Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автокоммуникационные процессы




АВТОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (гр. autos — сам, само- и лат. communicatio — разговор; букв, "общение, разговор с самим собой") — одна из основных культурных моделей коммуникации (см. Коммуникация), в которой сообщение передается по каналу "Я — Я", т.е. сам отправитель является также и адресатом сообщения (в коммуникации отправитель и адресат разные — сообщение передается по каналу Я — Он). Примером А.П. могут являться дневники, автобио­графии, прочтение собственных текстов и др. По мне­нию Лотмана, в ходе А.П. качественно изменяются все их переменные: происходит "сдвиг кода" и "сдвиг кон­текста", меняется смысл передаваемого сообщения (из­мененные в ходе передачи переменные не могут быть обращены в исходные). В результате возрастает, транс­формируется и переформулируется информация. Про­исходит и перестройка самого Я, поэтому с точки зре­ния А.П. можно трактовать Я как постоянно меняю­щийся набор социально значимых кодов. В семиотиче­ской культурологии Лотмана А.П. расматриваются как обусловленные воздействием внешних добавочных ко­дов и шумов: они заимствуют их ритмику и размер­ность (ср. шум дождя, ветра, моря во внутреннем моно­логе романтических переживаний), и этот ритмический фон отражается в "дыхании" текста А.П., организуя его и придавая ему поэтическое и стилистическое своеоб­разие. А.П. характеризуются редукцией как знаковой (упрощения, сокращения, превращения слов в знаки слов), так и грамматической формы (незаконченные предложения, ритмическое повторение фраз). В ходе А.П. текст одновременно порождает беспорядочные ас­социации и инкорпорирует индивидуальные смыслы, ассоциативно накапливающиеся у коммуниканта. Дан­ный механизм А.П. может быть представлен как харак­теристика процессов поэтического творчества, но лишь в сочетании с механизмами коммуникативного канала

Я — Он, в котором творческий потенциал автокомму­никативного ритмо- и смыслопорождения транслирует­ся в художественных формах культуры (Лотман). В пси­хологии А.П. рассматриваются как невокализуемая, молчаливая "внутренняя речь", функционально и структурно обособленная от внешней речевой активно­сти (Л.С.Выготский). Внутренняя речь одновременно является также универсальным механизмом интерио­ризации, присвоения коммуникативных и социальных ролей, смыслов, норм и ценностей. С другой стороны, экстериоризация, овнешнение внутренней речи опреде­ляет потенциал и активность человека как автора (от­правителя) в коммуникации. Тем не менее А.П. принад­лежат внутреннему интимному миру личности. Это тот одинокий разговор, в котором вырабатывается и реали­зуется моральный дискурс "заботы о себе", индивиду­альная концепция самоопределения и саморазвития (Фуко). А.П. лежат в основе одного из главных принци­пов практики себя: "быть во всеоружии, всегда иметь наготове "дискурс-подспорье", заранее изученный, час­то повторяемый и служащий предметом постоянных размышлений" (Фуко). Его культивирование с точки зрения протестантизма, например, может стать основой для сакрального диалога с Богом (Истиной) в глубинах внутреннего мира человека. В Новое время сочетание религиозных запретов и рационализации культуры вы­тесняет в сферу интимного одинокого разговора также и табуированную тематику тела и жизни пола (И.С.Кон). Таким образом, с одной стороны, А.П. отно­сятся к культуре индивидуального, приватного, интим­ного и романтического. По сути, автокоммуникативный проговор себя или дискурс о себе есть основа культур­ной идентичности человека. С другой стороны, А.П. выступают как креативный культурный механизм по­рождения новых идей, смыслов и художественных форм, а также механизм социализации и личностного развития. (См. Автокоммуникация.)

Д.В. Галкин

АВТОКОММУНИКАЦИЯ

АВТОКОММУНИКАЦИЯ тип информацион­ного процесса в культуре, организованный как такая пе­редача сообщения, исходным условием которой являет­ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму­никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных ва­риантов направленной передачи сообщения. Если ком­муникация реализует себя в структуре "Он — я" (экви­валентно "Я — он"), то А. — в структуре "Я — Я". Поз­волительность усмотрения в этих процессах факта пе­редачи информации обеспечивается в первом случае — изменением субъекта (от исходного носителя информа-

