Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 12 глава




--------------------------------

<356> Российская газета. 20.08.2014. N 187.

 

Наряду с компетенцией в образовательной сфере - основной сфере деятельности образовательной организации, в комментируемой статье устанавливается компетенция в "смежных" областях - научной, творческой, консультационной, просветительской, в области организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

Образовательные организации высшего образования осуществляют научную деятельность и ведут подготовку научных кадров в докторантуре в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" <357>.

--------------------------------

<357> СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1759.

 

Научная деятельность и подготовка научных кадров в докторантуре с большой долей условности можно назвать "неосновным" или "смежным" направлением деятельности организации высшего образования. Курс на интеграцию образования и науки стал одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования.

Научно-исследовательская работа в организации высшего образования выполняется научно-педагогическими, научными работниками и обучающимися. К выполнению научно-исследовательских работ могут привлекаться юридические и физические лица на основе заключенных договоров.

Основными задачами научной деятельности образовательного учреждения являются:

- организация совместной научно-исследовательской деятельности с российскими, зарубежными и международными организациями;

- изучение и обобщение отечественного и мирового опыта по направлениям научных исследований, проводимых образовательной организацией;

- использование результатов научных исследований и разработок в образовательном процессе и содействие практическому применению этих результатов;

- обеспечение связи научных исследований с образовательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе;

- организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов, в том числе с участием зарубежных специалистов.

Научная деятельность организации высшего образования предполагает формирование, сохранение и развитие собственных научных школ организации высшего образования, поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки техники в различных областях, выполнение совместно с другими организациями высшего образования и научными организациями научных программ, содействие развитию международного научного сотрудничества.

Для выполнения задач в области научной деятельности организация высшего образования может привлекать в качестве соисполнителей другие организации, а также физических лиц, выполнять заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров, государственных контрактов. Она распространяет новейшие достижения науки и техники, издает научную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, поддерживает и развивает необходимую информационную и материально-техническую базу.

Результаты научной деятельности организации высшего образования являются интеллектуальной собственностью, правовая защита которой обеспечивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Условия владения, пользования и распоряжения научными и научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в ч. 4 комментируемой статьи научная деятельность отнесена к компетенции организаций высшего образования, иные типы образовательные организации могут осуществлять научную деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

Одним из наиболее востребованных направлений деятельности образовательных организаций является оказание консультационных услуг населению, организациям - участникам предпринимательской деятельности, государственным и муниципальным органам.

Консультационные услуги населению активно оказывают образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы медицинского образования (университетские клиники, клинические центры и т.д.), образовательные организации, реализующие образовательные программы юридического образования (юридические клиники) и т.д.

Консультационные услуги образовательные организации оказывают также юридическим лицам, заключая соответствующие гражданско-правовые договоры.

Консультационная деятельность становится предметом сотрудничества образовательных организаций с органами государственной и муниципальной власти (например, распоряжение Правительства Республики Карелия от 15 июля 2014 г. N 447р-П "Об одобрении соглашения между Правительством Республики Карелия и ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" о сотрудничестве в сфере образовательной, научной, исследовательской и консультационной деятельности" <358>).

--------------------------------

<358> Собрание законодательства Республики Карелия. 2014. Июль. N 7 (часть II). Ст. 1345.

 

Предоставление образовательными организациями консультативной помощи заинтересованным лицам предусматривается в самом Федеральном законе об образовании. Так, в ст. 64 комментируемого Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Организации высшего образования, а также иные организации, если это предусмотрено их уставами, могут осуществлять также творческую деятельность. Образовательные организации, осуществляющие образовательные программы в области искусств, могут осуществлять концертную, постановочную, выставочную и другие виды творческой деятельности.

В структуре таких образовательных организаций могут создаваться, например, учебные театры. Деятельность учебного театра заключается в постановке и показе широкому зрителю учебных и дипломных спектаклей, концертных программ, открытых уроков по специальным дисциплинам, самостоятельных работ студентов, а также преподавателей и выпускников учебного заведения как на своей стационарной площадке, так и на выездах и гастролях (п. 1.4 "Примерного положения об учебном театре государственного высшего и среднего специального учебного заведения искусства", утвержденного Приказом Минкультуры России от 6 января 1993 г. N 4 "О Примерном положении об учебном театре" <359>).

