Изречение от соли земли, о свете мира
9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». В этих девяти заповедях Спаситель изложил учение о блаженстве. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил это учение не повелевая, а ублажая тех, которые примут и исполнят его. Всем же, желающим проводить жизнь по своей воле среди удовольствий мира и не радеющим о своем спасении, Он возвещает горе, ожидающее их в жизни будущей (Лк. 6, 24). «Горе вам, богатые», гордые своими достоинствами и добродетелями, которых не имеете, а также надеющиеся на богатство земное, полагая в нем счастье, ибо вы получили свое утешение в наслаждении своими достоинствами и богатством, привязавшись к которому, отвергли спасение и блаженство вечное. «Горе вам, пресыщенные, ибо взалчете». Горе им, потому что слезы покаяния о своих грехах не очищают их души, в которых сейчас веселие и удовольствие, но которые не войдут в жизнь вечную и не будут блаженны. «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачите и возрыдаете». «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их». Истинные пророки Божии, творящие волю Его, всегда были гонимы, так как обличали прихоти сильных мира сего и пороки общественного строя. Поэтому не следует уповать на быстро меняющееся мнение толпы, которая всегда враждебна праведности.
Изречение от соли земли, о свете мира (Мф. 5, 13-16; Мк. 9, 50; Лк. 14. 34-35; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16, 11, 33)
Иисус Христос сравнивает апостолов, ближайших учеников и всех христиан с солью. «Вы ¾ соль земли, ¾ говорит Он. Вы ¾ свет мира», то есть соль человечества. Вы, просвещенные светом Божественного учения, должны просветить все народы светом проповеданного вам учения, вашей праведностью должен сохраниться человеческий род от греховного разложения.
Отношение Иисуса Христа к Ветхому Завету (Мф. 5, 17-20; Лк. 16-17)
Иисус Христос пришел не отнять у закона его силу, но исполнить все требования его, осуществить на деле то, что предсказывали пророки, а также раскрыть истинный смысл нравственного закона ветхозаветного и научить исполнять его совершеннее, но не по букве, а по духу.
Раскрытие смысла ветхозаветных заповедей а) о шестой заповеди (Мф. 5, 21-26)
Иисус Христос, поясняя смысл ветхозаветных заповедей, говорит: вы слышали заповедь закона, что сказано Богом древним, то есть предкам, через Моисея: не убивай, не лишай жизни ближнего по гневу или ненависти; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). Спаситель говорит, что не только явный убийца, но и всякий гневающейся на брата своего напрасно, то есть без справедливой причины и без пользы для него, подлежит суду, то есть взысканию обычного суда, какие были во всех городах. Кто же, выражая свой гнев, скажет брату своему оскорбительное слово «рака», то есть пустой человек, подлежит синедриону, то есть наказанию, определенному иерусалимским верховным судилищем, состоявшим из 72 членов, ведавших важнейшими делами. Кто скажет «безумный», по-славянски «уроде», то есть выразит к ближнему крайнюю степень презрения и отвращения, тот подлежит осуждению на вечные мучения в геенне огненной. Геенной называлась долина с южной стороны Иерусалима, принадлежавшая некогда сынам Гинномомым, (долина «сына Енномова» (Ис. Нав. 15, 8) или «сыновей Еннома» (4 Цар. 23, 10), где евреи при нечестивых царях совершали поклонение и приносили в жертву детей сирийскому идолу Молоху. При прекращении идолопоклонства они с ужасом и отвращением смотрели на эту долину, бросали сюда тела казненных преступников и свозили нечистоты, для уничтожения которых здесь постоянно поддерживался огонь. Это страшное и отвратительное место служило образом страшных и вечных мучений адских.
Смысл этого изречения такой: напрасный гнев на ближнего ¾ грех тяжкий, выражение гнева в бранных словах ¾ грех еще более тяжкий, а злобное унижение ближнего ¾ такой тяжкий грех, который виновного подвергнет осуждению на вечные мучения. Лк. 12, 58-59. Под соперником некоторые толкователи разумеют совесть человека, которую надо стремиться успокоить примирением с ближним, пока находишься с ним на пути к жизни вечной, то есть пока жив сам и обиженный тобою, так как после смерти надлежит предстать пред судом Божиим, когда будет уже поздно мириться. Праведный Судия за гнев наш осудит нас и предаст Своим служителям ¾ ангелам, которые ввергнут в темницу, то есть место мучений адских.
б) «не прелюбодействуй» (Мф. 5, 27-30)
Cедьмая заповедь, данная Моисею на Синайской горе, гласит: «не прелюбодействуй! » (Исх. 20, 14). Заповедь эта призвана была охранять чистоту брака. Ее нарушение грозило смертной казнью: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого изречения Спасителя говорит: «Ведь если кто соблазнится правым глазом, тот, без сомнения, соблазнится и левым. Итак, почему же Спаситель упоминает только о правом глазе и правой руке? Чтобы ты знал, что речь идет не о членах тела, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него, как на правый глаз свой, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, а он развращает твою душу и губит тебя, то ты и такого дорогого для тебя, но вредного для твоего спасения человека отсеки от себя ¾ оставь».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|