Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ) 1 глава




ПИСЬМА МАХАТМ

 

ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

КОММЕНТАРИЙ А.ВЛАДИМИРОВА

УДК 133:233-17/.18 ББК 86.42

П35

Комментарий А.Владимирова

 

 

П35 Письма Махатм: главные положения. [пер. с англ.] / Коммент.

А.Владимирова. М., «Беловодье», 2007. — 392 с.: табл., ил. — ISBN 978-5-93454-088-4.

I. Владимиров, Александр, сост. Агентство CIP РГБ

 

Письма Махатм являются редким случаем прямой передачи знания самими Учителями. Ряд положений Учения содержится только здесь. Впервые приведён доктринальный комментарий, учитывающий новейшие сведения из Агни Йоги и Учения Храма. Материал распределён по пяти разделам: об ученичестве, о душе, рае и аде, о планетарных циклах, о расах, о феноменах природы. В комментариях использованы положения «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской и других её работ, а также малоизвестные тексты Махатм, выходившие в теософской периодике.

Книга будет полезна всем, кто постигает истоки и основы Мироздания, исследователям природы и человека, учёным и практикам.

 

Распространение свободное при сохранении ссылки на автора комментария

© Владимиров А., комментарий, 2007.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ............................................................................................................ 3

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 7

Учение Махатм............................................................................. 7

Письма Махатм............................................................................. 9

Махатмы, кто Они (Е.И.Рерих)..................................................... 13

КНИГА ПЕРВАЯ.

ТРОПА УЧЕНИЧЕСТВА............................................................ 19

Письмо 1.................................................................................... 21

Письмо 2.................................................................................... 25

Письмо 5.................................................................................... 29

Письмо 10.................................................................................. 30

Письмо 12.................................................................................. 32

Письмо 14.................................................................................. 38

Письмо 15.................................................................................. 38

Письмо 17.................................................................................. 40

Письмо 26.................................................................................. 43

Письмо 36.................................................................................. 44

Письмо 44.................................................................................. 45

Письмо 45.................................................................................. 47

Письмо 48.................................................................................. 49

Письмо 58.................................................................................. 50

Письмо 80.................................................................................. 59

Письмо 112................................................................................ 62

Письмо 130................................................................................ 63

Письмо 153................................................................................ 64

Письмо 57 («Письмо о Боге»)........................................................ 65

КНИГА ВТОРАЯ.

РАЙ, АД И ДУША ЧЕЛОВЕКА................................................. 75

Письмо 5.................................................................................... 77

Письмо 32 (§ 3, 5–6а, 7)............................................................... 78

Письмо 15.................................................................................. 82

Письмо 59.................................................................................. 86

Письмо 70.................................................................................. 86

Письмо 72 в.............................................................................. 103

Письмо 88 б.............................................................................. 112

Письмо 92 (§ 16–21, 25–26)........................................................ 117

Письмо 106.............................................................................. 126

Ответы Махатм на вопросы о Дэва-чане................................. 141

Докиуд....................................................................................... 146

КНИГА ТРЕТЬЯ.

ПЛАНЕТНЫЕ КРУГИ............................................................... 149

Положения и термины эволюционной доктрины.................... 151

Письмо 15.................................................................................. 155

Письмо 60.................................................................................. 164

Письмо 32 (§ 1, 3–4, 6б)............................................................... 169

Письмо 65 (§ 1–5, 7).................................................................... 179

Дополнительное приложение к Письму 65................................ 184

Письмо 66.................................................................................. 191

Письмо 72в................................................................................. 205

Письмо 92 (§ 11, 14, 22–23, 28–29)................................................ 205

КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ. ЦИВИЛИЗАЦИИ И РАСЫ.................. 213

Письмо 60.................................................................................. 215

Письмо 61.................................................................................. 215

Письмо 62.................................................................................. 217

Приложение (I)....................................................................... 217

Приложение (II)...................................................................... 219

Приложение (III)..................................................................... 226

Письмо 65 (§ 6, 8)........................................................................ 227

Письмо 92 (§ 1–6)........................................................................ 228

