Дополнительные образовательные программы 11 глава
Если попечительский совет, управляющий совет и наблюдательный совет в своей деятельности выражают общие интересы всех участников образовательного процесса в рамках данной образовательной организации, то для представления и защиты интересов отдельных групп участников образовательного процесса создаются советы обучающихся и советы родителей, а также действуют профессиональные союзы (представительные органы) обучающихся и работников. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников создаются и действуют в целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательной организации по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей представляют собой коллегиальные органы управления образовательной организации и формируется по инициативе самих обучающихся и их родителей. Они действуют на основании положения о соответствующем совете, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций, на общем собрании (конференции) родителей или иным установленным способом. При этом наличие двух и более советов обучающихся (то же в отношении советов родителей) в одной образовательной организации не допускается. Минобрнауки России оказывает методическую помощь по организации органов ученического и студенческого самоуправления (письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях" <349>).
-------------------------------- <349> Официальные документы в образовании. 2014. Апрель. N 11.
Советы обучающихся и родителей наделены различными полномочиями, позволяющими им реализовать себя в процессе управления образовательной организацией. Так, совет обучающихся имеет право: - участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся образовательной организации; - готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по оптимизации образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачетов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся; - выражать обязательное к учету мнение при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании; - участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации; - участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности; - участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; - вносить предложения по решению вопросов использования материально-технической базы и помещений образовательной организации.
Осуществляя свои полномочия, совет обучающихся запрашивает у органов управления образовательной организации необходимую для деятельности совета информацию, информирует обучающихся о деятельности образовательной организации, рассматривает обращения, поступившие в совет обучающихся, и т.д. Случаи, когда советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников формируют свое мнение, которое учитывается руководством образовательной организации при принятии управленческого решения, локального нормативного акта, перечислены в Федеральном законе об образовании. По общему правилу, советы обучающихся, советы родителей, представительные организации обучающихся и работников формируют мнение, которое учитывается при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Кроме того, они формируют свое мнение в следующих случаях, помянутых в Федеральном законе об образовании: - при принятии локальных нормативных актов по вопросам выплаты материальной поддержки обучающимся (ч. 15 ст. 36); - при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления требований к одежде обучающихся и правил ее ношения (ч. 1 ст. 38); - при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ч. 4 ст. 39); - при принятии локальных нормативных актов по вопросам комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 6 ст. 45).
Статья 27. Структура образовательной организации
Комментарий к статье 27
Принцип автономии образовательной организации реализуется в том числе в самостоятельности образовательной организации в формировании своей структуры. Эта самостоятельность может быть ограничена только нормами, содержащимися в федеральном законе (например, по вопросам создания, реорганизации и ликвидации филиалов). Структура образовательной организации определяется учредителем с учетом сформировавшихся образовательных традиций, особенностей конкретной образовательной организации. Структура образовательной организации закрепляется в ее уставе. Так, например, в Уставе НИУ "Высшая школа экономики" (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <350>) закреплено (п. 8), что университет самостоятельно формирует свою организационную структуру, за исключением создания, реорганизации и ликвидации филиалов. Там же установлено, что университет имеет филиалы, факультеты, кафедры, техникумы, колледжи, научно-исследовательские подразделения, лаборатории, институты, центры, аспирантуру, докторантуру, подразделение дополнительного профессионального образования и подразделение внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, управления, отделы, подразделения социальной инфраструктуры, общежития, культурные центры, профессорскую гостиницу и другие структурные подразделения.
-------------------------------- <350> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.
Структура образовательной организации не является чем-то неизменным, она может развиваться и меняться в направлении ее оптимизации. В вопросах структуры традиционные подходы соседствуют с поиском новых решений. Наиболее динамичные структурные преобразования происходят в настоящее время в высшем образовании. Существенное влияние на них оказывает присоединение России к Болонскому процессу и формирование единого европейского пространства высшего образования. Наряду с такими традиционными структурными подразделениями организаций высшего образования, как факультеты и кафедры, появляются школы и департаменты. Наличие в структуре образовательной организации различных структурных подразделений связано как с типом самой образовательной организации, так и с уровнем, видом и направленностью реализуемых образовательных программ, формой обучения и режимом пребывания обучающихся и т.д. Содержащийся в комментируемой статье перечень структурных подразделений образовательной организации является открытым. В нем наряду с общераспространенными структурными подразделениями (отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, библиотеки, подготовительные отделения и курсы, лаборатории, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, спортивные клубы, общежития и т.д.), присутствуют специфические структурные подразделения, характерные только для отдельных образовательных организаций (конструкторские бюро, учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные театры, интернаты).
