7. Государственный кредит 265
кредита в течение финансового года. Минфин РФ вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетного кредита. Правилами четко определяются два условия, при которых бюджетный кредит может предоставляться бюджету субъекта РФ: (1) если расходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы) в месяце, в котором предполагается выдача кредита, превышают доходы консолидированного бюджета в этом месяце, увеличенные на сумму налоговых льгот, предоставленных органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, и средств, поступивших из источников финансирования дефицита бюджета; (2) если необходимо покрытие расходов в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Но бюджетные кредиты не предоставляются бюджетам субъектов РФ, имеющим просроченную задолженность по бюджетным ссудам и кредитам, полученным ранее из федерального бюджета. Бюджетные кредиты предоставляются на срок, не выходящий за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Решение о предоставлении бюджетного кредита с указанием сроков его возврата и объема принимает министр финансов. Для предоставления бюджетного кредита оформляется соглашение между Минфином РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ. Объем бюджетного кредита определяется, с одной стороны, возможностями федерального бюджета, а с другой — потребностями заемщика, определяемыми величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета, или размером расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
В связи со значительным невозвратом бюджетных кредитов юридическими лицами большое внимание уделяется работе по погашению образовавшейся задолженности. С 2001 г. Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк являются агентами Правительства РФ, обеспечивающими по поручению и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, возврат задолженности юридических лиц по предоставленным с 1992 по 2000 г. бюджетным кредитам. В последующих законах о федеральном бюджете РФ их агентские функции подтверждаются. 2$б II. Централизованные государственные и территориальные финансы Внешние государственные кредиты Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором (ст. 122, БК РФ). Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией, как правило, составляют три группы: (1) задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ); (2) задолженность стран СНГ; (3) задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ). В 90-х годах тяжелое финансовое положение не позволяло РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор. На 1 января 2005 г. по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РСФСР, России остались должны почти полсотни государств. Наиболее крупные должники: Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников также Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств по кредитам СССР и РСФСР составляет в долларовом эквиваленте на 1 января 2005 г. более 83 млрд.
Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб. Клуб был образован в 1956 г., когда представители ряда западноевропейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об урегулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кредиторами всех финансовых вопросов, связанных с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|