Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осознание картины мира




 

Настало время перейти к исследованию оператора осознания. Как будет показано далее, в ходе применения этого оператора можно признать картину мира или часть этой картины «полезной» или «опасной». Именно в этом смысл оператора осознания[42]. Но сам процесс осознания может быть формализован по-разному.

Например.

1. В ходе осознания не происходит никакого осознания. Например, пенек пытается осознать сидящего на нем человека. Подобное осознание эквивалентно применению оператора осознания вида I.

I(x+y) = x+y.

2. Субъект х смотрит на картину мира, исходя исключительно из собственного понимания (интересов) этого мира, т.е. исходя из своего индивидуального понимания добра/зла. Подобное осознание эквивалентно применению к картине мира оператора вида: (I+x). Например:

(I+x)(y+z) = y + z + xy + xz.

3. Субъект х пытается посмотреть на мир не только своими, но и чужими глазами, например, через призму своего понимания интересов субъекта y: (I+x+xy). Например:

(I+x+xy)(y+z) = y + z + xy + xz + xyy + xyz.

4. Субъект х пытается посмотреть на мир не только своими, но и чужими глазами, с учетом того, что эти чужие глаза как-то знают самого x: (I+x+xy+xyx).

Теоретически перечень способов смотреть на мир может быть продолжен до бесконечности.

Здесь важно то, что субъект может осознавать мир, как с учетом более емкой системы, чем он сам (например, интересов страны, народа, государства), так и с учетом «мнения» какой-либо модели моделей (например, интересов мессии, философа или писателя, умершего много веков назад, представление о котором осознающий получил из книг, т.е. на основании осознания других моделей, моделей моделей).

 

После формализации способов осознания исследуем привычную для математиков и экономистов, уже ставшей классической, задачу определения маршрутов, которая достаточна типична для применения «информатики по существу» и позволяет путем приложения алгоритма ее решения к различным сферам человеческой деятельности получать определенные выводы. Однако решение данной задачи мы будем искать не в области применения математических методов, а в условиях информационного воздействия друг на друга двух субъектов, один из которых, как это ему и положено, пытается доставить груз по назначению, а другой ¾ «приватизировать» груз. И более того, представляется интересным, спроецировать известные результаты решения данной задачи на современные межгосударственные отношения.

Итак, субъект x пытается доставить груз в населенный пункт М. Доставка может быть произведена по одному из n маршрутов {M1,M2,...Mn}. Все маршруты различаются между собой по затратам горючего и времени доставки груза. Субъект y предполагает устроить засаду на одной из дорог.

Какие в данной ситуации могут быть предложены стратегии информационного поведения для субъектов x и y?

Понятно, что задача y заключается в том, чтобы сформировать у субъекта x «правильный», с точки зрения y, критерий выбора маршрута. Подобное возможно, если удастся внести в модель объекта x, к примеру, один из следующих «фактов»:

конкуренты уже отправили аналогичный груз в населенный пункт М ¾ s1;

в ближайшее время ожидаются резкое подорожание и перебои с горючим ¾ s2.

Не обладая источниками агентурной информации, объект y на первом этапе планирования операции ничего не может знать о маршруте своей потенциальной жертвы х. Значит шансы на победу у него не так уж и велики.

Однако, распространяя один из вышеназванных т.н. «фактов» (s1, s2), например, через СМИ, злоумышленник тем самым начнет формирование известной и выгодной ему модели мира у объекта x.

Было: W1 = x + y + M + M1 + M2 +... + Mn + x(x + y + M + M1 + M2 +... + Mn).

Стало: W2 = W1 + si, где i=1 или 2.

После выполнения вышеприведенного оператора преобразования мира, в мире уже существует факт, способный ограничить количество возможных маршрутов субъекта x. Однако данный факт пока еще не осознан субъектом x. Для того, чтобы задуманное злоумышленником свершилось, субъект x должен осознать появившееся сообщение, т.е. включить его в свою систему моделей. Если же он этого не сделает, то вся работа по целенаправленному информационному воздействию можно считать выполнена была зря[43]. Именно на этом этапе информационный нападающий должен «заставить» противника осознать сообщение? Чем «дальше» нападающий находится от своей жертвы, тем большие ресурсы ему могут понадобиться по доведению сообщения до цели. При этом важной особенностью информационного противоборства является то, что речь идет о расходовании ресурсов не на защиту информации от противника, а наоборот, на продвижение информации к противнику.

И вот здесь очень важно, какой именно оператор осознания будет применен. В случае применения оператора осознания типа (I+х), сообщение si будет интегрировано в уже существующие модели, изменит эти модели и подтолкнет противника к выбору определенного решения (кстати, классическая реклама по сути своей направлена на то же самое, на перепрограммирование предпочтений).

В результате, решив классическую переборную задачу по одному критерию, субъект x выберет именно тот маршрут, на котором уже начато строительство для него засады[44].

Как видно из приведенного примера, задача информационного агрессора состоит именно в том, чтобы, предоставив как можно больше дополнительной (избыточной, непроверенной, лживой) информации, сократить тем самым неопределенность в поведении противника.

Как поступать в этом случае субъекту x?

Наилучшая его стратегия заключается в том, что как только произошло какое-либо изменение в его собственных моделях мира (а он это вполне способен отследить), применить оператор преобразования вида[45] (I+x+xy):

W3 = (I+ x + xy)W2 = (I+ x + xy)W1 + si + xsi + xysi.

Подобное применение позволит ему посмотреть на «факт» si, как на часть модели мира, специально созданной противником ¾ xysi и выбрать из осторожности не самый оптимальный, а, например, второй по оптимальности маршрут.

Но всегда ли это возможно? Обратите внимание, в действиях субъекта x наличествует определенный нюанс, имеющий временную природу. Хватит ли ему времени на применение оператора осознания и исследование полученных моделей[46]? Любая работа, а особенно аналитическая, требует времени.

Допустим, что субъект y хотел свести риск к нулю и не допустить применения объектом x оператора осознания в виде (I+x+xy). В этом случае у субъекта y может быть только одна единственная стратегия: придумать и распространить такое сообщение, которое требует незамедлительной реакции[47]. В данном случае это внедрение в сознание объекта x исключительно только «факта» s1.

 

А теперь попытаемся спроецировать результаты решения данной задачи на межгосударственные политические и экономические отношения. При этом будем исходить из следующих предположений:

1. Для государства основная проблема построения и поддержания нормальных процессов развития экономики (в рамках математической модели), будь-то экономика рыночная или социалистическая, заключается в выгодном для себя решении классической переборной задачи распределения конечных материальных ресурсов, т.е. в решении задачи типа приведенной выше задачи выбора маршрута.

2. Руководители почти всех государств понимают, что противники обязательно применяют приемы и методы информационной войны[48], в частности, навязывание информационными методами выгодных именно для себя «маршрутов» движения, а порой, и целей.

 

Если считать оба предположения истинными, то из них неизбежно должно следовать, что буквально каждое государство обязано поступать именно так, как будет поступать субъект x из выше рассмотренной задачи, т.е. в условиях информационного противоборства независимо ни от чего никогда не выбирать для себя самого удобного[49] маршрута в будущее.

Распространив полученный результат на все человечество, можно констатировать, что на текущем уровне развития разума (математические модели, как отражение реального мира в самообучающемся зеркале разума), сам разум становится в какой-то степени тормозом дальнейшей интенсификации общественного развития, так как активно применяется против самого себя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...