Притча о сеятеле. (Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20; Лк. 8, 5-15). Притча о пшенице и плевелах. «Чему уподоблю Царство Небесное?»
Притча о сеятеле (Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20; Лк. 8, 5-15)
Отплыв от берега, Христос поучал народ, говоря им притчу о сеятеле. «Вот вышел сеятель сеять». Семя здесь означает слово о Царствии Божием, а сеятель ¾ Христос; почва же, на которую падает семя, ¾ души человеческие. Она бывает различной и в зависимости от ее качества по-разному возрастает на ней семя. Притча проста, однако, ученики не поняли ее смысл и просили Христа объяснить им. Семена, упавшие «при дороге», ¾ это те невнимательные и рассеянные люди, которые не заботятся о сохранении полученного, и каждый поэтому может расхитить их сокровища, опустошив их души. Посеянные «в тернии» ¾ означают людей, которые увлекаются внешним и блестящим, заботятся о богатстве, славе, комфорте, удовольствиях и развлечениях, а о главном, то есть о слове Божием, о Боге, о своей душе, о любви к ближним, совершенно забывают. Посеянные «на места каменистые» ¾ это люди, отличающиеся в своих действиях поспешностью, непостоянностью, а главное ¾ черствые. Они с радостью воспринимают все то хорошее, о чем слышат, но зато и быстро забывают это хорошее, изменяют все свое отношение или вовсе соблазняются, когда приходит время пострадать за правду и истину. Семена же, упавшие «на добрую землю», ¾ это люди с чуткой совестью, внимательным умом и добрым сердцем. Они не только с радостью воспринимают слово о Царстве Божием, но и заботятся, чтобы оно возрастало в их сердцах, ограждают себя от всего, что будет мешать росту семени, избегают излишних встреч и разговоров, всегда внимая своему сердцу, в котором возрастают «Царствие Божие и правда его». Но что делать тем людям, которые представляют собой «дурную почву» и имеют от природы невосприимчивость к добру? Неужели такие люди заранее обречены на бесплодную жизнь и никогда не смогут войти в Царствие Божие? Разумеется, нет, так как едва ли существуют абсолютно бесплодные души! Господь ничего не говорит о такого рода людях. Несомненно, что при желании и доброй воле можно самую неподходящую для посева почву возделать, удобрить, оросить и из бесплодной превратить в плодоносную. Характер человека совершенно может измениться под воздействием внутренних перемен, среди которых наиболее важны ¾ пробуждение совести и чувство покаяния. Те, кто страдал невнимательностью, ленью, равнодушием, эгоизмом, после пробуждения совести становились добрыми, самоотверженными, святыми, достойными Царства Божия. Таковы, например, Матфей -мытарь, Мария Магдалина, Мария Египетская и множество других.
Притча о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24-30; 36-43)
Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждый член этого Царства есть как бы колос или отдельное зерно. Но посреди пшеницы случается видеть плевелы, то есть лебеду и всякую сорную траву, заглушающую рост хлебного злака. Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Враг человека сделал это», ¾ говорит Господь. Смысл этой притчи, как и первой, остался сокрытым для учеников Христа. Потому они просили Его: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле». Господь поясняет, что главный враг Царствия Божия — диавол: это он сеет плевелы, чтобы заглушить посеянное Христом семя слова Божия. «Поле есть мир, ¾ сказал Христос, ¾ добрые семена ¾ это сыны Царствия, а плевелы ¾ сыны лукавого, жатва есть кончина века, жнецы суть ангелы». Проповеданное Христом учение о Царстве Божием еще только начинает возрастать в душах человеческих. Но живя в мире, человек испытывает влияние его: рядом с добром одновременно растет и зло. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Вечного Судии, зло будет искоренено и уничтожено. Это будет «конец века», когда наступит полное торжество Царства Божия и правды Его. Тогда не будет уже ни слез, ни страдания, ни насилия, ни болезни, ни смерти. Все беззаконники погибнут, а «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13, 43).
Но почему же не уничтожить зло сразу, когда оно еще не укоренилось? «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? » (плевелы), ¾ сказали рабы доброго Сеятеля. Он же ответил: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе и то и другое до жатвы». Такова, следовательно, воля Божия. Если бы Господь взял душу гонителя христиан Савла, то не было бы апостола Павла.
«Чему уподоблю Царство Небесное? » Растущее семя (Мк. 4, 26-29)
Царство небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Точно также неуловимо и необъяснимо нравственное преображение души человека, совершаемое силой благодати Божией.
Зерно горчичное1
Оно уподобляется горчичному зерну, которое, хотя и мало, если попадет в добрую почву, возрастает до огромных размеров. Так и слово Божие о Царстве Небесном, посеянное в сердце человека, преображает его душу и тело, делает наследником блаженной жизни вечной. «Сею притчею, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, впрочем, как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая в начале и неприметная для мира, возросла и распространилась по всему миру, так что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией вначале едва приметно, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|