в) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31-32)
в) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31-32)
Наряду с весьма строгим установлением о хранении чистоты брака, закон Моисеев позволял евреям произвольно разводиться, расторгать брачные отношения. При этом в крайне тяжелом положении оказывалась женщина. Если кто-либо, учили книжники, увидит женщину красивее своей жены, то он может отпустить свою жену и жениться на этой женщине. Школа знаменитого и строгого законника Шаммая ограничивала причины развода, но она допускала развод с женой, которая выйдет на улицу без обычного на Востоке покрывала на лице. А школа другого раввина, Гиллеля допускала развод по всякой причине. Муж мог развестись с женой даже из-за того, что она плохо приготовила обед. Иисус Христос осуждает это легкомысленное отношение к брачному союзу, который освящен Богом и должен нерасторжимым. Обязанность мужа ¾ быть всегда верным своей жене, а жены ¾ быть верной мужу. По учению Спасителя, расторгать целость брака может только супружеская неверность одного или обоих супругов. Кто разведется с женой по другим причинам, кроме причины прелюбодеяния, то есть супружеской неверности, учит Спаситель, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной с мужем, тот прелюбодействует, так как склоняет ее порвать связь со своим мужем.
г) воспрещение клятвы (Мф. 5, 33-37)
Истолкователи закона Моисеева, книжники и фарисеи, учили, что только та клятва обязательна, которая сопровождалась особым жертвоприношением пред Господом, всякую же другую клятву, и прежде всего ту, при которой не упоминалось имя Божие, можно нарушить безнаказанно. Для этого они придумали клятву не Богом, а сотворенным Им небом, землей, Иерусалимом, своей головой. «А Я говорю вам, ¾ отвечает на хитрость фарисеев Иисус Христос, ¾ не клянись вовсе! Ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя».
Запрещая клятву в обычных разговорах, Иисус Христос не запрещает справедливой и законной клятвы в делах общественных. На суду, когда к Нему обратился с вопросом первосвященник Каифа, заклиная Его именем Божиим, Он ответил словами: «Ты сказал» (Мф. 26, 63-64). Апостол Павел неоднократно призывает Бога в свидетели справедливости своих слов, говоря: «Свидетель мне Бог, что непрестанно вспоминаю о вас» (Рим. 1, 9). «Бога призываю во свидетели, что, щадя вас, доселе не приходил в Коринф» (2 Кор. 1, 23). А святой Иоанн Богослов в откровении видел ангела, который поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо (Апок. 10, 6). Таким образом, мы видим, что Бога можно призывать во свидетели наших обещаний и в помощника, когда это связано с важнейшими общественными делами, но при этом должна быть соблюдена справедливость и обязательность в исполнении обещанного.
д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38-42; Лк. 6, 27-29)
У большинства народов Древнего Востока существовал закон мести, в соответствии с которым каждый мог безнаказанно соразмерно отомстить обидчику за нанесенные им повреждения. По снисхождению к немощи человеческой природы этот закон зафиксирован и в Моисеевом законодательстве. Однако назначение его, по мнению святителя Иоанна Златоуста, состоит не в том, чтобы друг у друга вырвали глаз, а в том, чтобы стремились удержать руки свои от обид. Угроза наказания должна была отвратить от преступных дел. По этому закону мера наказания должна была соответствовать мере преступления. Оставляя право суда и наказания властям, поставленным для ограждения общества от преступлений и обид, Иисус Христос предостерегает от личной мести. Он учит противиться злу добром, а не злом, учит вразумлять согрешивших, руководствуясь любовью к ним, подобно тому, как Сам Он вразумил слугу первосвященника Анны, когда тот осмелился ударить Его. Непротивление злу не означает, однако, того, что нужно быть безучастными к его проявлениям. Напротив, Господь Сам показывает пример борьбы со злом. По свидетельству евангелиста Иоанна, Господь не дал иудеям сотворить зло, когда, озлобившись на Него, они схватили камни, чтобы убить Его. Он говорит им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за какое из них хотите побить Меня камнями? » ¾ кротким ответом побеждая их злое намерение (Ин. 10, 31-32).
е) о любви к ближним (Мф. 5, 43-48) В законе Моисея сказано: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 17-18). Здесь ничего не говорится о ненависти к врагам. Раввины же учили, что под ближними надо разуметь только единоплеменников и поэтому лишь к ним следует питать чувство любви, что же касается иноплеменников, то их надо считать врагами и относиться к ним с ненавистью. «Ненавидеть врага твоего» ¾ такова талмудистская трактовка заповеди о любви к ближним. Иисус Христос заповедует хранить братское отношение между людьми, напоминая забытую истину, что все люди ¾ дети одного Отца Небесного, а Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Тому, кто достигает высшей ступени нравственного совершенства, Иисус Христос заповедует: «Любите врагов ваших». Эта последняя из заповедей, которую преподал Господь Своим ученикам, говоря им в заключении: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|