Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 8 глава




Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

- названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

- дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 "О наименовании образовательных учреждений" <313> указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация", из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово "учреждение" не требуется заменять словом "организация".

--------------------------------

<313> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

 

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

- указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

- указание на форму собственности ("государственная", "муниципальная" или "частная") с целью информирования потребителя образовательных услуг;

- указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

- включение в наименование официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" <314>);

--------------------------------

<314> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

 

- использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

- муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа" должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа";

- специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, - в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, - в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования - в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования - в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей - в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 "В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений" <315> уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <316> включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо "федеральное", либо "государственное", либо "муниципальное".

--------------------------------

<315> Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

<316> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

 

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

 

Комментарий к статье 24

 

Законодательство в области образования дифференцирует правовое положение образовательных организаций высшего образования, во-первых, выделяя два "ведущих классических университета" России - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) - и наделяя их особым правовым статусом, а во-вторых, устанавливая в отношении отдельных образовательных организаций категории "федеральный университет", "национальный исследовательский университет" и ставя их правовой статус в зависимость от установленной категории.

Особенности статуса "ведущих классических университетов МГУ и СПбГУ определяются специальным федеральных законом - Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" <317> (далее - Закон N 259-ФЗ).

--------------------------------

<317> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5418.

 

Упомянутым Законом закрепляется, что МГУ И СПбГУ являются "уникальными научно-образовательными комплексами, включающими в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества" (ст. 1 Закона N 259-ФЗ).

Применительно к МГУ и СПбГУ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и иные акты законодательства в области образования применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 259-ФЗ).

Особенности правового положения МГУ и СПбГУ сводятся к следующему.

Особенности учредительства. МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, учредителем которых от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ. Правительство РФ утверждает уставы МГУ И СПбГУ, а также осуществляет иные полномочия учредителя в Порядке установленном, Постановлением Правительством РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <318>.

--------------------------------

<318> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

 

Особенности управления. Ректор МГУ и ректор СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ на срок не более пяти лет, с возможностью переназначения на новый срок. При этом по достижении ректором предельного 65-летнего возраста, установленного Трудовым кодексом РФ (ст. 332), Президент РФ своим указом вправе дважды продлить его полномочия, каждый раз не более чем на пять лет (ст. 2 Закона N 259-ФЗ). Деканы факультетов, заведующие кафедрами МГУ и СПбГУ избираются в порядке, установленном уставами этих университетов. Руководители иных подразделений МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов (ст. 3 Закона N 259-ФЗ).

Состав научно-образовательного комплекса. МГУ и СПбГУ включают в себя филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица, а также отдельные юридические лица, в том числе институты. МГУ и СПбГУ могут создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за рубежом.

Особенности осуществления образовательной деятельности. МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Они вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и специалиста, выдавать документы об образовании собственного образца и т.д.

Если особый правовой статус МГУ и СПбГУ закреплен на законодательном уровне (комментируемым Законом, Законом N 259-ФЗ), то категории "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет" устанавливаются в отношении образовательных организаций высшего образования решениями Правительства РФ.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, образовательная организация высшего образования, в отношении которой была установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", включает в свое название указание на установленную категорию. Например:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

Категория "федеральный университет". Правительство РФ от имени Российской Федерации может создать образовательную организацию высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория "федеральный университет".

Появление федеральных университетов в Российской Федерации нацелено на обеспечение подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Появление федеральных университетов приводит к развитию системы высшего образования в России через оптимизацию региональных образовательных структур и укрепление связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой субъектов Российской Федерации, отдельных федеральных округов.

Федеральные университеты способствуют формированию и развитию в регионах конкурентоспособного человеческого капитала, организации и координации работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов квалифицированными кадрами, научными, техническими и технологическими решениями.

Для реализации данной миссии федеральных университетов процедура принятия Правительством РФ решения о создании федерального университета в соответствии с ч. 3 ст. 24 комментируемого Закона предусматривает учет предложений органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Первыми федеральными университетами стали Сибирский ФУ (Красноярск) и Южный ФУ (Ростов-на-Дону, Таганрог) (оба созданы в ноябре 2006 г.).

