7. Государственный кредит 255
7. Государственный кредит 255 Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе. Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций. В соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых организаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). МБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: • техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне; • модернизация казначейской системы РФ; • модернизация налоговой службы; • развитие финансовых учреждений; • развитие рынка капитала; • модернизация информационной системы таможенных органов; • управление окружающей средой; • поддержка реформы в электроэнергетическом секторе; • правовая реформа и др. ЕБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: • модернизация железнодорожного транспорта России; • завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др. Внешний долг РФ В конце 90-х годов XX в. Россия вошла в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Ее внешний долг превысил 155 млрд долл., но в дальнейшем благодаря политике по сокращению внешнего государственного долга он имел постоянную тенденцию к сокращению. Состояние внешнего долга в 2005 г. представлено в табл. 7. 2.
256 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы Таблица 7. 2. Структура государственного внешнего долга, млрд долл. США 1 -тле 1 апре- 1 июня } января 2005 Лпс ~ПП1- И ля 2005 2005 1 октября 2005
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства СССР) Задолженность Парижскому клубу Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб Коммерческая задолженность Задолженность перед международными финансовыми организациями МВФ Мировой банк ЕБРР Еврооблигационные займы овгвз Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств ЦБ РФ Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте
Как видно из таблицы, наибольший удельный вес во внешнем государственном долге РФ занимают еврооблигации. Выпуски еврооблигаций были произведены по двум основаниям: для привлечения дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сделанных долгов. В результате на мировом финансовом рынке находятся еврооблигации РФ со сроками погашения до 2030 г. Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от
7. Государственный кредит 257 имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-декабре 1996 г. Выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд долл. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. За ним последовали другие займы. После распада СССР было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к ним потенциальных западных инвесторов. После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, составлявшего на 1 января 1992 г. 96, 6 млрд долл., остро стал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно по 15—18 млрд долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях. Такой процесс означал составление нового графика выплаты долга, нежели это вытекало из первоначальных схем кредитных соглашений. Долги СССР в своей основной массе складывались из двух составляющих: долги странам-кредиторам по полученным государственным кредитам, объединенным в Парижский клуб, и долги банкам-кредиторам, объединенным в Лондонский клуб. Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета, занимали второе место по объему в долгах СССР. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктуризации долга СССР Клубу на общую сумму 32, 3 млрд долл., включая проценты, сроком на 25 лет ( отсрочка на 25 лет касается основного долга — 24 млрд долл) с семилетним льготным периодом. Однако уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила текущие выплаты более полумиллиарда долларов банкам — членам клуба. Начался новый раунд переговоров с западными банками. Соглашение было достигнуто в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36, 5% долга бывшего СССР. Остальную задолженность РФ обменивает на но-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|