Исцеление расслабленного и откровение
Исцеление расслабленного и откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве (Ин. 5, 1-47) Была уже вторая Пacxa общественного служения Иисуса Христа. Евангелисты Матфей и Марк повествуют, что ученики Христовы, идя засеянными полями, срывали колосья, растирали их и ели. По свидетельству евангелиста Луки, это было в субботу, первую по втором дне Пасхи. Свой приход на праздник Пасхи Христос ознаменовал исцелением расслабленного. В числе множества других больных, слепых, хромых и сухих он лежал в доме милосердия, состоящего из пяти крытых притворов и галерей, устроенных при овечьих воротах (воротах, через которые прогоняли к храму жертвенных животных) вблизи храма. Как и прочие находящиеся здесь, расслабленный ожидал чудесного возмущения воды в купели. 38 лет пролежал он, ожидая получить исцеление, но не было человека, который помог бы ему сойти в купель по возмущении воды нисходящим в нее Ангелом. Однако эти 38 лет не ослабили его веры в возможность исцеления. Видя веру этого человека, Иисус Христос повелевает ему взять постель свою и идти в дом свой. Больной тотчас встал, взял постель свою и пошел. Был субботний день, день покоя, когда исцеленный шел со своей постелью по улицам Иерусалима. Ревнители закона обличали его в нарушении дня субботнего. Слепое следование закону сделало иудеев неспособными разуметь дивные дела Божии, которые они видели своими глазами, ибо вот перед ними идет здоровым тот, кого они многие годы видели лежащим при купели. Своим обличителям исцеленный ответил, что так поступить повелел ему Тот, Кто исцелил его. «Кто имел власть освободить меня от 38-летнего недуга, Тот мог и приказать мне нести в субботу мою постель», ¾ говорит им исцеленный. Не неудовлетворившись этим ответом, блюстители закона спрашивают исцеленного о человеке, который повелел ему нести постель в субботу. Но тот не знал имени своего благодетеля, так как Христос, совершив это чудо, вошел в толпу, стоящую при купели. Позже он встречает Господа в храме, куда пошел, чтобы поблагодарить Бога за дарованную ему милость, «Вот, ты выздоровел, ¾ говорит ему Христос, ¾ не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Желая прославить имя Иисуса, исцеленный идет к начальникам иудейским и объявляет им Того, Кто исцелил его. Это известие, однако, произвело на них совершенно иное действие, чем то, какое ожидал исцеленный; ибо они искали убить Его.
Приступив ко Христу, находившемуся в среде народа, иудеи требовали ответа на свое обвинение в нарушении субботы. Тогда Господь во всеуслышание объявляет: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Зная о намерении иудеев, Господь всенародно называет Бога Своим Отцом и таким образом пытается спасти и вразумить их, но те находят лишний повод к Его обвинению и ищут случай убить Его. Иисус вновь обращается к обвиняющим и говорит, что Он творит только то, что творит Отец, и что Он получил от Отца власть воскрешать мертвых и давать жизнь вечную всем верующим в Него ¾ власть, принадлежащую только Богу. Сыну Божию Отец отдал весь суд, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца, Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5, 23). Эти слова ¾ еще одно назидание ожесточенным фарисеям, дабы обратить их от помрачения духа и напомнить о будущем суде Божием. Слова, сказанные Христом, суть истинные, ибо не Сам Он свидетельствует о Себе, но «есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне» (Ин. 5, 32). Это сказано о свидетельстве Иоанна Крестителя, которое было хорошо известно иудеям. Но этого мало: есть свидетельство, которое превосходит Иоанново, ¾ это «дела, которые Отец дал Мне совершить» (Ин. 5, 36). Эти дела так велики, что даже те, кто не знал Бога, могли бы убедиться в Божественном посланничестве Совершающего их. Но иудеи не верят и этому свидетельству. Они готовы были принять за Мессию всякого обманщика, а истинного Мессию отвергали. Иисус Христос обращается к свидетельству Священного Писания, внимательное изучение которого могло бы удостоверить иудеев в истинности Его слов. Однако этому препятствует ложное понимание признаков пришествия Мессии, которое ясно названы Моисеем. Поэтому Моисей будет обвинителем своего народа перед Богом за его неверие в Иисуса Христа, ибо он сам писал о Том, Который говорит с ними. Отвергнув свидетельство Моисея, они тем более не могут уверовать в свидетельство Христа о Себе.
