Признаки информационной эпохи
Стр 1 из 25Следующая ⇒ Особенности и характеристики информационной эпохи. Безопасность. Виды безопасности
В данном разделе мы попытаемся дать краткую характеристику современной информационной эпохи, ибо хотим мы того или нет, но именно эпоха призывает и подчиняется людям, соответствующим ей, так как проблема обеспечения информационной безопасности напрямую связана с возможностями человека, организации, государства и всего человечества, как информационной системы способной к обучению.
Признаки информационной эпохи
Теоретически существует много способов характеризовать как человека и отдельные страны, так и все человечество. Это: (для человека) образование, состояния здоровья, возраст, доход и т.д., (для общественного объединения) уровень промышленного производства, наличие полезных ископаемых, народонаселенность, уровень науки и культуры, религиозность и т.п. Каждая из названных характеристик далее детализируется, а конечный результат, интегрированный в массивные статистические сборники, уже включает в себя самые подробные «истины в последней инстанции», вплоть до количества мяса, потребляемого на душу населения. И объем этого знания, которое, несомненно, полезно для решения конкретных практических задач все растет и растет. Но если видеть в человечестве и в человеке, в первую очередь, информационную систему, способную к обучению, то базовых характеристик будет не так уж и много. Для любой информационной системы главными признаками всегда были и будут те характеристики среды, которые определяются объемами и скоростью передачи, обработки, обучения, восприятия информации в пределах пространственного и временного ареала распространения информационных систем соответствующего класса.
Введем ряд базовых определений. Здесь и далее под информационной системой понимается система, осуществляющая: · получение входных данных; · обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений); · выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений). Информационную систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимно непротиворечивым множеством аксиом, назовем простой информационной системой. Информационную систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом, назовем сложной информационной системой. Допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимно противоречивые правила и цели. При этом нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению. В результате, с одной стороны, чем функционально разнообразнее элементы системы, тем больше потенциальных функциональных возможностей у самой системы, а с другой стороны, тем чаще постоянные изменения состояния системы, происходящие в основном под воздействием входных данных, могут приводить к взаимодействию внутри системы взаимоисключающих или «мешающих» друг другу элементов, что в определенных случаях становится причиной гибели системы или самогенерации опасных для нее программ. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению. Из сказанного следует, что информационным "полем боя" являются в первую очередь протоколы информационно-логического сопряжения элементов сложной системы, средства и технологии их практической реализации.
Протокол информационно-логического взаимодействия для элементов социального пространства нашел свое воплощение в естественном языке каждого народа. Использование того или иного языкового подмножества языка во многом определяет информационные возможности различных групп населения. Основными средствами корректировки протоколов информационно-логического взаимодействия для социального пространства сегодня стали СМИ. Протокол информационно-логического взаимодействия для элементов кибернетического пространства отражен во множестве языков программирования, в сетевых протоколах. Основными средствами несанкционированной корректировки этих протоколов являются программные закладки, компьютерные вирусы и т.п. средства и технологии воздействия на каналы телекоммуникаций. В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию: 1) класс А — системы с неизменным внутренним состоянием после отработки входного сообщения; 2) класс В — системы с изменяющимся внутренним состоянием. В свою очередь в классе В можно выделить следующие подклассы: подкласс 1 — системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.п.), которые используются в процессе обработки входной информации; подкласс 2 — системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм настраивается на условия применения; настройка осуществляется путем либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов; подкласс 3 — системы с самомодифицирующейся целью и соответственно с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов.
На рис.1 приведены примеры информационных систем из различных классов. Однако воспринимать рис.1 желательно с определенной долей условности. В частности, старинный классический телеграфный аппарат является в большей мере механической системой, осуществляющей обработку входных данных и возвращающейся в исходное состояние по окончании обработки (класс А), но будучи оснащен процессором с памятью и алгоритмом для восстановления искаженных данных, поддерживающим несколько уровней протоколов информационно-логического взаимодействия, он вместе с подобными же аппаратами уже переходит в разряд систем передачи данных (класс В).
То же можно сказать и про автоматизированные информационно-поисковые системы. В зависимости от реализации они могут быть отнесены к системам как первого подкласса, так и второго. Системы управления также различаются не только по своим функциональным и потенциальным возможностям, но и по способам реализации. Основная идея рисунка №1 в том, чтобы показать ступени развития информационных систем. Любопытно, что та ниша, которую в своей эволюции перескочила Природа — подкласс 2, заполнена с помощью человека, как говорится: «Свято место пусто не бывает».
Чтобы охарактеризовать каждый из этапов существования информационной системы, в том числе и человечество в целом, в первую очередь, желательно ответить на следующие вопросы: 1. Как изменился ареал распространения информационных систем подобного класса и доминирующие способы взаимодействия их друг с другом? 2. Каким является доминирующий вид вооружения, защиты и воздействия на себе подобных и окружающую природу? Каждый этап «жизни» информационной системы может быть охарактеризован видом применяемого вооружения (физическая сила, холодное, огнестрельное, химическое, биологическое, ядерное и т.п.) как способа защиты от внешних и внутренних опасностей. 3. Каким является доминирующий способ управления системой, а значит и делегирования власти в ней? 4. Что собой представляют доминирующие механизмы передачи знания, как в пространстве (в пределах ареала), так и во времени (в пределах ареала)? 5. Что собой представляют доминирующие угрозы, вызванные к жизни изменениями в информационной сфере?