ции к узнающему), во втором — изменением самой ин­формации, достигаемым за счет ситуативного привне­сения добавочного или нового кода, задающего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к транс­формации ее носителя ("перестройка этого самого "Я"). Таким образом, "передача сообщения по каналу "Я — Я" не имеет имманентного характера, поскольку обус­ловлена вторжением извне некоторых добавочных ко­дов и наличием внешних толчков, сдвигающих кон­кретную ситуацию". В качестве типового примера та­ких кодов Лотман приводит ряд поэтических текстов, "воспроизводящих зависимость яркой и необузданной фантазии от мерных ритмов" езды на лошади ("Лесной царь" Гёте, ряд стихотворений в "Лирических интер­меццо" Гейне), качания корабля ("Сон на море" Тютче­ва), ритмов железной дороги ("Попутная песня" Глин­ки на слова Кукольника); примером функционирования архитектонического кода, развернутого не во времени, а в пространстве, может служить созерцание японским буддистским монахом сада камней, которое "должно создавать определенную настроенность, способствую­щую интроспекции". Механизм передачи информации в канале "Я — Я" может быть, таким образом, описан как наложение формального добавочного кода на ис­ходное сообщение в естественном языке и создание на этой основе квазисинтагматической конструкции, зада­ющей тексту многозначную семантику с ассоциативны­ми значениями. — Пропущенный через процедуру А., текст "несет тройные значения: первичные общеязыко­вые, вторичные, возникающие за счет синтагматичес­кой переорганизации текста, со- и противопоставления первичных единиц, и третьей ступени — за счет втяги­вания в сообщение и организации по его конструктив­ным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней, от наиболее общих до предельно личных". (С точки зрения Лотмана, важно, что один и тот же текст в раз­личных функционально выделенных системах отсчета "может играть роль и сообщения, и кода, или же, осцил­лируя между этими полюсами, того и другого одновре­менно"). Важной характеристикой артикулируемого в А. текста выступает редукция формализма используе­мых им языковых средств: "возможность чтения только при знании наизусть" (так, по Лотману, в факте прочте­ния Кити записанной Левиным аббревиатуры, воспро­изводящем в тексте "Анны Карениной" реально имев­шую место ситуацию объяснения Л.Н.Толстого со сво­ей невестой С.А.Берс, "мы имеем дело со случаем, ког­да читающий понимает текст только потому, что знает его заранее... Кити и Левин — духовно уже одно суще­ство; слияние адресата и адресанта происходит на наших глазах"). Применительно к широкому социокуль­турному контексту, по мнению Лотмана, могут быть выделены как культуры, в рамках которых в качестве типового функционирует информационный процесс, организованный по принципу "Он-я", так и культуры, ориентированные на А. Первые — при всем своем оче­видном динамизме — проигрывают в плане активности индивидуального сознания ("читатель европейского ро­мана Нового времени более пассивен, чем слушатель волшебной сказки, которому еще предстоит трансфор­мировать полученные им штампы в тексты своего со­знания; посетитель театра пассивнее участника карна­вала"), вторые — при меньшей социальной динамично­сти — содержательно креативны и "способны разви­вать большую духовную активность". Данная типоло­гия культур типологически совместима с предложенной Лотманом дихотомией "текстовой культуры" как ориен­тированной на тиражирование текстовых прецедентов и "культуры грамматик" как ориентированной на твор­ческое воссоздание и авторское создание текстов на ос­нове рефлексивного осмысления порождающих моде­лей "грамматик", т.е. правил структурирования текстов ("Проблема "обучения культуре" как ее типологическая характеристика", 1981). Предложенная Лотманом мо­дель А. как типичная для "культур-грамматик" весьма операциональна и без редуцирующих потерь апплицируется на конкретно-исторический материал. Так, в све­те проблемы становления философского мышления как культурного феномена концепция А. позволяет интер­претировать античную культуру как "культуру грам­матик" с доминированием А. (см. "я выспросил само­го себя" у Гераклита), что и стимулировало оформле­ние в ее основоположениях идеала вариабельности и нормативной плюральности авторских философских моделей в отличие от традиционной восточной культу­ры как "текстовой". Концепция А. Лотмана приобрета­ет особую значимость при погружении ее в контекст проблематики философии постмодерна: феномен "де­конструкции текста" (Деррида), "означивания" как текстопорождения (Кристева) и др. процедуры смыс­лопорождающего структурирования и центрации тек­ста, фундированные презумпцией "смерти Автора" (Барт) (см. Смерть субъекта) и идеей Читателя как "источника смысла" (Дж.Х.Миллер), фактически мо­гут быть описаны как протекающие в режиме и по­средством механизма А. (См. Автокоммуникацион­ные процессы.)

М.А. Можейко

АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП — одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модернизм), постулирующий снятие дискурсивного контро­ля с процесса письма (как вербального, так и живопис­ного) в качестве единственно адекватной художествен­ной техники, обеспечивающей свободное самовыраже­ние подсознания — вне контроля и ограничения со сто­роны сознания.

АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП — одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модер-

низм), постулирующий снятие дискурсивного контро­ля с процесса письма (как вербального, так и живопис­ного) в качестве единственно адекватной художествен­ной техники, обеспечивающей свободное самовыраже­ние подсознания — вне контроля и ограничения со сто­роны сознания. В философском отношении фундирован исходными презумпциями классического фрейдизма. В контексте эволюционной трансформации модернист­ской теории творчества (поздний pop-art и концептуаль­ное искусство) и, особенно, в контексте становления постмодернистской художественной парадигмы семан­тика А.П. была подвержена существенным изменениям (см. Pop-art, Концептуальное искусство, Постмодер­низм). Тенденция ее трансформаций может быть обо­значена как переход от презумпции свободного само­изъявления бессознательного (см. Сюрреализм) — к свободному самоизъявлению процессуальности языка как такового, вне сознательной или бессознательной ар­тикуляции его субъектом. Таким образом, основной вектор эволюции А.П. может быть обозначен как сдвиг в сторону анти-психологизма, в силу чего А.П. сыграл значительную роль в формировании парадигмальной установки современного анти-психологизма в постмо­дернизме (см. Анти-психологизм).

М.А. Можейко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...