Проблемы региональной информационной безопасности
Политика региональной информационной безопасности является частью политики регионального развития Российской Федерации. Что же касается самой политики регионального развития РФ, то ее целью, прописанной в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, является: • повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России; • обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста; • усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире. Наряду с названной целью в Концепции предусмотрены еще и т.н. стратегические цели, частично повторяющие основную цель, это: - обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов; - стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики; - развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; - улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития - повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне Понятно, что достижение названных целей предполагает установку соответствующих приоритетов, этапов и перечня задач, одной из которых должно быть обеспечение региональной информационной безопасности. Понятие региональной информационной безопасности в свою очередь раскрывается через взаимоувязанное решение следующих пяти задач[55]: - обеспечения безопасности информационного пространства субъектов Российской Федерации; - согласованного формирования и развития единого информационного пространства России;
- регулирования отношений собственности, возникающих в сфере информации; - защиты жизненно важных интересов субъектов РФ в информационной области; - информационное обеспечение продвижения региональной продукции на рынки РФ и за рубеж.
Здесь под информационным пространством (информационной сферой) понимается совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений[56].
Информационные пространства субъектов РФ являются составными элементами информационного пространства России.
Обеспечения региональной информационной безопасности осуществляется с помощью следования определенной политики, которая должна быть разработана специалистами региона, а затем согласована и взаимоувязана на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Основу этой политики должны составлять планы по решению вышеперечисленных пяти задач. Рассмотрим специфику решения названных задач применительно к регионам. Для этого перечислим базовые характеристики наличие или отсутствие которых во многом и определяет как конкретную политику, так и распределение в регионе той части бюджета, которая ориентирована на обеспечение информационной безопасности: - уровень обеспечения безопасности информационного пространства; - уровень развития инфраструктуры; - наличие объектов, принадлежащих критически важным инфраструктурам (атомные электростанции, химические производства и т.п.); - наличие закрытых объектов оборонного характера; - участие и заинтересованность федеральных органов государственной власти в обеспечение информационной безопасности конкретного региона. Эта заинтересованность во многом определяется наличием объектов, имеющих федеральный статус, а значит и долей финансовых средств;
- необходимость продвижения производимой в регионе продукции в пределах Российской Федерации (информационное обеспечение); - необходимость продвижения производимой в регионе продукции на мировой рынок (информационное обеспечение); - участие в кооперации с другими регионами (информационное обеспечение); - наличие действующей нормативной базы в части регулирования отношений собственности, возникающих в сфере информации, применительно к региону.
Все названные характеристики могут экспертно оценены и взяты в качестве базовых для формирования региональной политики информационной безопасности. Наиболее сложной является первая из них: определение уровня обеспечения безопасности информационного пространства. В научной литературе проблемы региональной информационной безопасности РФ впервые были сформулированы в работе А.П. Курило и А.А. Стрельцова «Информационная безопасность и региональная политика РФ»[57]. Названные авторы предлагают оценивать состояние региональной ИБ степенью защищенности от угроз внутреннего и внешнего характера по следующим направлениям деятельности: 1) «обеспечение на своей территории конституционных прав граждан на доступ к информации, получение, передачу, производство и распространение ее законными способами, а также защиты любой документированной информации о конкретном человеке или информации, которая может быть отождествлена с конкретным человеком; 2) обеспечение в регионе прав граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 3) повышение безопасности региональных информационных систем и систем связи органов государственного управления, экологически опасных и экономически важных производств, объектов финансово-кредитной и банковской сферы, а также субъектов хозяйственной деятельности; 4) развитие региональной системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, технологий двойного применения, «ноу-хау»;
5) развитие региональной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства России; 6) создание на своей территории условий для полноценной защиты коммерческой тайны, включая институт судебной защиты, подготовку квалифицированных юридических и технических кадров и т.д.; 7) расширение своего участия в межрегиональном и международном сотрудничестве в информационной сфере, в предотвращении опасного воздействия на информационные системы». Подобная оценка, безусловно, может иметь место, но носит она в большей степени субъективный характер и относится к качественной оценке. При этом сама интегральная оценка раскладывается на оценку политики ИБ, проводимой внутри региона, и на оценку внешней политики ИБ (п.5,7). Важнейшей особенностью внешнего компонента региональной политики информационной безопасности является учет интересов федеральных органов государственной власти, как вертикальной составляющей ИБ, так и учет интересов соседних регионов, как горизонтальной составляющей ИБ. Взаимный учет интересов предполагает наличие единых стандартов в части используемых технологий для подготовки, распространения, представления и защиты информации, а также подготовки специалистов в области информационной безопасности. Связывая оценку состояния региональной ИБ со степенью защищенности от угроз внутреннего и внешнего характера, необходимо остановиться на перечне возможных угроз. Применительно к названным направлениям это: 1. Угрозы, вызванные слабостью региональной инфраструктуры; 2. Угрозы, вызванные недоработанностью и/или неразвитостью нормативно-правового и законодательного обеспечения в информационной сфере; 3. Угрозы, вызванные отсутствием и/или слабостью и/или ошибками механизмов обеспечения безопасности при создании, хранении, обработки, передачи и представлении информации; 4. Угрозы, исходящие от криминальных структур, использующих региональную инфраструктуру в своих интересах; 5. Угрозы, исходящие от зарубежных производителей аналогичной продукции, использующих информационные возможности региона для продвижения в регионе собственной продукции в ущерб местным производителям.
Подводя итог, назовем основные проблемы обеспечения региональной информационной безопасности, их две: 1. Кадровое, техническое и финансовое обеспечение, необходимое для взаимоувязанного решения пяти задач, перечисленных в начале параграфа. 2. Научное и методологическое обеспечение для оценки и ведения постоянного мониторинга в части поддержания необходимого уровня обеспечения безопасности информационного пространства региона.
Названные проблемы обеспечения региональной информационной безопасности необходимо учитывать при формировании концепции каждого конкретного региона. Более того, они должны гармонично быть встроены в региональную политику, с учетом принципов изложенных в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной в конце 2005 года Министерством регионального развития РФ. Кратко перечислим эти принципы: 1. Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития. Данный принцип утверждает необходимость создания ряда «опорных регионов» («полюсов», «локомотивов» роста), которые являются своего рода аттракторами для последующего распространения инновационной активности в другие регионы. Экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» должны отличаться наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». Авторы концепции утверждают, что принципу сфокусированного развития следуют страны, показывавшие в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста. «По этой модели развивались Чили конца 1980-х и первой половины 1990-х годов, Южная Корея в 1960-80-е годы, Китай в 1970-90-е годы. Кроме того, в хозяйстве индустриально развитых стран также существуют свои «полюса роста». Так, во Франции доминирует Парижский район, в Италии - Ломбардия (ее центр - Милан), в Испании - агломерации Мадрида и Барселоны, в Японии - районы Канто (Токио), Кинки (Осака, Киото) и Токай (Нагоя). В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»».
2. Принцип «преференции за реформы» Суть принципа: «Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам - она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив». 3. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Принцип синергии требует синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. При этом синхронизация должна осуществляться естественным образом, путем выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов и согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти. 4. Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Авторы концепции считают, что интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории ряда специальных зон (сырьевая, приграничная, кризисная территория, технологического трансферта, инновационного развития, мировые города, старопромышленные регионы, территории прошедшие первичную индустриализацию), в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально- экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей. 5. Принцип субсидиарности. Данный принцип предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации на том уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|