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Такие кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований. Порядок создания таких кафедр утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" <351>. -------------------------------- <351> Российская газета. 25.07.2013. N 161.
Статус, функции и полномочия структурных подразделений определяются положениями о них. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации (ч. 4 комментируемой статьи). Особенности структуры МГУ и СПбГУ закреплены в ст. 3 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" <352>: в МГУ и в СПбГУ входят филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс МГУ и в научно-образовательный комплекс СПбГУ в соответствии с их уставами могут входить юридические лица, в том числе институты.
-------------------------------- <352> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5418.
Особое внимание в комментируемой статье уделено филиалам и представительствам, поскольку именно эти структурные подразделения образовательной организации подробнее, чем остальные структурные подразделения, урегулированы законодателем. Филиалы и представительства образовательной организации создаются и ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом об образовании. В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В той же статье Гражданского кодекса РФ филиал определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Из определения представительства, содержащегося в Гражданском кодексе, становится понятной запретительная норма, содержащаяся в ч. 4 комментируемой статьи, в соответствии с которой осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается (функции представительства сводятся исключительно к представлению интересов образовательной организации: в представительстве осуществляется прием и выдача документов, заключение договоров, осуществляется информирование о работе образовательной организации и т.д.). Несоблюдение запрета на осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации влечет за собой административно-правовую ответственность. В соответствии со ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами (такая же норма, как уже отмечалось, содержится в ч. 4 комментируемой статьи). Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. О наличии представительств и филиалов указывается в учредительных документах создавшего их юридического лица, а сами филиалы и представительства действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, которое утверждается в порядке, установленном уставом образовательной организации. Если представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией (ч. 9 комментируемой статьи), создание и ликвидация филиала образовательной организации происходят по усложненным процедурам. Во-первых, филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России. Во-вторых, создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории другого муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Порядок такого согласования определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Например, Приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 21 января 2011 г. N 100 "Об утверждении Порядка согласования создания и ликвидации филиалов государственных бюджетных образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, открытия или закрытия их представительств" <353>, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. N 25-пп "О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области" <354>, Постановление администрации Тамбовской области от 21 октября 2013 г. N 1179 "Об утверждении Порядка согласования открытия филиалов образовательных организаций высшего образования на территории Тамбовской области" <355>. -------------------------------- <353> Волгоградская правда. 02.02.2011. N 18. <354> Биробиджанская звезда. 07.02.2014. N 10. <355> Тамбовская жизнь. 25.10.2013. N 86 (1426).
В-третьих, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22 комментируемого Закона; см. комментарий к ст. 22). В-четвертых, принятие решения о ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22 комментируемого Закона; см. комментарий к ст. 22). Образовательные организации могут создавать свои филиалы и представительства на территории иностранного государства. В этом случае создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Законодатель отмечает, что финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством данного иностранного государства. В ч. 12 комментируемой статьи закреплена норма, в соответствии с которой в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций не допускаются. Представляется, что помещение данной нормы в статью, посвященную структуре образовательной организации, вряд ли можно считать оптимальным решением. Данная норма является, по сути, одним из принципов государственной политики в сфере образования. Заметим, что в Законе 1993 г. "Об образовании" эта норма была включена в статью 1, посвященную государственной политике в области образования. Запрет на создание и деятельность политических партий и религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных организациях в целом соответствует Конституции РФ (ст. ст. 11, 14, 28, 29) и направлен на исключение влияния указанных структур на содержание и порядок деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций в целях защиты конституционных прав обучающихся. Комментируемый запрет не распространяется на частные образовательные организации (даже в том случае, если такая образовательная организация имеет государственную аккредитацию). Комментируемая норма не исключает для педагогов, иных работников государственных и муниципальных образовательных организаций и органов управления образованием возможность входить в организационные структуры политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) индивидуально.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Комментарий к статье 28