Учение о субботе и исцеление сухорукого (Мк. 2, 23-28; 3, 1-12; Мф. 12, 1-21; Лк. 6, 1-11)
Чудо исцеления сухорукого в синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании субботы. Книжники и фарисеи со времени исцеления расслабленного в Иерусалиме стали постоянно обвинять Христа, в том, что Он «не хранит субботы» и таким образом нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время, с точки зрения фарисеев, постоянно и как бы нарочно Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня, что приводило их «в бешенство». Христос, видя это, тем не менее продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по-человечески, уступить фарисеям? Однако вопрос этот был принципиальным, ибо Господь самим Своим пришествием в мир исполнил весь закон и упразднил его. Именно это упорно отрицали фарисеи, не желая видеть в Нем истинного Мессию, Сына Божия. Хранение покоя субботнего дня было лишь поводом их богопротивления. Заповедь о субботе была дана людям Самим Богом: «Помни день субботний, чтобы святить его». Свободный от житейских трудов и забот, «седьмой день» дан человеку, чтобы он не суетился, не забыл в непрерывности будничных дел главной цели жизни ¾ райской жизни в Боге, не забыл потерянного безгрешного блаженства, чтобы человек в своей «борьбе за существование» не эксплуатировал корыстно ни своих собственных сил, ни сил своих сотрудников — людей и даже животных. Синайская заповедь о субботе поэтому не только не была упразднена Иисусом Христом, но и восстановлена в ее чистом, духовном смысле, как заповедь любви человека к человеку во имя Бога. «Суббота для человека, а не человек для субботы», ¾ сказал Богочеловек. «Сын человеческий есть Господин и субботы». Перед фарисеями, этими слепыми вождями стоял Тот, Который властен отменить ветхозаветную субботу, Который есть Господин и субботы.
Рассказу об исцелении сухорукого предшествует повествование о том, как ученики Христовы, проходя полями в окрестностях Тивериады, срывали и ели колосья. Следившие за каждым шагом Иисуса и Его учеников фарисеи, сразу высказали упрек в том, что ученики Христа «делают в субботу, чего не должно делать». Христос же, сославшись на пример из Священного Писания, ответил им, что Давид, имея нужду в пище, «вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним» (1 Цар. 21, 6). «Не читали ли вы в законе, ¾ обратился Господь к фарисеям, ¾ что священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? » На это фарисеи не могли дать ответ, так как давно утратили понятие об истинном смысле субботнего дня. Однако, затаив злобу, они стерегли каждое слово Иисуса Христа, повсюду сопровождая Его. Придя в местную синагогу, Господь, по обыкновению, учил народ. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Фарисеи же «наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: «Встань и выступи на середину! » И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: «Спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? Спасти душу или погубить? » Они молчали. Молчали потому, что им нечего было ответить, и их душила бессильная злоба против Того, Кто называл Себя «Господином и субботы». Тогда Христос им задал еще один вопрос: «Кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро», ¾ заключил Христос. Фарисеи продолжали молчать. И тогда Христос, «с гневом» посмотрев на них, «скорбя об ожесточении сердец их», сказал больному человеку: «Протяни руку твою. И он протянул: и стала она здорова, как другая».
Став свидетелями еще одного чудотворения, которое Иисус Христос совершил в субботу, фарисеи «пришли в бешенство» и, выйдя из синагоги, «немедленно составили совещание с иродианами против Него, как бы погубить Его». Ни слово, ни дело Спасителя не образумило их. Узнав о заговоре, «Иисус удалился оттуда, ¾ повествует евангелист Матфей, ¾ и последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех».
Избрание апостолов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|