С изданием Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах" <319> развитию системы федеральных университетов в России был придан новый мощный импульс. В этом Указе федеральные университеты были определены как "высшие учебные заведения, обеспечивающие высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок".

--------------------------------

<319> СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2118.

 

Уже в 2010 г. создаются Уральский ФУ (Екатеринбург), Северо-Восточный ФУ (Якутск), Казанский (Приволжский) ФУ (Казань), Дальневосточный ФУ (Владивосток), Северный (Арктический) ФУ (Архангельск), Балтийский ФУ (Калининград). В 2012 г. появился Северо-Кавказский ФУ (Ставрополь), а в 2014 г. - Крымский ФУ (Симферополь). Процесс создания сети федеральных университетов продолжается.

Развитие созданных федеральных университетов должно оказать содействие интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, а также интеграции в мировое образовательное пространство (ч. 4 ст. 24 комментируемого Закона).

Федеральные университеты развиваются в соответствии со специальными программами развития, которые разрабатываются самими университетами и впоследствии утверждаются Правительством РФ.

Структуру и содержание программы развития федерального университета рассмотрим на примере Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на 2015 - 2024 годы", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. N 745-р <320>.

--------------------------------

<320> СЗ РФ. 2015. N 18. Ст. 2759.

 

Рассматриваемая Программа состоит из пяти разделов (I. Общие положения. II. Миссия, стратегическая цель и задачи развития университета. III. Мероприятия программы и этапы их реализации. IV. Финансовое обеспечение программы. V. Ожидаемые результаты и риски реализации программы) и трех приложений (1. План реализации мероприятий Программы. 2. Объемы финансового обеспечения мероприятий программы развития. 3. Целевые показатели (индикаторы) Программы развития).

Программа развития Крымского ФУ способствует решению следующих задач:

- повышение качества и привлекательности условий жизни в регионе, содействие интеграции населения в единое научно-образовательное и культурное пространство Российской Федерации;

- обеспечение научной и кадровой поддержки инфраструктурных и социально-экономических проектов развития Крымского федерального округа;

- создание эффективной системы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в регионе.

В Программе формулируются:

миссия университета - подготовка высококвалифицированных кадров и консолидация интеллектуальных ресурсов для решения задач устойчивого развития Республики Крым и города Севастополя;

стратегическая цель университета - использование ресурсов и научно-образовательного потенциала университета для формирования единой системы непрерывного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, академическим сообществом и бизнес-сообществом;

задачи университета, которые необходимо выполнить для достижения указанной цели:

- модернизация образовательной деятельности университета на базе современных образовательных технологий и с учетом перспективной потребности экономики причерноморского макрорегиона в квалифицированных кадрах;

- создание современного научно-исследовательского и инновационного комплекса университета, обеспечивающего международный уровень исследований и разработок для решения актуальных проблем развития региона;

- развитие кадрового потенциала университета за счет создания условий для профессионального роста научно-педагогических работников и привлечения талантливых специалистов из ведущих российских и мировых университетов;

- развитие инфраструктуры распределенного кампуса и формирование продуктивной образовательной и научно-инновационной экосистемы университета;

- повышение эффективности управления университетом и формирование новой организационной структуры.

Категория "национальный исследовательский университет" (НИУ) устанавливается в отношении образовательных организаций высшего образования, которые способны интегрировать процесс обучения с научными исследованиями, проводимыми в данной образовательной организации. Деятельность НИУ должна быть направлена на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники <321>, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

--------------------------------

<321> Перечень приоритетных направлений науки, технологий и техники определен Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168). В этот перечень включены безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

 

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи категория "национальный исследовательский университет" устанавливается по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования. В отношении двух первых российских национальных исследовательских университетов эта категория была установлена на основании указа Президента РФ и без проведения конкурса.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов" <322> были созданы Национальный исследовательский ядерный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и Национальный исследовательский технологический университет на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов".