Ответы на перечисленные вопросы и будут являться перечнем наиболее существенных признаков современного этапа жизни человечества, который соответствует интуитивно принятому названию «информационная эпоха» или, в другой терминологии, интегральной модели, определяющей поведение информационных систем, способных к обучению. Главным изменением мира информационных субъектов стало то, что между человеком и человеком появилось техническое средство, отвечающее за производство, передачу, обработку и представления сообщений. И именно это, главное изменение, определяет не только поведение отдельно взятых людей, но и все геополитические процессы в мире. К чему это приведет или уже привело? Как любые другие существа создают вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности определенную среду, например, черви разрыхляют почву, меняя тем самым свойства почвы, точно так же информационные существа создают вокруг себя специфическую информационную среду. Жизнедеятельность людей, как информационных существ, приводит к изменению среды, в которой они вырабатывают, передают и воспринимают сообщения. Появляются средства для хранения сообщений, передачи и производства. Соответственно, появляются и люди, обслуживающие эти процессы. Таким образом, изменение среды ставится на промышленную основу. И тогда обязательно наступает время, когда общее изменение среды начинает идти быстрее, чем изменение ее обитателей на соответствие этой самой среде. Вот тогда обитатели либо вымирают, либо изменяются так, чтобы максимально ускориться в своем движении. При этом у каждой среды существуют специфические характеристики, позволяющие оценить происходящие изменения относительно субъектов этой среды. Перечислим их: 1. Схема передачи информации и знания за последние десятилетия претерпела серьезные изменения от схемы «человек - человек», к схеме «человек - техническое средство - человек». 2. Процессы производства, распространения, внедрения информации и оценки результатов информационного воздействия стали носить промышленный характер, они поставлены на конвейер. Произошел переход от схемы «человек - информационный продукт», к схеме «человек - техническое средство - информационный продукт». 3. Современное информационное оружие по критерию эффективность/стоимость значительно превосходит любой другой вид вооружения. 4. Делегирование властных полномочий в странах, определяющих новый мировой порядок, осуществляется на базе информационных технологий. 5. В пределах ареала распространения человечества передача информации с помощью технических средств (перепрограммирование себе подобных, используя современные информационные технологии) осуществляется значительно быстрее, чем передача генетической информации (программирование своих потомков, используя биологические механизмы). Более того, объемы и время передачи информации в пределах ареала распространения человечества для основной массы элиты, определяющей функционирование системы управления стран и народов, перестали зависеть от месторасположения в пространстве, от расстояния между ними.
Внедрение в схему информационного обмена, построенную по принципу «человек – человек», технического средства привело к тому, что возможности по перепрограммированию себе подобных для отдельных лиц и групп, обладающих этими средствами, резко возросли. С помощью соответствующей техники и технологий становится реальным эффективно манипулировать как индивидуальным, так и общественным сознанием в режиме реального времени.
Однако, обычно, любой прорыв в новые неизведанные области приводит к появлению новых угроз. Так промышленное производство и порожденное им скопление населения в городах позволило, как никогда мощно, влиять на численность населения инфекциям, типа гриппа, которые до этого не представляли серьезной угрозы. Открыватели новых земель попутно открыли и новые венерические заболевания. Тотальное уничтожение американских индейцев и некоторых других племен вирусом обычного гриппа – это реальная опасность, вытекающая только из взаимного контакта между расами. Отдельные оптимисты считают, что угроза, исходящая от увеличения интенсивности контактов между представителями различных рас, легко снимается с помощью медицинских прививок. Но они почему-то не хотят думать о том, расширение спектра взаимной защищенности путем применения медицинских прививок тоже имеет свои границы. Согласно одной из гипотез причина возникновения СПИДа именно в том, что реальные границы спектра взаимной защищенности, очерченные возможностями конкретной расы, из-за тотального применения прививок и расширения взаимных контактов оказались разрушенными именно на базовом уровне.