--------------------------------

<359> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

В ч. 5 комментируемой статьи упоминается просветительская деятельность образовательных организаций, которую они могут осуществлять в различных формах - университетские (школьные) музеи, публичные лектории и т.д.

К компетенции образовательных организаций относится также организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с круглосуточным или дневным пребыванием, и т.д.). Порядок реализации этой компетенции образовательной организации устанавливается в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (например, Закон Краснодарского края от 29 марта 2005 г. N 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" <360>) или муниципальных правовых актах (например, нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 11 июня 2014 г. N 187-НПА "Положение об организации отдыха детей в каникулярное время в муниципальных образовательных организациях городского округа "Город Якутск" <361>).

--------------------------------

<360> Кубанские новости. 02.04.2005. N 47.

<361> Эхо столицы. 24.06.2014. N 70.

 

Правовой статус образовательной организации, наряду с компетенцией и правами, составляют также обязанности, которым посвящена часть 6 комментируемой статьи.

Законодатель закрепил общее положение о том, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Это предписание, соответствующее общеправовому принципу законности, было уточнено через конкретизацию в следующих обязывающих нормах.

Образовательная организация при осуществлении образовательной деятельности обязана обеспечить:

- реализацию в полном объеме образовательных программ;

- соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям;

- соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В соответствии с конституционными положениями (прежде всего, положением статьи 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства) в комментируемой статье установлены еще две обязывающие нормы, предусматривающие обязанность образовательной организации:

- создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

- соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников образовательной организации.

Для выполнения установленных обязанностей образовательные организации принимают соответствующие правовые акты (например, Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, доведенные до сведения письмом Минобрнауки России от 25 августа 2015 г. N 12-1077 "О направлении рекомендаций" <362>), создают структурные подразделения, обеспечивающие безопасность обучающихся и работников (например, письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N МК-169/12 "О типовой должностной инструкции заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности" <363>).

--------------------------------

<362> Вестник образования. 2015. Сентябрь. N 18.

<363> Администратор образования. 2014. Апрель. N 8.

 

Касаясь ответственности образовательной организации, законодатель отсылает в ч. 7 комментируемой статьи к действующему законодательству Российской Федерации.

Образовательная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности - к договорной ответственности, установленной соглашением сторон договора об образовании, а также к внедоговорной ответственности за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина и за причинение морального вреда.

Основаниями для привлечения к договорной ответственности могут стать факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об образовании, а также факты причинения морального вреда. Отметим, что во втором случае (причинение морального вреда) необязательно наличие договорных отношений с образовательной организацией.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об образовании образовательная организация несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и данным договором.

При обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе оказания не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), сторона-заказчик вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного оказания образовательной услуги;

- соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами.

Сторона - заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если установленный в договоре об образовании срок недостатки образовательной услуги не устранены образовательной организацией. Сторона-заказчик вправе отказаться от исполнения договора об образовании, если ею обнаружен существенный недостаток оказанной образовательной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Если образовательная организация нарушила сроки оказания образовательной услуги (сроки начала и (или) окончания оказания образовательной услуги, промежуточные сроки оказания образовательной услуги) либо если во время оказания образовательной услуги стало очевидным, что она не будет оказана в срок, сторона-заказчик по договору об образовании вправе по своему выбору:

- назначить новый срок, в течение которого образовательная организация должна приступить к оказанию образовательной услуги и (или) закончить оказание такой услуги;

- поручить оказать образовательную услугу третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения стоимости образовательной услуги;

- расторгнуть договор об образовании.

Порядок компенсации морального вреда установлен ст. 151 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с названной статьей, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

В соответствии со ст. 5.57 КоАП нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей. Совершение данного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Этой же статьей КоАП предусматривается, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса административная ответственность наступает в соответствии со ст. 19.30 КоАП.

Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей.

