации; также к этому виду политики предложения относится устранение гос-ом отрицательных внешних эффектов и предоставление обществ-х благ); 2) политика регулирования цен (она проводится либо с целью защиты бедных слоев населения и сокращения соц-го неравенство, либо с целью сдерживания инфляции предложения); 3) политика в области налогообложения (правит-во может повышать и понижать налоги, однако, если речь идет о стимулировании предложения, то одновременно речь идет о снижении налогов); 4) промышленная и торговая политика (произв-во целого ряда товаров должно осущ-ся стабильно и независимо от колебаний рыночной конъюнктуры); 5) политика снижения структурной безработицы (сюда относится политика переподготовки рабочей силы, социальная политика). Если политика стимулирования спроса успешно сочетается с политикой предложения, то возможна ситуация на рисунке (график! Стр 63, 2.28):
Совместная политика стимулирования совокупного спроса и совокупного предложения воздействую как на реальные, так и на номинальные макроэк-ие показатели. На рисунке изображена простейшая модель, в которой реальным показателем явл-ся нац доход, а номинальным – уровень цен. Нац доход возрос, при этом общий уровень цен остался неизменным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|