Ответы Махатм на вопросы о Расах........................................... 239

КНИГА ПЯТАЯ. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ..................................... 259

Письмо 32 (§ 2)........................................................................... 261

Письмо 66.................................................................................. 261

Ответы Махатм на вопрос о минеральной монаде.................... 267

Письмо 64.................................................................................. 271

Письмо 92 (§ 8–10, 12–13, 24)....................................................... 276

Ответы Махатм на вопросы о природе Солнца......................... 290

ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ I.................................................... 298

1. Е.И.Рерих о «Письмах Махатм»............................................. 298

2. Учитель Учителей (Е.И.Рерих)...............................................................................300

3. Из «Тайной Доктрины»...........................................................................................303

4. Динамический крест................................................................................................304

5. Делимость Духа (из Учения Храма)......................................................................307

6. Безличный и личный Бог (Е.И.Рерих)...................................................................309

ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ II.................................................. 320

1. Тела, принципы, оболочки...................................................... 320

2. Принципы и оболочки (Е.И.Рерих).........................................................................327

3. Строение тел (Учение Храма)..................................................................................330

4. Комментарий к Письму № 32.5................................................................................333

5. Астральная Монада (Е.П.Блаватская) (к Письму № 88б).....................................335

ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ III............................................... 340

«Тайная Доктрина» о планетных кругах.................................. 340

I. Приложение к Письму № 15

«Разоблачённая Изида» Е.П.Блаватской о мировом цикле..... 344

II. Приложения к Письму № 32.3............................................. 345

1. Особенности эволюции Земли................................................ 345

2. Из книги А.П.Синнетта «Эзотерический буддизм».................................................347

3. Из «Тайной Доктрины»..........................................................................................349

4. Из письма Е.И.Рерих..............................................................................................349

5. Из книги А.П.Синнетта «Эзотерический буддизм»

о субъективных мирах («мирах следствий»)................................. 351

III. Приложения к Письму № 60............................................... 351

1. Е.П.Блаватская о пралайях и манвантарах.............................. 351

2. Комментарий Е.П.Блаватской к письму № 60.........................................................354

IV. Приложение к Письму № 65

(Дополнительные материалы о «субъективном плане»)......... 356

ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К КНИГЕ III................................. 357

1. Ману....................................................................................... 357

2. Агни Йога о Материи..............................................................................................357

3. Элементалы...............................................................................................................359

1) Из «Разоблачённой Изиды» Е.П.Блаватской............................. 359

2) Из Учения Храма..................................................................................................362

а) Отражение форм в материи................................................. 362

б) Внутренние царства.......................................................... 365

3) Из Агни Йоги........................................................................ 366

4) Из «Тайной Доктрины».....................................................................................................369

4. Сокровенное........................................................................... 371

1) Происхождение человечества на Земле.............................. 371

2) Солнце, Уран и Сатурн...........................................................................................377

ПРИЛОЖЕНИЕ К КНИГЕ IV............................................... 382

О планетах и воплощениях (Агни Йога) (к Письму № 65)...... 382

ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ V................................................. 384

1. Мужское и Женское (к Письму № 32.2)............................... 384

2. Атом Космический (Агни Йога) (к Письму № 66)................................................386

Литература комментариев...................................................... 390

 


 

УЧЕНИЕ МАХАТМ

УЧЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ

 

На завершении второго тысячелетия, или в конце Кали-юги, в преддверии великих социальных и природных потрясений, было дано Учение, части которого сегодня известны как Теософия, Учение Храма и Агни Йога.

Теософия, как феномен и движение XIX и начала XX века, является нераздельной заслугой Елены Петровны Блаватской. Название «теософия» не ново. Оно применялось около двух тысячелетий назад, в гностические времена, для обозначения синтеза посвященческого знания лучших традиций, принадлежащих разным народам, эпохам и континентам. Во многом та теософия тяготела к неоплатонизму и гностическому христианству, отличалась скрытостью и недоступностью. Вместе с тем, как показала Блаватская, корни гностического и неоплатонического знания в измеримой перспективе уходят за десятки, если не за сотни тысячелетий. Блаватская впервые прямо назвала эти истоки – Махатмы и их местонахождение в то время – Гималаи.