--------------------------------

<322> СЗ РФ. 2008. N 41. Ст. 4665.

 

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" <323> был объявлен открытый конкурс среди российских университетов и утверждены Правила конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет". На конкурс было подано свыше ста заявок и по результатам конкурсного отбора в отношении 12 университетов было установлена категория "Национальный исследовательский университет" (распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1613-р "О Перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" <324>). Университетами-победителями первого конкурсного отбора стали Высшая школа экономики, Казанский государственный технический университет, Московский авиационный институт (государственный технический университет), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт (государственный университет), Нижегородский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Томский политехнический университет.

--------------------------------

<323> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3683.

<324> СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5386.

 

Второй конкурсный отбор был проведен в 2010 г. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2010 г. N 812-р "О Перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" <325> в отношении еще 15 университетов была установлена категория "национальный исследовательский университет". Статус НИУ получили Белгородский государственный университет, Иркутский государственный технический университет, Казанский государственный технологический университет, Мордовский государственный университет, Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Московский государственный строительный университет, Московский энергетический институт (технический университет), Пермский государственный университет, Российский государственный медицинский университет, Российский государственный университет нефти и газа, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Саратовский государственный университет, Томский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет и Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский Академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий РАН.

--------------------------------

<325> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2690.

 

В ч. 5 комментируемой статьи распределены полномочия по нормативно-правовому регулированию процедур, связанных с установлением категории "национальный исследовательский университет".

Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению порядка конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в том числе условия их финансового обеспечения.

Минобрнауки России наделяется полномочиями по определению эффективности реализации программ развития НИУ, а именно:

- перечень показателей оценки эффективности;

- критерии оценки эффективности;

- периодичность такой оценки.

Реализуя предоставленные Федеральным законом об образовании полномочия, Правительство РФ приняло уже упоминавшийся ранее нормативный правовой акт - Постановление Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" <326>.

--------------------------------

<326> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3683.

 

В соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, конкурсный отбор программ развития проводится с целью определения образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория НИУ. Такой конкурс должен быть открытым, и его участниками могут быть образовательные организации высшего образования, обеспечивающие подготовку кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющие развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Образовательная организация высшего образования имеет право подать одну заявку на участие в конкурсе.

Отбор программ развития осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития образовательных организаций высшего образования за последние три года, в том числе по таким критериям, как:

- кадровый потенциал;

- инфраструктура образовательного процесса и научных исследований;

- эффективность научной и инновационной деятельности;

- свидетельства международного и национального признания;

- качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы развития <327>.

--------------------------------

<327> Оценивается с использованием перечня показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития НИУ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет").

 

На этапе организации проведения конкурса Правительство РФ создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав, а Минобрнауки России вносит в Правительство РФ предложения о создании конкурсной комиссии и утверждении ее состава, устанавливает форму заявки на участие в конкурсе, перечень прилагаемых к ней документов, требования к структуре, срокам и содержанию программ развития, ведет прием и учет заявок на участие в конкурсе, создает экспертную комиссию, объявляет о проведении конкурса и т.д.

На основании решения конкурсной комиссии Правительство РФ утверждает перечень образовательных организаций высшего образования - победителей конкурса, а также программы их развития.

Экспертная комиссия осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

- определяет соответствие заявок и прилагаемых документов установленным требованиям и формирует предложения по составу участников конкурса;

- проводит экспертизу заявок;

- запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у Рособрнадзора, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) образовательных организаций высшего образования - участников конкурса, а также учредителей частных образовательных организаций высшего образования - участников конкурса;

- проводит дополнительную экспертизу в случае существенного расхождения экспертных оценок;

- утверждает протоколы об итогах приема заявок, определении участников конкурса и результатах экспертизы заявок.

Регламент работы экспертной комиссии утверждается Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 14 августа 2009 г. N 300 "Об утверждении регламента работы экспертной комиссии" <328>).

--------------------------------

<328> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 05.10.2009. N 40.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...