Основные угрозы человечеству практически определяются тем, что человек записывает себе в достижения, а точнее, они непосредственно связаны с формулированными выше характеристиками соответствующей эпохи. И если мы мысленно продолжим общую тенденцию, связанную с совершенствованием технических средств, уверенно занявших место в схеме взаимодействия «человек - техническое средство – человек», то увидим, что распространение инфекции на техническую компоненту должно было быть неизбежным, что, в общем-то, и произошло, - появились компьютерные вирусы. На следующем этапе, этапе интеграции технических средств и технологий, было бы вполне логично наблюдать применение непосредственно против человека и человечества всех тех приемов и атак, которые предварительно наработаны в технической сфере, в той же среде ИНТЕРНЕТ, наполненной информационными системами. В ИНТЕРНЕТ самой популярной атакой является атака «на переполнение буфера». Суть данной атаки в том, что в атакуемый компьютер передается данных больше, чем тот способен разместить в отведенной для этого памяти или успевает обработать в режиме реального времени. В результате, либо передаваемые данные затирают часть полезных программ, либо резко снижается производительность выбранной жертвы. Биологический и социальный аналог «переполнению буфера» - перенаселение; информационный – тотальное следование стереотипам, насаждаемым СМИ. В результате, благодаря совершенствованию техники и технологий, именно в период информационной эпохи, человек и любое общество в той части, в которой они могут рассматриваться в качестве информационных самообучающихся систем, становятся доступными для атаки «на переполнение буфера». Понятно, что последствия подобной атаки не могут быть безобидными. Таким образом, к названным ранее угрозам вполне можно добавить и еще одну - вид или тип инфекции, определяющий наиболее опасные эпидемии. Информационная эпоха создает все необходимые условия для появления эпидемий на уровне психики отдельных индивидов и систем принятия решения общественных образований. Психика не может оставаться здоровой, если в ней будет заблокирован важнейший орган чувствования человека человеком, развитие которого возможно только на уровне непосредственных человеческих контактов. Именно этим объясняется просто огромное количество юристов и психотерапевтов в странах информационного общества. В результате имеем следующую «лесенку» развития эпидемий: - эпидемии на уровне организмов; - эпидемии на уровне систем защиты организмов; - эпидемии на уровне систем управления и принятия решений.
Но информационная эпоха принесла с собой и чисто специфические, ей свойственные угрозы. Сегодня не столь важно охранять информацию, ее много в открытом доступе, она у всех и почти одна и та же. Сегодня надо, наоборот, уметь защищаться от того, что для тебя опасно. Важной особенностью протекания современных информационных процессов стало то, что речь идет о расходовании ресурсов не на защиту информации от противника, а, наоборот, на продвижение «нужной» информации к противнику (где противник – это весь мир, понимаемый как потенциальный покупатель и как потенциальный источник дохода), на формирование заказанной картины мира. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно сравнить затраты на защиту информации и затраты на рекламу. Они не соизмеримы. Сегодня рынок рекламы стал гораздо больше только за счет чуть ли не мгновенной оборачиваемости средств. А замок, защищающий компьютер, как висел, так и висит, ржавея. За замки и заборы не надо платить ежедневно, а, кроме того, за защищаемой ими дверью и появиться то ничего нового не может. В современном мире все новое приносит доход своим хозяевам и погибает раньше, чем будет осознанно как тайна, нуждающаяся в защите. В прошлом тысячелетии, чем «дальше» нападающий находился от своей жертвы, тем большие ресурсы ему были нужны для доведения сообщения до цели. Очень часто именно расстояние защищало от лжи. Сегодня понятие «расстояние» для передаваемых сообщений потеряло свой смысл. Погоня за будущим превратилась в игру под названием «Искусственный лабиринт». Для игрока создается представление, что дорог как никогда много. Но это только представление. Сегодня задача информационного агрессора состоит именно в том, чтобы, предоставив как можно больше дополнительной (избыточной, непроверенной, лживой) информации, сократить тем самым неопределенность в поведении противника ли, покупателя ли, своих собственных граждан. Таким образом, после того, как субъект прочитал подготовленные для него сообщения, после того, как субъект поверил им и сформировал у себя определенные знания, то эти знания, эта модель мира и становятся для него управляющим компасом, путеводной звездой, которая ведет его за собой. А модель модели рознь. Есть модели, обосновывающие постоянное покаяние и смирение, а есть модели, заставляющие сражаться с агрессором. Человечество в целом, любое государство и отдельный человек делают лишь то, что умеют и думают о том, что знают – это закон поведения информационной самообучающейся системы. А какие знания есть сегодня у отдельных народов и у человечества в целом? Чему сегодня обучается человечество? Ответив на эти вопросы, мы подойдем к ответу на другой вопрос, на вопрос - что же нас ожидает? Сегодняшнее устройство мира людей схематично может быть изображено следующим образом: Рис. №2. Схема информационного управления современным человечеством
Замечательный своей симметричностью круг включает в себя комплекс технических средств вместе с небольшим количеством обслуживающего их персонала. Понятно, что этот комплекс технических средств кому-то должен принадлежать. Опять же понятно, что собирать, производить, обрабатывать, передавать и представлять этот комплекс технических средств будет не все, что попало, а то, что желательно хозяину комплекса. Так как на современном этапе развития в орбиту данного комплекса включено все человечество, благодаря средствам связи, то на его основе уже реально строить систему управления человечеством. Этим и объясняется широкое распространение выборных технологий при определении властного ресурса. Победителем становится тот, чьи зрелища выходят победителем в конкурентной борьбе за человеческие, а значит и природные ресурсы. Кому принадлежат люди, тому принадлежит и их собственность. Дав краткую характеристику современной эпохе, перейдем к рассмотрению понятия «безопасность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|