Целью теософского движения XIX века стало очищение человеческого сознания, разрушение вредных догматических построений. Преодолевая лёд отчуждения Запада и Востока, вскрывая суеверия господствовавших верований и материалистические заблуждения юной науки, теософское движение оказалось, так сказать, в роли завоевателя «Крайнего Севера». В этом очистительном потоке были задействованы твёрдые, без преувеличения, героические характеры главных участников теософского движения, потрясших до основания закосневшее здание научного, клерикального и оккультного мира. Через Е.П.Блаватскую были частично оглашены основы эзотерического знания, доступного ранее лишь на высоких ступенях посвящения. Таким образом, за полвека до начала социальных революций XX века, до начала научно-технической революции XX века теософское движение произвело революцию в сознании.

Книги и статьи, написанные Е.П.Блаватской, подняли мощнейшую волну противодействия, в первую очередь из околооккультных кругов, а также от апологетов науки. Яростное противодействие оказывали церковные организации, иезуиты. В противовес им теософские журналы стали трибуной, разъясняющей и защищающей провозглашённые тезисы Учения Махатм. Неоднократно в написании журнальных статей, иногда довольно объёмных, принимали участие сами Махатмы. Это говорит о величине противостояния.

 

Теософская часть Учения несла сведения об общих принципах Мироздания, об истории появления и развитии Солнечной системы, Земли, земного человечества. Во времена Блаватской ещё не давалась практика, не конкретизировались пути изменения человека, здесь содержались те самые вневременные общие закономерности, на которых некогда возникли все великие древние построения: Веды, учения Египта, учения Шумера, Китая, Древней Америки, Халдеи, Учение Моисея, Зороастра, Будды и Христа. Западные читатели, не имевшие опыта йоговского миропознания, запутанные искажёнными представлениями о мироустройстве церкви и юной науки, с трудом переваривали лавину нового теософского знания. На возникшие среди теософов дикие теории, например, относительно Глобусов планет, как писала Блаватская: «Учителя продолжали хранить молчание». Для верного понимания нужно было слишком многое переобъяснить, что на тот момент было ещё невозможно.

Со времени публикации первых работ Е.П.Блаватской и до последних записей Е.И.Рерих прошло почти 100 лет. За этот период кроме опубликования текстов Учения Е.П.Блаватской, Рерихами и их сподвижниками была проделана громадная объединительная работа. Ведь как было сказано в одном из первых Писем Махатм:

 

«Старшие Махатмы хотят, чтобы было положено начало “Братству Человечества”, истинному Мировому Братству – объединению, которое стало бы известно во всём мире и привлекло бы внимание высочайших умов» [1].

 

Речь не идёт о закрепощении сознания людей новоявленным культом. Выпущенные в свет книги или же провозглашённые идеи сами по себе ещё не изменяют пространство. На физическом плане, исторически это совершают только люди. Одно и то же Учение, дававшееся через Заратустру, Моисея, Пифагора, Гаутаму Будду, Лао-Цзы, Платона, Нагарджуну, Иисуса Христа охватило мир благодаря школам и ашрамам, возникшим вокруг названных Учителей. В 1875 г. в Нью-Йорке под водительством Е.П.Блаватской было основано «Теософское общество», ставшее первой в истории организацией, открыто заявившей об идеалах нового мирового устройства. Водительство Учителей продолжалось до самого ухода Е.П.Блаватской (1891). За это время по всему миру появилось множество теософских обществ, связанных с Центральным Теософским обществом, стали выходить теософские журналы. Известность и авторитет Е.П.Блаватской оказались столь значимы, что 1991 год – столетие со дня её ухода – был объявлен ООН годом Блаватской. Примечательным вкладом лидеров «Теософского общества» стало учреждение в 1885 г. и развитие «Индийского Национального Конгресса» (ИНК), который пробудил национальное самосознание индусов и после полувековой борьбы с британским господством добился в лице своего лидера – Махатмы Ганди обретения Индией независимости. ИНК дал Индии целую плеяду талантливых и ярких политиков: Б.Чаттерджи, Д.Тагор (на внучатой племяннице сына – Рабиндраната Тагора – был женат Святослав Николаевич Рерих), Джавахарлал Неру (большой друг семьи Рерихов), Индира Ганди. После ухода Е.П.Блаватской, после перехода нескольких известных теософов [2] в тёмный лагерь, поддержка Учителями «Теософского общества» как общественного движения сошла на нет. Конечно, множество современных приверженцев теософии, множество теософских кружков и отдельных обществ по всему миру являют оазисы света и духовного совершенствования.

