Стратегия информационной войны
Ранее было показано, что, применяя к описанию мира W последовательность операторов преобразования мира, можно перевести этот мир в определенное состояние. В общем виде задача информационного агрессора именно в этом и заключается: перевести мир W1 в такое состояние W2(новый мир), которое полностью устраивает агрессора. Представленный в данной работе формализм ориентирован именно на формулировку и решение задач, типа: W1 ¾ исходный мир (исходное знание); W2 ¾ желаемый (конечный) мир (желаемое знание); w1,w2,...wn ¾ операторы преобразования мира (алгоритм изменения знания). Требуется определить w1,w2,...wn для решения задачи: W2 = wn wn-1 wn-2,... w1 W1. При этом операторы преобразования мира должны располагаться в строгой временной последовательности. В начале ¾ w1, затем ¾ w2, а в заключение ¾ wn. Последовательность операторов преобразования мира, каждый из которых поставлен в зависимость от ряда событий и времени, представляет собой формальную запись стратегии информационной войны. Понятно, что в общем виде такая задача не имеет решения, а любое частное решение, как правило, обладает неоднозначностью, т.е. всегда существует несколько различных последовательностей операторов преобразования мира, позволяющих получить требуемый результат. Если каждую из этих последовательностей действий рассматривать в качестве алгоритма (информационной стратегии), то все множество последовательностей по сути своей образует множество эквивалентных алгоритмов. Задача разработчика стратегии информационной войны заключается в выборе такой последовательности, которая дешевле реализуется и позволяет максимально быстро «загнать» противника в требуемое состояние. При этом применение операторов изменения мира должно быть настолько динамичным, чтобы противник не успевал за отпущенное ему время изменить состояние мира, т.е. не мог помешать применению следующего оператора из последовательности, принадлежащей разработанной стратегии. Информационные сражения в чем-то близки шахматным поединкам, там тоже есть набор состояний, после попадания в которые дальнейшая игра между изначально равноправными противниками превращается в игру «в одни ворота».
В этом превращение заключены все чудеса поведения информационных систем. Потому что в зависимости от того, Кто по отношению к Кому осуществляет операцию осознания, получается тот или иной результат. Именно этой своей непредсказуемостью по настоящему интересна жизнь информационных систем. Однако человек управляющий стремится к тому, чтобы мир стал по возможности предсказуемым, а иначе им невозможно управлять? В соответствие с принятым в данной работе подходе рассматривать технические и гуманитарные информационный объект на более высоком уровне абстракции, т.е. на уровне информационных систем, способных к обучению или программированию и перепрограммированию, понятие управление информационным объектом дадим следующим образом. Информационный объект назовем управляемым, если существует и может быть применен алгоритм управления этим объектом. Таким образом, понятие управляемости будет сведено к поиску соответствующих алгоритмов целенаправленного воздействия (перепрограммирования), более того, у нас появится возможность использовать классическую теорию алгоритмов для решения задач по управлению информационным объектом. Так, например, в теоретическом плане целый класс задач по выявлению управляемости тем или иным объектом может быть сведен к решению задач из класса алгоритмической разрешимости или неразрешимости проблемы, используя формализм машины Тьюринга.
Осуществляя дальнейшую детализацию понятия управления информационным объектом, определим тотальную и частичную управляемость. Информационный объект назовем тотально управляемым, а поведение его полностью прогнозируемым на интервале времени [t0,t1], если известен алгоритм информационного воздействия (например, методика обучения[51]), позволяющий привести объект в любой момент времени tÎ[t0,t1] к требуемому от него результату (поступку) x; Информационный объект назовем частично управляемым, а поведение его частично прогнозируемым, на интервале времени [t0,t1], если известен алгоритм информационного воздействия, позволяющий привести объект в некоторый момент времени tÎ[t0,t1] к требуемому от него результату (событию) x. Тогда под точностью управления информационным объектом (точностью прогнозирования поведения) будем понимать величину временного интервала между планируемым временем получения требуемого от объекта результата (совершения им соответствующего события) и действительным. Осуществлять управление информационным объектом - это в соответствие с замыслом информационной операции осуществлять по объекту применение информационного оружия. В данной трактовке применение информационного оружия связано с решением задачи по перепрограммированию информационного объекта, т.е. речь идет о подборе входных данных для системы таким образом, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия — активизировать алгоритмы генерации этих алгоритмов. Управление информационным объектом опирается на его контроль, т.е. на более высокую степень рефлексии. Информационный объект назовем полностью контролируемым на интервале времени [t0,t1], если известен алгоритм, позволяющий на основании анализа текущего состояния объекта в момент времени t1, определить доминирующее информационное воздействие, направленное на него в любой момент времени tÎ[t0,t1]. Информационный объект назовем частично контролируемым на интервале времени [t0,t1], если известен алгоритм, позволяющий на основании анализа текущего состояния объекта в момент времени t1, определить отдельные информационные воздействия на интервале времени [t0,t1], приведшие его к этому состоянию.
Управляющий алгоритм, в гуманитарном контексте, представляет собой объединенную определенным смыслом последовательность освещаемых СМИ событий, а в случае программного обеспечения – это последовательность исполняемых команд или, на более высоком уровне, активизируемых программ и выдаваемых команд оператора. Скрытное управление информационным объектом, в гуманитарной сфере, предполагает сокрытие управляющего алгоритма в потоке событий, а в технической – сокрытие управляющего алгоритма в последовательности исполняемых команд и активизируемых программ. При таком подходе количественная оценка скрытности управления может быть получена исходя из соотношения количества событий (команд), принадлежащих управляющему алгоритму, к общему количеству событий (команд), доведенных за тот же интервал времени до информационного объекта (с учетом «веса» каждого события/команды для конкретного объекта).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|