За административное правонарушение, выразившееся в реализации не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и квалификации, в качестве санкции предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 тысяч до 40000 тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с КоАП (ст. 19.30) административным правонарушением признается выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца. На правонарушителя - должностное лицо в этом случае налагается административный штраф в размере 50000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 100000 до 500000 рублей. Повторное совершение данного административного проступка должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Административная ответственность предусмотрена также (ч. 4 ст. 19.30 КоАП) за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации. Санкцией за данное правонарушение назначен административный штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Рецидив в данном случае также может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Еще одним административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.30 КоАП, является нарушение установленного порядка приема в образовательную организацию. Санкция определена в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях (ст. 18.19 КоАП), за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4 КоАП).

Должностные лица образовательной организации, виновные в нарушении требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

При использовании сетевых форм реализации образовательных программ ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет сама образовательная организация (Методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ - приложение к письму Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" <364>).

--------------------------------

<364> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

При получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося, в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со ст. 28 Федерального закона об образовании в полном объеме несет ответственность за качество образования (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" <365>).

--------------------------------

<365> Официальные документы в образовании. 2013. Декабрь. N 36.

 

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

 

Комментарий к статье 29

 

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона).

Гарантией реализации этого принципа является возложенная на образовательную организацию обязанность по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности (ч. 1 комментируемой статьи). В свою очередь, открытость и общедоступных таких информационных ресурсов обеспечиваются путем их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, и прежде всего на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В ч. 2 комментируемой статьи конкретизируется состав информационных ресурсов, открытость и доступность которых обязуется обеспечить образовательная организация.

В состав открытых и доступных информационных ресурсов, прежде всего, должна входить основная информация о самой образовательной организации, исчерпывающим образом характеризующая ее как субъекта образовательного права.

Размещается информация о дате создания образовательной организации, ее учредителях, месте нахождения самой образовательной организации и ее филиалов, о структуре организации и органах управления. Информация об образовательной организации обязательно дополняется необходимой контактной информацией (график работы, почтовый адрес, телефоны и т.д.).

Размещаемая в Интернете информация об образовательной организации должна стать информационной гарантией реализации права каждого на образование и помочь абитуриентам, ученикам, их родителям и иным заинтересованным лицам выбрать свою образовательную программу, свою образовательную организацию. Для этого им потребуется, очевидно, информация об организации образовательного процесса в данной образовательной организации: о языках образования; сведения о реализуемых образовательных программах, о федеральных государственных образовательных стандартах (образовательных стандартах), о персональном составе педагогических работников, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности. Для лиц, поступающих в образовательную организацию высшего образования или организацию дополнительного профессионального образования, может потребоваться информация о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления.

Сделать правильный выбор образовательной программы и образовательной организации поможет также информация о трудоустройстве выпускников.

Многое об образовательной организации скажет информация о ее финансах и финансовом обеспечении образовательной деятельности: о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и юридических лиц.

Важную роль при принятии решения абитуриентом играет информация о социальных гарантиях обучающимся, которые представляет данная образовательная организация. Вот почему на ее сайте в Интернете обязательно должна присутствовать информация о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.

Особо востребованной среди абитуриентов является информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки и т.д. Образовательная организация не только обеспечивает свободный доступ к такой информации, но и оперативно ее обновляет, особенно в период приемной кампании.

Свободный доступ к информационным ресурсам о конкретной образовательной организации предполагает также доступность копий основных документов, подтверждающих правосубъектность образовательной организации, характеристики ее правового статуса и финансового состояния. В этой связи на образовательную организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц к копиям следующих документов: устава образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности.

На сайте образовательной организации должны быть размещены также копии основных локальных актов, принимаемых образовательной организации в рамках своей компетенции по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона).

В свободном доступе должны находиться результаты самообследования организации.

Минобрнауки России устанавливает:

- показатели самообследования (Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" <366>);

--------------------------------

<366> Российская газета. 19.02.2014. N 38.

 

- порядок проведения самообследования (Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" <367>).

--------------------------------

<367> Российская газета. 12.07.2013. N 151.

 

Цели проведения самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации, подготовка отчета о результатах самообследования.

В процессе ежегодно организуемого самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых Минобрнауки России.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года.

Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте организации в Интернете) и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.

Законодатель отдельно упоминает в качестве составных частей информационных ресурсов, свободный доступ к которым должна обеспечить образовательная организация:

- копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг (включая образец договора об оказании платных образовательных услуг) и документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...