В связи с тем, что в течение ста лет Учение раскрывалось постепенно и многие его положения первоначально были только обозначены, публикуемый нами материал дан с учётом Бесед Учителя с Е.И.Рерих, «Космологических записей» и иных поздних записей Е.И.Рерих, которые являются ключом ко всему Учению.

 

Александр Владимиров, 2007

 

 

ПИСЬМА МАХАТМ

 

«Письма Махатм» – живое свидетельство первого публичного прямого контакта Махатм с Западом. Это переписка двух Махатм – Кут Хуми (К.Х.) и Мории (М.) с А.П.Синнеттом и А.О.Хьюмом, начавшаяся в 1880 г. и продолжавшаяся около пяти лет. А.П.Синнетт – редактор влиятельной правительственной газеты «Пионер» в Аллахабаде – познакомился с основательницей Теософского общества Е.П.Блаватской и, будучи поражён её широкими знаниями и необычными способностями, высказал желание переписываться с кем-либо из Махатм, которых Е.П.Блаватская называла своими Учителями. Такое же желание выразил А.О.Хьюм – орнитолог и министр в британском правительстве Индии, в 1884 – 1891 Генеральный Секретарь Индийского Национального Конгресса. Согласие на это было получено, и так при посредничестве Е.П.Блаватской эти два джентльмена начали переписку с Махатмами. Первое письмо было получено Синнеттом 15 апреля 1880 г.

В настоящее время оригиналы большинства из этих писем хранятся в Британском музее в Лондоне, получившем эти письма в дар [3]. Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Е.И.Рерих и вошли в книгу «Чаша Востока», изданную в Риге в 1925-м. Первая публикация «Писем Махатм А.П.Синнетту» произошла лишь спустя пятьдесят лет, в 1923 г., а до этого Учение Махатм было доступно сначала через книгу Синнетта «Эзотерический буддизм» (1883), а впоследствии через «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской (1888).

 

Знакомясь с Письмами, необходимо иметь в виду, что написаны они были для характерных представителей западной интеллигенции, в условиях соответствующих взглядов того общества на религию, на Бога, на роль науки. Авторы писем оказались втянуты в водоворот дискуссии, подпали под огонь светской критики, больно ранящей, в первую очередь, главного публичного представителя Махатм – Е.П.Блаватскую. Рождение нескольких теософских обществ в ведущих странах мира, появление журналов и теософской литературы не могло не вызвать ответной реакции как клерикалов, так и действующих через «общественное мнение» чёрных лож. Всё это не могло не отразиться на акцентах некоторых писем. Это чувствуется, например, в жёсткости знаменитого «Письма о Боге» (Письмо № 57), которое во избежание крушения нетвёрдых идеалов следовало бы читать лишь после разъяснений данного письма, написанных Е.И.Рерих.

Махатма Мория как Дух назван в поздних письмах Е.И.Рерих – Вишну, то есть средоточие и исток Мироздания, как ожидаемый буддистами Майтрейя. Он – тот Ману, который давал ключевую ноту Большим Кругам планеты. Он Глава надземного Международного Правительства.

