Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите аускультацию сердца.




Сердце следует выслушивать при положении больного стоя и лежа. Врач стоит или сидит спереди и справа от больного, лицом к нему. Положение врача должно быть удобным. Существует два метода аускультации сердца: непосредственной аускультации ухом (имеет неоспоримые преимущества и существенные недостатки) и с использованием стетоскопа (без мембраны) или фонендоскопа (с мембраной).

Точки выслушивания сердца:

1 точка - верхушечного толчка (точка выслушивания митрального клапана и левого атриовентрикулярного отверстия);

2 точка - во II межреберье непосредственно у правого края грудины (точка выслушивания клапанов аорты и устья аорты);

3 точка - во II межреберье непосредственно у левого края грудины (точка выслушивания клапанов легочной артерии);

4 точка - нижняя треть грудины у основания мечевидного отростка и места прикрепления V ребра к правому краю грудины (точка выслушивания трехстворчатого клапана и правого атриовентрикулярного отверстия);

5 точка - на уровне III межреберья у левого края грудины (дополнительная точка выслушивания аортальных клапанов).

Аускультация сердца осуществляется в соответствующей последовательности, Порядковый номер точек аускультации был определен, исходя из частоты возникновения клапанных пороков сердца. Наиболее часто встречаются митральные пороки: поражаются створки митрального клапана (недостаточность клапанов) или происходит сужение левого атриовентрикулярного отверстия (стеноз отверстия). Именно поэтому точке аускультации над верхушкой сердца присвоен номер 1. Реже всего поражаются створки трехстворчатого клапана и правое атриовентрикулярное отверстие. Поэтому точке аускультации у основания мечевидного отверстия присвоен порядковый номер 4.

Между 1 и 4 и между 2 и 3 точками аускультации имеется несомненное сходство. 1 и 4 точки аускультации - это точки выслушивания левого и правого атриовентрикулярных отверстий и соответствующих клапанов. Вэтих точках первый и второй тоны сердца звучат приблизительно так: «БУУ-туп», т.е. I тон (БУУ) громче (но не более чем в два раза), ниже и продолжительней II тона (туп). В 1 и в 4 точках аускультации оценивается первый тон. Это связано с тем, что в образовании первого тона принимают участие близлежащие структуры (закрытие атриовентрикулярных клапанов и напряжение миокарда желудочков в фазу изоволюметрического сокращения). I тон оценивается путем сравнения со II топом в той же точке. Первый тон должен быть громче второго, но не более чем в два раза. Об ослаблении первого тона говорят в том случае, когда он равен по громкости или тише второго тона в той же точке аускультации (в 1 или в 4). Об усилении первого тона говорят в том случае, когда он громче второго тона в той же точке аускультации более чем в два раза. Причины ослабления или усиления первого тона в 1 и 4 точках похожи. Если патологический процесс затронул левую половину сердца, I тон меняется в 1 точке аускультации, а если правую половину - в 4 точке.

Над верхушкой сердца (в 1 точке аускультации) и у основания мечевидного отростка (в 4 точке аускультации) возможны следующие варианты звучания тонов:

1) нормальное звучание тонов;

2) ослабление I тона;

3) усиление I тона;

4) расщепление I тона;

5) раздвоение I тона;

6) ритм «перепела»;

7) протодиастолический (желудочковый) галоп (I-II-III тоны);

8) пресистолический (предсердный) галоп (I-II-IV тоны);

9) суммационный галоп.

Между 2 и 3 точками аускультации также имеется несомненное сходство. 2 и 3 точки аускультации - это точки выслушивания аорты и легочной артерии и соответствующих клапанов. Обе точки располагаются во втором межреберье рядом с грудиной. Здесь сердце звучит приблизительно так: «бу-ТУП», т.е. второй тон громче первого, но не более чем в два раза. В этих точках оценивается второй тон, поскольку в его образовании участвуют близлежащие структуры (захлопывание клапанов аорты и легочной артерии и колебание стенок этих сосудов). Об ослаблении второго тона говорят в том случае, когда он равен по громкости или тише первого тона в той же (во 2 или в 3) точке аускультации. Наличие акцента 11 тона выявляется следующим образом: производится повторное прослушивание сердца во 2 и 3 точках с целью сравнения громкости второго тона в этих двух точках. У здоровых людей громкость второго тона в этих точках одинакова. В случае преобладания громкости второго тона в одной из точек (при условии, что в каждой точке второй тон громче первого, т.е. нет его ослабления) констатируется акцент второго тона соответственно над аортой или легочной артерией.

Над аортой (во 2 точке аускультации) и над легочной артерией (в 3 точке аускультации) возможны следующие варианты звучания тонов:

1) нормальное звучание тонов;

2) ослабление II тона;

3) усиление (акцент) II тона;

4) расщепление II тона;

5) раздвоение II тона;

5 точка занимает промежуточное (по локализации самой точки и по звучанию в ней тонов) положение между описанными выше парами точек аускультации: между 1 и 4 (расположены низко, преобладает I тон) и между 2 и 3 (расположены во II межреберье, преобладает II тон). 5 точка располагается в IV межреберье между описанными парами точек. Тоны здесь почти не отличаются друг от друга и не оцениваются.

Разберем подробнее методику выслушивания каждойиз точек аускультации.

Аускулыпация сердца в 1 точке. Исследующий пальпаторно определяет локализацию верхушечного толчка и ставит фонендоскоп на зону толчка. В случаях, когда верхушечный толчок не пальпируется, левая граница относительной тупости сердца определяется перкуторно, после чего фонендоскоп устанавливается на определенную ранее границу. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох-выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Первым называют тот тон, который следует после продолжительной паузы, второй тон выслушивается после короткой паузы. Кроме того, первый тон совпадает с верхушечным толчком или пульсовым толчком сонной артерии, что промеряется пальпацией правой сонной артерии кончиками II-IV пальцев левой кисти, установленных под углом нижней челюсти у внутреннего края m. sternocleidomastoideus.

Аускультация сердца во 2 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у правого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох-выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описанной выше методике.

Аускультация сердца в 3 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох-выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь и звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описанной выше методике.

Аускультация сердца в 4 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит основание мечевидного отростка и устанавливает фонендоскоп над правым краем нижней трети грудины. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох-выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов.

Аускультация сердца в 5 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит 5 точку аускультации (в III межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох-выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух гонов.

При выслушивании сердца необходимо определить:

1) количество тонов, выслушиваемых в каждой точке аускультации;

2) громкость тонов;

3) соотношение громкости I и II тонов в 1-4 точках аускультации;

4) соотношение громкости II тона во 2 и 3 точках аускультации;

5) наличие расщепления или раздвоения тонов.

В клинической практике можно встретить следующие изменения звучания тонов:

1) изменение громкости основных тонов (I и II);

2) расщепление основных тонов;

3) появление дополнительных (III и IV) тонов, щелчка открытия митрального клапана, перикард-тона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...