О посте. Не судите
О посте Фарисеи в дни поста не умывались, не расчесывались и не мазали волосы маслом, надевали старые одежды и посыпали себя пеплом ¾ словом, делали все, чтобы придать вид постящихся. Народ верил их показному благочестию и почитал их за праведников. В этом лицемеры находили удовлетворение, пользуясь доверием народа. От Своих последователей Христос требовал другого поста, который был бы следствием не тщеславных побуждений, а сердечного сокрушения о грехах. Истинному же посту Христос придает столь же большое значение, как и молитве. Он и Сам перед началом Своего общественного служения сорок дней постился в пустыне. Пост необходим для того, чтобы подчинить свои страсти разуму, свое тело духу. «Не собирайте себе сокровищ на земле». Заботы о телесных нуждах, о земном не должны препятствовать достижению Царства Небесного, в которое человек входит уже при жизни своей на земле, собирая духовные сокровища. Любовь к ближнему, добрые дела, покаяние, пост и молитва ¾ вот те сокровища, без которых нельзя войти в Царство Небесное. Они, в отличие от земных сокровищ, не могут быть украдены у нас ворами или истреблены тлением. Христос предостерегает своих слушателей, зная их слабость к накоплению богатств, от пристрастия к тленным земным сокровищам. «Если око твое буде чисто, ¾ говорит Господь, ¾ то и все тело твое будет светло; если око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Привязанность к земным сокровищам омрачает ум, то духовное око человека, которое с пришествием Христа озарено светом Его учения и жизни вечной в Царствии Небесном. Затемнение духовного ока погружает душу человека в состояние нравственной тьмы. Поэтому Христос призывает стремиться прежде к Царству Небесному и приобретать сокровища небесные, заботы же о земном должны стоять на втором месте.
Не судите Порицание, осуждение ближних ¾ грех очень распространенный. Человек, зараженный этим грехом, с наслаждением перебирает все поступки своих знакомых, усматривая в них самые малейшие грехи или оплошности, своих же грехов не замечает. О таких людях Господь говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынут сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Это наставление Спасителя является продолжением заповеди, которую мы слышим в молитве Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Тех, кто очистил свое духовое око от греха осуждения, Господь предупреждает о том, что далеко не все в состоянии понять их стремление помочь ближним своим избавиться от этой греховной наклонности. Тех, кто погряз в разврате и пороках, уже нельзя вытащить из этой нравственной грязи, которую они предпочитают истинам учения Христова. Просвещать таких людей ¾ значит лишь озлобить и ожесточить их. Отсюда и Его предупреждение: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями». Нравственное состояние этих одержимых грехом людей таково, что они не только не оценят, но с презрением отнесутся к Божественным истинам, будут глумиться над ними, преследовать и гнать тех, кто их проповедует. «Просите и дано будет вам». Путь к Царствию Небесному, который подобно лестнице возводит человека к духовному совершенству, чрезвычайно труден и едва ли возможен без помощи свыше. Поэтому Господь в заключении Своей Нагорной проповеди говорит: «Простите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф, 7, 7). Совершить все заповеданное Господом Своим Ученикам невозможно без помощи Божией. Поэтому нужно взывать к Богу в молитве и просить Его о помощи, и она не замедлит придти, ибо никто, как бы он не был зол, не подаст своему сыну камень вместо просимого им хлеба, и змею вместо рыбы. Тем более Бог подаст Своим чадам то, что они просят. Может быть и не сразу, но «стучите» ¾ и, по милости Божией двери отворятся.
Оканчивая Свою проповедь, Господь все заповеди выразил в одной, составляющей свод всего сказанного: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, ¾ говорит Господь, как бы подытоживая Свою проповедь, ¾ так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Последняя заповедь вмещает в себя все то, что мы должны исполнять для того, чтобы войти в Царство Божие. Путь, ведущий к нему, Господь назвал узким и чтобы не сбиться с него, надо внимательно следить за каждым своим поступком, за каждым своим желанием, дабы не оступиться в исполнении заповедей Христовых. Легко сбиться, но как трудно вновь попасть на него. Идя указанным путем, нельзя ни на минуту упускать из виду его цели. Ворота, через которые мы должны пройти, должны быть тесными и узкими; путь же, ведущий к погибели, Господь назвал пространным, врата ¾ широкими. Еще и еще Господь предостерегает Своих учеников: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Берегитесь их лести, хитрости и коварства, которыми они хотят совратить вас с пути, ведущего в Царство Небесное. «По плодам их узнаете их, подобно тому, как дерево узнают по плодам, так и вы старайтесь людей узнавать по делам их. Берегитесь же их, и знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! » войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 20-21). Вера в Бога и в посланного Им Сына Человеческого, равно как и молитва, сами по себе не спасают человека, необходима любовь к Богу и любовь деятельная, которая проявляется в исполнении воли Его и в добрых делах. Можно пророчествовать, творить чудеса силой веры, можно, по слову Апостола, говорить языками ангельскими и человеческими (1 Кор. 13, 1-3), а любви не иметь, и не исполнить, следовательно, основной заповеди и оставаться по этому беззаконником. Когда проповедь закончилась, потрясенные слушатели, еще не осознавшие всей глубины сказанного, отчетливо понимали, что никто и никогда еще не говорил того, что сказал Христос и не говорил так, как говорил Он. Языческие мудрецы и основатели различных религий старались угодить своим слушателям, делая уступки человеческим слабостям. Христос же говорил слово истины. Ветхозаветные пророки возвещали волю Божию народу, говоря: «Было слово Господне ко мне». Христос же говорил Сам от Себя: «А Я говорю вам». Книжники и фарисеи, присваивавшие себе исключительное право понимания и толкования воли Божией, возвещенной в книгах закона и пророков, толковали ее так, что никто не понимал, в чем она состоит. Христос же говорил просто, ясно и понятно для всех, так как говорил Свое, а не повторял чужие слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|