Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Государственный кредит  263




7. 5. Российская Федерация как кредитор. Бюджетные кредиты

Внутренние кредиты

Бюджетные кредиты — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и воз­мездной основах (ст. 6 БК РФ).

В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать:

• бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;

• унитарные предприятия;

• юридические лица, не являющиеся унитарными предпри­ятиями.

В середине 90-х годов прошедшего века федеральный бюджет РФ являлся исключительно активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предостав­лялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.

Предполагалось, что такая форма финансирования (1) будет стимулировать наиболее эффективное и рациональное использова­ние полученных ресурсов, (2) позволит пополнить доходы бюджета за счет получения процентов, (3) позволит снизить расходы бюдже­та, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования, а (4) по истечении определенного времени полу­ченные кредиты будут возвращены.

Необходимость бюджетного кредитования объяснялась также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государство. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.

С начала XX в. РФ отказалась от широкого использования бюд­жетных кредитов. С одной стороны, это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться и необходимость в бюджетных кредитах отпала.

По этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться.


264 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

Вводится требование, по которому бюджетные кредиты юридиче­скими лицами, не являющимися государственными или муници­пальными предприятиями, могут быть получены только при усло­вии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обяза­тельства по возврату кредиту. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — предварительная проверка финансового состояния заемщиком. Це­ли, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, усло­вия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней. Политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, ос­нована на двух базовых принципах:

• кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассо­вых разрывов;

• предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

В целях укрепления финансовой дисциплины и создания усло­вий для оздоровления государственных и муниципальных финансов в субъектах РФ Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 160 утверждены Правила предоставления бюджетам субъ­ектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов на покры­тие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и расходов, связанных с ликвидацией по­следствий стихийных бедствий, а также их использования и возврата.

В соответствии с этими Правилами временный кассовый разрыв, возникающий при исполнении консолидированного бюджета субъ­екта РФ, определяется как недопоступление в определенный пери­од финансового года доходов для осуществления расходов, преду­смотренных консолидированным бюджетом субъекта РФ, с учетом источников финансирования дефицита бюджета.

При наличии или прогнозируемом возникновении временного кассового разрыва орган исполнительной власти субъекта РФ мо­жет обратиться в Минфин РФ за предоставлением бюджетного кре­дита. Это обращение должно содержать обоснование необходимо­сти выделения средств, сведения о поступивших доходах и произве­денных расходах за истекший период текущего финансового года, прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субъ­екта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на пе­риод заимствования, источники и сроки погашения бюджетного


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...