Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы региональной информационной безопасности




Политика региональной информационной безопасности является частью политики регионального развития Российской Федерации. Что же касается самой политики регионального развития РФ, то ее целью, прописанной в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, является:

• повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

• обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

• усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.

Наряду с названной целью в Концепции предусмотрены еще и т.н. стратегические цели, частично повторяющие основную цель, это:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;

- стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;

- развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

- улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития

- повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне

Понятно, что достижение названных целей предполагает установку соответствующих приоритетов, этапов и перечня задач, одной из которых должно быть обеспечение региональной информационной безопасности.

Понятие региональной информационной безопасности в свою очередь раскрывается через взаимоувязанное решение следующих пяти задач[55]:

- обеспечения безопасности информационного пространства субъектов Российской Федерации;

- согласованного формирования и развития единого информационного пространства России;

- регулирования отношений собственности, возникающих в сфере информации;

- защиты жизненно важных интересов субъектов РФ в информационной области;

- информационное обеспечение продвижения региональной продукции на рынки РФ и за рубеж.

 

Здесь под информационным пространством (информационной сферой) понимается совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений[56].

 

Информационные пространства субъектов РФ являются составными элементами информационного пространства России.

 

Обеспечения региональной информационной безопасности осуществляется с помощью следования определенной политики, которая должна быть разработана специалистами региона, а затем согласована и взаимоувязана на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Основу этой политики должны составлять планы по решению вышеперечисленных пяти задач.

Рассмотрим специфику решения названных задач применительно к регионам. Для этого перечислим базовые характеристики наличие или отсутствие которых во многом и определяет как конкретную политику, так и распределение в регионе той части бюджета, которая ориентирована на обеспечение информационной безопасности:

- уровень обеспечения безопасности информационного пространства;

- уровень развития инфраструктуры;

- наличие объектов, принадлежащих критически важным инфраструктурам (атомные электростанции, химические производства и т.п.);

- наличие закрытых объектов оборонного характера;

- участие и заинтересованность федеральных органов государственной власти в обеспечение информационной безопасности конкретного региона. Эта заинтересованность во многом определяется наличием объектов, имеющих федеральный статус, а значит и долей финансовых средств;

- необходимость продвижения производимой в регионе продукции в пределах Российской Федерации (информационное обеспечение);

- необходимость продвижения производимой в регионе продукции на мировой рынок (информационное обеспечение);

- участие в кооперации с другими регионами (информационное обеспечение);

- наличие действующей нормативной базы в части регулирования отношений собственности, возникающих в сфере информации, применительно к региону.

 

Все названные характеристики могут экспертно оценены и взяты в качестве базовых для формирования региональной политики информационной безопасности.

Наиболее сложной является первая из них: определение уровня обеспечения безопасности информационного пространства. В научной литературе проблемы региональной информационной безопасности РФ впервые были сформулированы в работе А.П. Курило и А.А. Стрельцова «Информационная безопасность и региональная политика РФ»[57]. Названные авторы предлагают оценивать состояние региональной ИБ степенью защищенности от угроз внутреннего и внешнего характера по следующим направлениям деятельности:

1) «обеспечение на своей территории конституционных прав граждан на доступ к информации, получение, передачу, производство и распространение ее законными способами, а также защиты любой документированной информации о конкретном человеке или информации, которая может быть отождествлена с конкретным человеком;

2) обеспечение в регионе прав граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

3) повышение безопасности региональных информационных систем и систем связи органов государственного управления, экологически опасных и экономически важных производств, объектов финансово-кредитной и банковской сферы, а также субъектов хозяйственной деятельности;

4) развитие региональной системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, технологий двойного применения, «ноу-хау»;

5) развитие региональной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства России;

6) создание на своей территории условий для полноценной защиты коммерческой тайны, включая институт судебной защиты, подготовку квалифицированных юридических и технических кадров и т.д.;

7) расширение своего участия в межрегиональном и международном сотрудничестве в информационной сфере, в предотвращении опасного воздействия на информационные системы».

Подобная оценка, безусловно, может иметь место, но носит она в большей степени субъективный характер и относится к качественной оценке. При этом сама интегральная оценка раскладывается на оценку политики ИБ, проводимой внутри региона, и на оценку внешней политики ИБ (п.5,7).

Важнейшей особенностью внешнего компонента региональной политики информационной безопасности является учет интересов федеральных органов государственной власти, как вертикальной составляющей ИБ, так и учет интересов соседних регионов, как горизонтальной составляющей ИБ. Взаимный учет интересов предполагает наличие единых стандартов в части используемых технологий для подготовки, распространения, представления и защиты информации, а также подготовки специалистов в области информационной безопасности.

Связывая оценку состояния региональной ИБ со степенью защищенности от угроз внутреннего и внешнего характера, необходимо остановиться на перечне возможных угроз. Применительно к названным направлениям это:

1. Угрозы, вызванные слабостью региональной инфраструктуры;

2. Угрозы, вызванные недоработанностью и/или неразвитостью нормативно-правового и законодательного обеспечения в информационной сфере;

3. Угрозы, вызванные отсутствием и/или слабостью и/или ошибками механизмов обеспечения безопасности при создании, хранении, обработки, передачи и представлении информации;

4. Угрозы, исходящие от криминальных структур, использующих региональную инфраструктуру в своих интересах;

5. Угрозы, исходящие от зарубежных производителей аналогичной продукции, использующих информационные возможности региона для продвижения в регионе собственной продукции в ущерб местным производителям.

 

Подводя итог, назовем основные проблемы обеспечения региональной информационной безопасности, их две:

1. Кадровое, техническое и финансовое обеспечение, необходимое для взаимоувязанного решения пяти задач, перечисленных в начале параграфа.

2. Научное и методологическое обеспечение для оценки и ведения постоянного мониторинга в части поддержания необходимого уровня обеспечения безопасности информационного пространства региона.

 

Названные проблемы обеспечения региональной информационной безопасности необходимо учитывать при формировании концепции каждого конкретного региона. Более того, они должны гармонично быть встроены в региональную политику, с учетом принципов изложенных в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной в конце 2005 года Министерством регионального развития РФ.

Кратко перечислим эти принципы:

1. Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития.

Данный принцип утверждает необходимость создания ряда «опорных регионов» («полюсов», «локомотивов» роста), которые являются своего рода аттракторами для последующего распространения инновационной активности в другие регионы. Экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» должны отличаться наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса».

Авторы концепции утверждают, что принципу сфокусированного развития следуют страны, показывавшие в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста. «По этой модели развивались Чили конца 1980-х и первой половины 1990-х годов, Южная Корея в 1960-80-е годы, Китай в 1970-90-е годы. Кроме того, в хозяйстве индустриально развитых стран также существуют свои «полюса роста». Так, во Франции доминирует Парижский район, в Италии - Ломбардия (ее центр - Милан), в Испании - агломерации Мадрида и Барселоны, в Японии - районы Канто (Токио), Кинки (Осака, Киото) и Токай (Нагоя). В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»».

2. Принцип «преференции за реформы»

Суть принципа: «Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан.

На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам - она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.

Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив».

3. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»).

Принцип синергии требует синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. При этом синхронизация должна осуществляться естественным образом, путем выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов и согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти.

4. Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития.

Авторы концепции считают, что интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории ряда специальных зон (сырьевая, приграничная, кризисная территория, технологического трансферта, инновационного развития, мировые города, старопромышленные регионы, территории прошедшие первичную индустриализацию), в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально- экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей.

5. Принцип субсидиарности.

Данный принцип предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации на том уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...