Предметом комментируемой статьи является, во-первых, принцип автономии образовательной организации и, во-вторых, статус образовательной организации как участника образовательных отношений. Принцип автономии образовательной организации закреплен в ст. 3 (п. 9 ч. 1) комментируемого Закона как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Само же определение автономии образовательной организации содержится в ч. 1 комментируемой статьи. Автономия образовательной организации объясняет особый характер отношений между образовательными организациями и органами управления образованием. Сохраняя свою административно-правовую природу, такие правоотношения "сглаживают" неравенство сторон, наделяя образовательные организации значительными дискреционными полномочиями, которые они реализуют самостоятельно. Определяя автономию образовательной организации, законодатель понимает под такой автономией самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. При этом законодатель уточняет, что образовательная организация может автономно (самостоятельно) осуществлять перечисленные виды деятельности при условии соблюдения предписаний нормативных правовых актов Российской Федерации и устава образовательного учреждения. Развивая определение автономии, законодатель в ч. 2 комментируемой статьи закрепил, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К понятию автономии образовательной организации законодатель обращается и позже, когда, например, формулирует принципы управления системой образования: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер" (ст. 89 комментируемого Закона). Автономия образовательной организации проявляется в разных направлениях. В рамках действующего законодательства Российской Федерации образовательная организация осуществляет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие ее жизнедеятельность. Значительными полномочиями образовательная организация обладает в сфере организационно-кадровой политики. Она самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т.д. Образовательная организация (это касается, прежде всего, образовательных организаций, действующих в сфере профессионального образования) самостоятельно формирует студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, образовательная организация должна руководствоваться установленными для нее контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Она разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. К компетенции образовательной организации отнесены отдельные вопросы, связанные с оплатой труда работников: установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств (с учетом установленных ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работников, определение порядка и размеров премирования работников и т.д. Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование учебных помещений в соответствии с установленными требованиями и в пределах собственных финансовых средств. Ею создаются также необходимые условия нормального функционирования подразделений общественного питания, медицинских учреждений и т.д. Принцип автономии не должен пониматься как правовое основание бесконтрольности и безнаказанности образовательной организации: он не означает ее выведения из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций в случае нарушения образовательной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и предписаний действующего законодательства. В установленном порядке образовательная организация несет ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования, за реализацию образовательных программ в неполном объеме. Также предусматривается ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье ее обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод участников образовательных правоотношений. Контроль за соответствием деятельности образовательной организации целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредители образовательной организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавший ему лицензию на ведение образовательной деятельности. При этом основной акцент в понимании автономии ставится не на законопослушность образовательной организации, наделенной значительной самостоятельностью (автономией), а на ответственность образовательной организации перед личностью, обществом и государством за осуществляемую ею образовательную деятельность. Для реализации принципа автономии образовательной организации педагогические работники и обучающиеся наделяются академическими правами и свободами, например свободой педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, правом выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, свободой студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставление педагогическим работникам и обучающимся академических прав и свобод позволяет создать оптимальные условия для научного и педагогического творчества, поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Наряду с принципом автономии образовательной организации, предметом комментируемой статьи являются также важнейшие элементы правового статуса образовательной организации - ее компетенция, обязанности и ответственность. В статье приведен перечень основных направлений деятельности, составляющих компетенцию образовательной организации. Этот перечень содержит более 20 пунктов и является открытым (п. 22 ч. 3 "иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации"). Выделенные законодателем направления деятельности образовательной организации, составляющие ее компетенцию, можно условно объединить в несколько групп. 1. Компетенция в области стратегического целеполагания и нормотворчества: - разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации; - разработка и принятие локальных нормативных актов - правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и т.д. 2. Компетенция в области организации образовательного процесса: - разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; - прием обучающихся в образовательную организацию; - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также допущенных к использованию учебных пособий; - использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; - осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; - поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения; - индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся; 3. Компетенция в области охраны здоровья и содержание обучающихся: - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; - создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; - обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; - организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных. 4. Компетенция в области материально-технического обеспечения образовательного процесса: - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; - приобретение или изготовление бланков документов об образовании и квалификации, медалей "За особые успехи в учении". 5. Компетенция в области управления, контроля, учета и обеспечения информационной открытости: - предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; - проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; предоставление отчета о результатах самообследования; - содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся; - обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. 6. Компетенция в кадровой сфере: - установление штатного расписания; - прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей; - создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. Отдельные полномочия образовательной организации, упомянутые в комментируемой статье, могут быть реализованы в особом порядке, установленном законодательством. Так, например, организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования" <356>).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|