К итоговому государственному междисциплинарному экзамену
На выпускающей кафедре экономики и управления сельскохозяйственным производством ежегодно разрабатывается план подготовки и проведения государственного экзамена. Студенты-выпускники заранее знакомятся с программой государственного экзамена. Если вопросы дисциплины выносятся на государственный экзамен, то ведущие преподаватели в обязательном порядке читают обзорные лекции, проводят предэкзаменационные консультации, на которых студенты могут задать интересующие их вопросы по экзаменационному материалу. По окончании процесса обучения студент-выпускник должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; знать приоритетные направления развития национальной экономики и перспективы технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия. При подготовке к экзамену следует сформировать умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, научиться предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии. Библиотеки университета организуют временные рабочие фонды по специальности в соответствии со списком рекомендуемой литературы и графиком проведения экзамена. Литература доступна в читальных залах, а также выдается на руки в установленном порядке.
Необходимо помнить о том, что все три вопроса, содержащиеся в задании, являются взаимосвязанными. Отвечая на конкретные вопросы, следует вспомнить основные понятия, определения (с учетом дидактических единиц основной образовательной программы по специальности). Ответ должен быть сформулирован на основе взаимо-дополняющих знаний по ряду комплексных дисциплин. Студенты должны показать не только полученные знания по тому или иному элементу программы, но и умение применить эти знания в конкретных ситуациях. Рекомендуется рассматривать вопросы с учетом дискуссионности ряда их положений, критически оценивать свои ответы. Следует приводить примеры, характеризующие описываемые экономические процессы в практике Омской области, в целом АПК России и зарубежных стран. Дата проведения государственного экзамена объявляется студентам, обучающимся по специальности 080502, на первой установочной лекции-консультации заведующим выпускающей кафедрой и помещается на кафедральном информационном стенде. Экзамен проводит экзаменационная комиссия в составе ГАК. Экзамен – ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами, это стресс. Подготовка к государственному экзамену и его сдача представляют собой трудоемкий и сложный процесс. Для того чтобы его правильно организовать и успешно сдать экзамен, рекомендуется придерживаться следующих правил: 1) необходимо разделить свой день в момент подготовки к экзамену условно на три части: а) работу с книгами, конспектами (8 часов); б) время физической активности (прогулки, дискотеки, спорт) (8 часов); в) сон (8 часов); 2) питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Желательны грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, шоколад; 3) для запоминания большого количества материала следует при чтении выделять главные мысли – опорные пункты, далее нужно составить краткий план ответа и записать на отдельных листочках. Непосредственно в день перед экзаменом необходимо просмотреть все листочки;
4) при работе с большими текстовыми материалами важно помнить: большой отрывок учить полезнее, чем короткий; количество запоминаемого напрямую зависит от степени понимания; лучше учить с перерывами, чем подряд; лучше понемногу, чем сразу; эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на многократное чтение; при работе с двумя разными по объему материалами разумнее начинать с большего; во сне человек не запоминает, но и не забывает; 5) для поддержания работоспособности следует чередовать умственный и физический труд; нужно беречь глаза, делать перерывы в работе каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль); минимум времени целесообразно тратить на просмотр телевизора; 6) за день до экзаменов важно работать не больше 8 часов, иначе энергии не останется; необходимо научиться расслабляться, делать паузы в работе, накануне сдачи нужно слушать спокойную музыку; перед экзаменом следует выспаться. Если вы ощущаете тревогу перед экзаменом, возможно, поможет следующее упражнение: нужно представить наиболее комфортное место для себя – берег моря, парк, поле в цветах, постараться вспомнить детали, связанные с этим местом; 7) подготовка к ответу – сложный и важный этап экзамена, необходимо успокоиться и сосредоточиться; 8) если какой-либо вопрос вы знаете хорошо, то нужно начать подготовку с него. Для того чтобы ответ был последовательным, рекомендуется оставлять свободное место на листках для тех деталей, которые вы припомните позднее; если никак не удается вспомнить определение, формулу – пропустите место и вернитесь к этому позднее. Перечень основных ошибок, допущенных выпускниками прошлых лет при выполнении экзаменационных заданий
Наиболее характерные ошибки, допущенные выпускниками прошлых лет на госэкзамене, были связаны с недостаточными знаниями следующих вопросов: – мотивация и стимулирование труда во внутрихозяйственных подразделениях корпоративных структур АПК;
– оценка эффективности инвестиционных проектов методом проектного анализа; – меры по антикризисному управлению на предприятии; – анализ рыночных процессов, в частности, вариантов формирования продовольственных цепочек и связанных с этим мер по снижению трансакционных издержек. Библиографические ссылки Основная учебная литература 1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов / под. общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 718 с. 2. Личко К.П. Прогнозирование и планирование АПК: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 264 с. 3. Менеджмент в АПК: учебник / под ред. Ю.Б. Королева. – М., 2000. – 570 с. 4. Организация производства в предприятиях АПК: учебник / под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: КолоС, 2003. – 504 с. 5. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Дело и сервис, 2000. – 352 с. 6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник – М.: Инфра-М, 2003. – 704 с. 7. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004. – 656 с.