Всё это достаточно необычно как для читателей – убеждённых атеистов, так и для стремящихся верить в божественное, но воспитанных на стереотипах массовых религий. Человеческое сознание либо стремится всё уравнять средней планкой, или даже уронить ниже низшего, либо же восхитить на фантастическую высоту. Тем самым подсознательно создаётся искусственный оазис, психологический ковчег, в котором комфортно видеть сны о себе как о «вполне приличном человеке», «в меру добропорядочном», ибо современники – такие же или хуже, а боги – оказались за рамками сравнения. Факт существования и реальной современной деятельности живых Махатм трудно примирить со всеми сферами сегодняшней общественной жизни, с целями и устремлениями нынешнего человека.

 

Кроме писем Учителя Кут Хуми в переписке с Синнеттом и Хьюмом имеются несколько писем Махатмы Мории, которые появились по просьбе Кут Хуми, вынужденного временно отойти от дел. Характерный напор и мощь истинного Вождя, суровость к двуличию и снобизму Хьюма, попытавшегося оппонировать Учителю Учителей, узнаются почти в каждой строчке, особенно в письмах к Хьюму, с которым переписка у Махатмы Мории достаточно быстро завершилась.

Став согласно существующим светским обычаям как бы на одну доску со своими корреспондентами, Махатмы, имевшие в прошлом величайшие воплощения в качестве монархов, водителей народов и человечества, от своих корреспондентов, прежде всего от Хьюма, удостоились не самого уважительного тона. Всё это демонстрирует глубину пропасти, пролегающей между сознаниями авторов Писем и сознаниями их корреспондентов, и это, конечно, не могло не отразиться на стиле и содержании некоторых Писем. Несмотря на это, публикуемые Письма остаются энциклопедией эзотерического знания, являются редким случаем выдачи в свет основ посвященческого знания прямым текстом и непосредственно от первоисточника.

 

Терминология публикуемых текстов приведена к единому виду; редакторские правки «Писем Махатм» при искажении доктринального смысла восстановлены до перевода Е.И.Рерих («Чаша Востока», 1-е издание) [4]; положения «Тайной Доктрины» приведены в систему и соотнесены с последующими пояснениями Е.П.Блаватской, текстами Учения Храма и Агни Йоги; малоизвестным терминам дан необходимый комментарий в соответствии со смыслом Учения. Нумерация писем дана по изданию «Письма Махатм», Самара, 1993 г., перевод А.Хейдока. В связи с тем, что «Письма Махатм» и тексты Е.П.Блаватской в ряде мест читателю невозможно было понять из-за неоднозначности прежних переводов, то в ключевых фрагментах, прежде всего в эволюционных материалах, нами произведена соответствующая коррекция.

 

При ссылках на английский оригинал Писем использовался текст с сайта http://www.theosociety.org

 

Подчёркнутое в Письмах одной чертой набрано курсивом, подчёркнутое двумя чертами – КАПИТЕЛЬЮ. Надстрочным шрифтом и текстом в квадратных скобках – наши пояснения и вставки. Сноски без указаний авторства принадлежат нам.

А. Владимиров, 2007.

 

МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ)

 

Существует единая цепь Иерархии Света, продолжающаяся в Беспредельность, и все истинные Носители Света, появляющиеся и пребывающие ещё и сейчас на нашей Земле, суть Звенья Её. Конечно, Сыны Света, пришедшие с высших миров (Венера и Юпитер) на нашу планету в конце третьей расы нашего круга для ускорения эволюции её человечества, и есть величайшие Духи, стоящие во главе доступной и ближайшей нам по карме Иерархии Света. Они есть Прародители нашего сознания. Им мы обязаны нашим умственным развитием. И, конечно, Они принадлежат к цепи Строителей Космоса. Каждый такой Строитель должен пройти человеческую эволюцию, чтобы затем встать во главе той или иной планеты. Но так как эволюция беспредельна, то и все эти Строители, завершая один цикл эволюции, начинают другой, и снова рождаются, но на Высших Мирах. <...>