Дополнительная учебная литература
8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 312 с. 9. Волкова И.А. Основы менеджмента: учеб. пособие. – Омск: Изд-во «Прогресс» ОмЭИ, 2005. – 292 с. 10. Кошелев Б.С. Организационно-экономические основы производства зерна в Западной Сибири: монография. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2003. – 358 с. 11. Маркетинг: учебник / под ред. А.Н. Романова. – М.: Дело, 2004. – 514 с. 12. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК: курс лекций: учеб. пособие. – М.: Экмос, 2002. – 368 с. 13. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебник / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикульника. – М.: Юнити, 2000. – 318 с. 14. Стукач В.Ф., Помогаев В.М., Петуховский С.Л. Информационно-консультационные услуги в АПК (региональный аспект): учеб. пособие. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2003. – 523 с. 15. Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: учеб. пособие / В.Ф. Стукач. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2003. – 320 с.
16. Стукач В.Ф., Дауешов М.Е. Адаптация сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям: монография. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2001. – 144 с. 17. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, В.С. Тонковича. – Минск: БГЭУ, 2001. – 575 с. 18. Экономика сельского хозяйства: учебник / под ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2002. – 323 с.
Учебно-методическая литература
19. Захарова Е.Д. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика отраслей АПК» (специальность 060800). – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. – 28 с. 20. Захарова Е.Д. Методические указания по изучению дисциплины «Экономика отраслей АПК». – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. – 36 с. 21. Кошелев Б.С. Методика выполнения расчетов к практическим занятиям по дисциплине «Прогнозирование и планирование в АПК» (специальность 060900) – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2001. – 19 с. 22. Кошелев Б.С., Кузнецова Н.А. Методические указания по изучению дисциплины «Планирование и прогнозирование развития АПК» (специальность 060800). – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. – 68 с. Справочная литература 23. ГОСТ 2 105–95. Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 37 с. 24. Типовые нормы выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы. – М.: Роснисагропром, 2000. – 148 с. 25. Типовые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные механизированные работы. – М.: Роснисагропром, 2002. – Ч. 1. – 290 с., Ч. 2. – 280 с. 26. Комплексные затраты труда для работников животноводства. Дойное стадо. – Ч. 2. – М.: Роснисагропром, 2002. – 133 с. 27. Типовые нормы выработки и нормативы времени на ручные сельскохозяйственные работы. – Ч. 2. – М.: Роснисагропром, 2002. – 172 с. 28. Типовые нормы выработки на стационарные сельскохозяйственные работы в растениеводстве. – М.: Роснисагропром, 2002. – 85 с. 29. Типовые нормы выработки времени на переработку плодоовощной продукции. – М.: Роснисагропром, 2002. – 156 с.
Нормативно-правовая литература 30. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Ч. 1. – Новосибирск: ЮКЭА, 1995. – 224 с. 31. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Ч. 2. – М.: ИНФРА, 1996. – 352 с. 32. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 192 с. 33. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч. 1 – Новосибирск: ЮКЭА, 2006. – 220 с. 34. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч. 2. – Новосибирск: ЮКЭА, 2006. – 356 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|