Не забудем, что жизнь всех царств была перенесена на нашу планету с Луны, потому в «Тайной Доктрине» и указаны двойные предки человечества – Лунные и Солнечные. Лунные предки в действительности и являются сейчас самим человечеством, – вернее, большинством его, но Солнечные предки суть те Сыны Света, которые приняли на себя самоотверженное творчество на пользу всего Космоса и пришли на нашу планету с высших миров, как уже сказано, в конце Третьей Расы нашего Круга. С этого времени Они неустанно воплощались на пороге всех рас, всех великих событий, чтобы каждый раз дать новый сдвиг сознанию человечества. Истинно, жизни Их устланы жертвенными подвигами. Истинно, Они испили многие чаши яда. Так, они – Основатели Великого Братства на Священном Острове во времена Атлантиды, Они же Хранители Транс-Гималайской Твердыни в нашей Расе [5].

Твердыня Великого Знания существует с незапамятных времён и стоит на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий. Все Великие Учителя связаны с этой Обителью. Все Они – Члены её. Многообразна деятельность этой Твердыни Знания и Света. История всех времён, всех народов хранит свидетельства этой помощи, сокрытой от гласности и обычно приходящей в поворотные пункты истории стран. Принятие или уклонение от неё непременно сопровождались соответственно расцветом или падением страны.

Помощь эта в виде предупреждений или советов и целых Учений проявилась под самыми неожиданными и разнообразными аспектами. По истории красной нитью проходят эти предупреждения. За малыми исключениями, все подобные предупреждения оставались без внимания.

<...> Во всей истории можно видеть, как разнообразно проявлялась и проявляется помощь Великой Общины Света. Так, западная церковь в двенадцатом и тринадцатом веке знала о существовании таинственного Духовного убежища в Сердце Азии, во главе которого тогда стоял Пресвитер Иоанн, как именовал себя этот великий Дух. Этот пресвитер Иоанн от времени до времени посылал Папам и прочим главам церкви свои обличительные грамоты. Из истории мы знаем, как один из Пап снарядил посольство в Среднюю Азию к Пресвитеру Иоанну. Можно представить себе, с какой целью отправлялось подобное посольство, и, конечно, после многих мытарств и превратностей посольство это вернулось восвояси, не найдя Духовной Цитадели.

Да, история знает немало выдающихся лиц, которым суждено было сыграть роль в продвижении человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так, в своё время Парацельс провёл некоторое время в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах, часто в затуманенных формулах, ибо велико было гонение на этих светочей знания. Кошмарны преступления невежества против знания. Мрачны страницы правдивой истории! <...> Вспомним и нашу много оклеветанную Ел. П. Блаватскую, пробывшую три года в одном из ашрамов Тибета и принёсшую светлую весть о Махатмах. Если бы не злоба и зависть, окружавшие её, то она написала бы ещё два тома сокровенного учения, в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить её, и труд остался незаконченным. Так история повторяется, так слагается карма человечества [6].

Следует понимать, что все Великие Учителя, Махатмы или Белые Братья, на всём протяжении своих жизней были Бодхисатвами. Маха-Коган или Великий Владыка – титул Владыки Шамбалы [7]. Обязанности, связанные с этим назначением, принимаются по очереди Белыми Братьями, в соответствии с их индивидуальными заданиями. Семь Коганов отвечают Семи Кумарам «Тайной Доктрины», причём эзотерически их восемь [8]. Все эти Семь и были Владыками Пламени, одарившими человечество разумом [9].

Вы знаете, что Махатма на Востоке означает Великая Душа, Душа, завершившая свой земной путь и работающая на пользу Мира [10].

Во главе Сынов Света стоит Архангел Михаил [11], и противником Его в стане Тьмы явился Сатана (всё ещё называемый Люцифером, хотя он давно утратил право на это имя), бывший однажды в числе великих Кумар, одаривших светом разума ещё лишённых его жалких землян. Прочтите в связи с этим легенду о Люцифере в «Криптограммах Востока» [12]. Легенда эта заключает в себе великую истину. Так Хозяин Земли борется сейчас за самое существование своё. Великий предуказанный Армагеддон нашей расы находится в полном разгаре. И снова Архангел Михаил со Светлым Воинством сражается против Люцифера [13].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...